Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
Филимонова Е.К.
Московский педагогический государственный университет,
Москва
Как известно, профессиональное самоопределение, сензитивным для формирования которого считается ранний юношеский возраст (15-17 лет), не ограничивается только индивидуальным выбором профессии и путей ее получения. Мы разделяем точку зрения Е.И. Головахи (1988), согласно которой профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью жизненного, личностного самоопределения, имеющего ценностно-смысловую природу. Таким образом, на данном возрастном этапе личностное самоопределение (то есть ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения.
Анализ широкого круга теоретических и прикладных исследований по вопросу личностного самоопределения привел к заключению, что проблемы ценностно-нравственной ориентации в юности исследованы пока недостаточно: преобладают описательно-социологический и узко-экспериментальный подходы, а в направлении разработки эффективных технологий формирования мировоззренческой и профессиональной позиции субъекта делаются пока первые шаги.
Как показывает наш практический опыт профориентационной работы с различными возрастными и социальными категориями клиентов, обращающимися в службу занятости, зачастую запрос клиента не ограничивается только психодиагностикой профессиональных интересов, склонностей и индивидуальных особенностей, а затрагивает вопросы построения жизненных планов, смысла жизни и т. п. Особенно часто с подобными запросами к нам обращаются молодые люди – выпускники общеобразовательных школ и учреждений начального, среднего профессионального образования.
Анкетирование, проведенное среди учащихся 8–11 классов (около 1300 ребят) общеобразовательных школ Балашихинского района, позволило сделать вывод о том, что около 60 % ребят пока еще не способны определиться с профессиональными и жизненными планами или испытывают значительные затруднения в этой области. Данный феномен можно объяснить психологическими особенностями этого возрастного этапа, а именно – выявленнымв исследованиях И.В. Дубровиной и ее коллег (1989) формированием у большинства ребят данного возраста только психологической готовности к личностному самоопределению, а не самого самоопределения как возрастного новообразования.Однако, данная проблема усугубляется еще и тем, что в современной России отсутствуют общепризнанные модели личностного и профессионального самоопределения. Конечно, определенные ориентиры ребята получают через СМИ и от родителей, близких людей (приблизительно 34 %). Но как отмечают сами школьники (почти 70%): в определении жизненных перспектив, в том числе – профессиональных ориентиров необходима помощь специалистов.
Известно, что профориентационная работа в школах держится исключительно на энтузиазме школьных психологов и учителей, а иногда и вообще не ведется систематически. Поэтому, нами была предпринята определенная попытка апробации профориентационной программы с учащимися общеобразовательных школ Балашихинского района, затрагивающая ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения.
Таким образом, основной целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи системы декларируемых, то есть осознаваемых, ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте. В исследовании приняли участие в общей сложности 127 человек учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ города Балашихи (Московской области). В задачи нашего исследования входило:
Изучения взаимосвязи между степенью готовности к профессиональному выбору и системы ЦО
Исследование возможности формирования системы ЦО посредством системы профориентационных занятий.
При построении программы исследования мы отдавали себе отчет в том, что ценностные ориентации (ЦО) как структура личности является глубинно-интериоризированным образованием, поэтому мы выбрали лонгитюдную форму работы (программа проводилась на протяжении двух лет, с 2002 по 2004 год). А именно – профориентационные занятия проводились нами систематически и диагностические «срезы» были сделаны через два года,причем результаты соотносились с показателями контрольной группы, которая не была охвачена вышеупомянутой профориентационной программой.
На первом этапе нашей работы мы проводили диагностическое исследование с использованием методик: модифицированного теста - «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ) и разработанной нами анкеты «Твой выбор», которая позволяет определить уровень сформированности профессионального самоопределения. Затем мы сравнили показатели основной группы № 1 (127 человек) и контрольной группы № 2 (100 учащихся), не охваченной профориентационной программой. Далее систематически проводились профориентационные занятия с ребятами, с использованием ролевых игр, формирующих методов – «Перекресток» (Пряжников Н.С.), дискуссий, информирования о современном рынке труда и т.д. По окончанию программы занятий нами было проведено повторное психологическое тестирование, результаты которого сравнивались с показателями контрольной группы.
При математико-статистической обработке результатов тестирования мы использовали критерий φ* - угловое преобразование Фишера (критические значения φ*≤1,64 (p≤0,05) и φ*≤2,31 (p≤0,01). На первом этапе были определены уровни значимости различий по показателям тестирования между группами 1 и 2 по обеим методикам: ЦОЛ и «Твой выбор». Так, φ*(ЦОЛ)=1,31 (приp=0,096) и φ*(«Твой выбор»)=1,48 (приp=0,07), что говорит о незначимости различий между группами до проведения занятий. На втором этапе мы действовали аналогичным способом, то есть подсчитали степени значимости различий между группами по обеим методикам: φ*(ЦОЛ)=1,84 (приp=0,033) и φ*(«Твой выбор»)=1,77 (приp=0,038), что говорит о существовании значимых различий между группами после проведения занятий. Таким образом, можно сделать вывод, что рабочая гипотеза подтвердилась: степень согласованности и сформированности ЦО свидетельствует об определенном уровне готовности к профессиональному выбору, а также – в ходе проведения профориентационных занятий можно оказать определенное влияние на формирование системы ЦО.
На основании всего вышеизложенного можно говорить о том, что существует возможность опосредованно влиять на формирование готовности к профессиональному, шире - жизненному самоопределению, причем выбор профессионального пути необходимо соотносить не только с профессиональными, но и с другими жизненными ценностями, чтобы они не вступали в противоречие. Противоречивая, негармоничная система ценностных ориентаций может создавать препятствия в формировании профессиональных намерений и жизненных целей и конкретных планов личности. Поэтому еще раз подчеркнем, что важнейшей предпосылкой успешной профессиональной самореализации человека в будущем, является формирование непротиворечивой, внутренне согласованной системы ценностных ориентаций, служащейбазисом жизненных целей и планов, уже в юношеские годы.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя