Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
Стюхина Г.А.
Сергиево-Посадский гуманитарный институт,
Сергиев Посад
Изучение индивидуальности, способностей личности, имея достаточно богатую историю, как правило, осуществляется на примере психики здорового человека. Специфика развития способностей детей и подростков с психическими нарушениями на основе современных концепций способностей и индивидуальности остается недостаточно изученной.
В то же время следует отметить, что в условиях социальной и экономической нестабильности увеличивается количество людей, страдающих различными формами психических расстройств, в связи с чем, особую актуальность приобретает учет их индивидуальных особенностей для разработки профилактических и коррекционных мероприятий.
Целью исследования, выполненного нами на базе Московской областной психиатрической больницы №5, было выявление особенностей мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения. В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте 12-14 лет: 20 подростков - находящееся на стационарном лечении и 20 учащихся средней общеобразовательной школы.
Теоретической базой организации и проведения исследования явились основные положения функционально-генетической концепции В.Д. Шадрикова.
Результаты исследования позволили сделать некоторые выводы, как об уровне развития, так и о качественных особенностях структуры мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения.
Изучение особенностей непосредственного, опосредованного запоминания и отсроченного во времени воспроизведения показало наличие статистически достоверных различий в продуктивности как функциональных, так и операционных механизмов памяти.
Подростки с диагнозом олигофрения имеют более низкие показатели по всем изучаемым параметрам по сравнению с контрольной группой испытуемых (t=2,05; n=38; p<0,05). Так, показатели непосредственного и опосредованного запоминания испытуемых данной группы составляют в среднем 6,3 и 10,15 слова соответственно (использовалась функциональная методика двойной стимуляции А.Р.Лурия, Л.С.Выготского), тогда как у подростков контрольной группы - 9,35 и 13,0 соответственно.
Данная тенденция была выявлена и при использовании пиктографических знаков в целях запоминания. Подростки с диагнозом олигофрения испытывали существенные затруднения при использовании символов для запоминания слов и словосочетаний. Средние показатели продуктивности опосредованного запоминания в данной группе в два раза ниже по сравнению с контрольной группой (по результатам методики «Пиктограммы» Л.В.Занкова).
Специфические особенности развития памяти подростков с диагнозом олигофрения проявляются и при отсроченном воспроизведении заученных слов. По результатам методики «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) показатели отсроченного во времени воспроизведения в данной группе меньше в два раза (4,35 слова) по сравнению с контрольной группой (8,55 слова).
Снижение показателей непосредственного запоминания, осуществляющегося преимущественно с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей, обусловлено, вероятно, клиническим течением заболевания. Олигофрения часто сопровождается необратимыми органическими поражениями мозговых структур, что отражается на развитии функциональных систем, реализующих функции запоминания и сохранения информации.
Функциональные механизмы реализуют филогенетическую программу и составляют внутреннее основание, на котором в процессе научения, воспитания и накопления индивидуального опыта строится система операционных механизмов.
Специфика развития функциональных механизмов памяти подростков с диагнозом олигофрения отражается и в недостаточном развитии операционных механизмов памяти, что проявлялось в несформированности таких операций как ассоциация, схематизация, аналогия, перекодирование и т.д.
Подростки с диагнозом олигофрения демонстрировали низкую эффективность, а порой и неспособность использования вспомогательных средств для организации своей мнемической деятельности.
Вместе с тем, следует отметить, что продуктивность мнемической деятельности с опорой на вспомогательные средства значительно выше в обеих группах по сравнению с продуктивностью непосредственного запоминания. Данный факт указывает на то, что при наличии органических нарушений мозговых структур имеется возможность использовать системные свойства организации мнемических способностей для повышения эффективности памяти подростков.
С.Л.Рубинштейн отмечал, что способности представляют собой сложное синтетическое образование, в основе которого лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Способности, развиваясь на их основе, являются «все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которые задатки входят как исходный момент, как предпосылка» (С.Л.Рубинштейн, 2000, с.536).
Врожденные особенности нервно-мозгового аппарата, наблюдаемые в частности при олигофрении, и есть различия в задатках, которые «включаясь в развитие индивида, развиваются, т.е. преобразуются и изменяются» (С.Л.Рубинштейн, 2000, с.536).
Память, в соответствии с функционально-генетической концепцией способностей В.Д.Шадрикова, рассматривается как функциональная система, в структуре которой выделяют функциональные, операционные и регуляторные механизмы, взаимодействие между которыми осуществляется по системному принципу (в соответствии с теорией системной динамической организации высших психических функций А.Р.Лурия).
Образование операционных механизмов мнемических способностей может опосредованно оказывать влияние на развитие, как функциональных механизмов, так и регуляторных механизмов памяти, повышая уровень системности. Именно с противоречием между функциональными и операционными механизмами в процессе индивидуально-психического развития человека Б.Г.Ананьев связывал движущие силы этого развития (Б.Г.Ананьев, 1998).
Развитие операционных механизмов мнемических способностей подростков, страдающих олигофренией, путем обучения их навыкам использования мнемических приемов, позволит в некоторой степени компенсировать органические нарушения функциональной системы памяти, повысив ее эффективность.
Функционально-генетический подход к рассмотрению проблемы развития способностей может стать теоретической базой для разработки эффективных коррекционных и реабилитационных программ для подростков с различными психическими заболеваниями.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя