logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.

Казакова Л.П.,

Московский педагогический государственный университет,

Москва

Изменения, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, грандиозны. Быстрота этих социальных, экономических, культурных изменений привела к тому, что в настоящее время в России сосуществуют несколько поколений, установки, принципы, опыт которых существенно отличаются. В условиях преобладания нуклеарной семьи связи между членами семьи, принадлежащими к разным поколениям, не очень интенсивны, а зачастую формальны. В городских семьях сокращается время общения родителей с детьми, сужается круг тем, по поводу которых происходит общение. На наш взгляд, при этом усиливается социализирующая роль «широкого» социального окружения, частью которого является продукция средств массовой коммуникации. Телевизионная среда, компьютерные игры, звезды эстрады могут сейчас конкурировать с семьей по силе воздействия на личность детей. Современные школьники идентифицируют себя не только с собственными родителями, другими близкими людьми, но и с «далекими», но зато такими привлекательными, яркими, необычными образами телеэкрана. Мы предположили, что телевизионные образы (и другие популярные образы средств массовой коммуникации) оказывают влияние на формирование Я-концепции младших школьников.

В апреле-мае 2005 года нами было осуществлено исследование телевизионных и литературных ориентаций младших школьников. В исследовании приняли участие 81 учащийся 2-х, 3-их, 4-х классов средней школы № 1 г. Звенигорода Московской области, из них 38 девочек и 43 мальчика. Все испытуемые из семей со средним и низким доходом; среди обследованных школьников большинство были уроженцы Звенигорода; несколько человек - выходцы из стран ближнего зарубежья.

В ходе исследования с целью выявления одного из аспектов культурного контекста развития испытуемых (телевизионной и литературной среды) проводилась беседа с фиксированным списком вопросов об их любимых фильмах, мультфильмах, телепередачах, книгах; героях книг, фильмов и мультфильмов. Также испытуемым предлагалось оценить себя, свои качества (с помощью методики изучения самооценки Дембо – Рубинштейн), а впоследствии по тем же критериям (качествам) оценить персонажа фильма или мультфильма, на которого им хотелось бы быть похожими в будущем.

Особенности телевизионной продукции, на которую, так или иначе, ориентированы школьники, не стали неожиданностью. Выявилось, что младшие школьники интересуются как отечественными, так и зарубежными фильмами и мультфильмами, причем мальчики сильнее, чем девочки, ориентируются на зарубежную продукцию масс-медиа. С возрастом интерес к зарубежной продукции телеэкрана в нашей выборке усиливается.

При выборе персонажа телеэкрана, на которого хотелось бы быть похожими в будущем испытуемые, также были названы как отечественные, так и зарубежные образы. Причем мальчики чаще ориентируются на зарубежных героев, чем девочки. С возрастом ориентация на персонажей зарубежных фильмов и мультфильмов также растет. Так, в нашей выборке 26% испытуемых назвали персонажа из отечественных фильмов и мультфильмов; 60% - из зарубежных; 11% назвали персонажа, которого они могли увидеть и в отечественном, и в зарубежном фильме (например, Золушка); и 4% вообще отказались назвать героя, на которого им хотелось бы быть похожими.

Выявилось, что в списках наиболее любимых испытуемыми персонажей фильмов мальчиков и девочек очень мало совпадений (это А.Заворотнюк – няня Вика из сериала «Моя прекрасная няня», Кармелита - сериал «Кармелита», Дж. Чан, Гарри Поттер, А. Шварценеггер, 5 могучих рейнжеров, кот Сэлем – «Сабрина – маленькая ведьма», собака Рэкс – «Комиссар Рэкс»). А вот общих для мальчиков и девочек персонажей, на которых им хотелось бы быть похожими, вообще нет.

Наиболее популярные (названы хотя бы дважды) персонажи, на которых хотят быть похожими мальчики:Гарри Поттер (7 выборов), Терминатор (4 выбора) и А. Шварценеггер (1 выбор), Бетмен (4 выбора), Человек-паук (3 выбора), Стивен Сигал (2 выбора). Наиболее популярные персонажи, на которых хотят быть похожимидевочки: няня Вика (А. Заворотнюк) из сериала «Моя прекрасная няня» (8 выборов), Золушка (2 выбора), Гермиона Гренджер из фильмов о Гарри Поттере (2 выбора), Жади (сериал «Клон») – 2 выбора, Кармелита (сериал «Кармелита») – 2 выбора, Золушка (2 выбора), Заяц («Ну, погоди!») – 2 выбора, герои сериала «Зачарованные» (4 выбора).

Таким образом, любимые персонажи девочек преимущественно женского пола, а мальчиков – мужского пола. Среди наших испытуемых не нашлось ни одного, кто выбрал бы в качестве персонажа, на которого хотелось бы походить, персонажа противоположного пола. Лишь небольшое количество мальчиков и девочек назвали в качестве такого героя – животного (Зайца из «Ну, погоди!», мышку Джерри, Крота).

Можно предположить, что в телевизионных ориентациям младших школьников четко проявляются стереотипы мужественности – женственности. Причем данные исследования показывают, что младшие школьники находят привлекательные для них образцы мужественности-женственности преимущественно в зарубежной телепродукции, то есть для большинства испытуемых данные образцы отделены от национальныхценностей, образцов, традиций.

Значимые отличия (на уровне не менее 0,05 – U-критерий Манна - Уитни) обнаружились между мальчиками и девочками при самооценке некоторых качеств (доброта, щедрость, аккуратность, красота, не драчливость). При оценке героя, на которого хотелось бы быть похожими, у мальчиков и девочек больше значимых различий (смелость, отношение в семье, успеваемость, не драчливость, физическая сила, красота, счастье). Мы полагаем, что обнаруженные различия не случайны: они отражают принятие своей половой роли мальчиками и девочками и ориентацию на традиционно относимые к женским или мужским качества привлекательных героев, транслируемых с экрана. Причем наиболее значимые различия в оценке качеств героя-«образца» мальчиками и девочками – относятся ксиле икрасоте.

Особенности телевизионных ориентаций детей, очевидно, не случайны, как бы взрослые ни относились тому, что дети любят «взрослые» сериалы-мелодрамы, боевики, зарубежные фильмы и мультфильмы. Устойчивый интерес к персонажам определенного типа анализировали К. Г. Юнг, Э. Берн, Э. Фромм. Мы полагаем, что определенные культурные (литературные, фольклорные, телевизионные) образы могут рассматриваться как возможное средство формирования различных аспектов и модусов Я.

Результаты нашего исследования позволяют предположить, что «Я настоящем» и «Я будущем» («Я идеальном») младших школьников, мальчиков и девочек, отражаются соответственно особенности мужской и женской половой роли. Причем в «Я будущем», «Я идеальном» более ярко проявляются гендерные различия, чем в «Я настоящем».

Некоторые популярные персонажи телевидения, которые оцениваются взрослыми, имеющими детей, чаще всего отрицательно: как агрессивные, глупые, недалекие, бездуховные, «не наши» - как мы полагаем, очень нужны детям. Мальчикам и девочкам чрезвычайно важно иметь привлекательные образцы мужественности и женственности, тем более что в жизни, в своей семье, дети не всегда могут найти такие образцы. И дети ориентируются на персонажей зарубежных, «не наших», фильмов и мультфильмов, если эти образы имеют сомнительные художественные достоинства, то не дети виноваты в этом, а взрослые. Мы полагаем, что создание привлекательных для детей, адекватных современности отечественных образов героев, силачей, красавиц … является важной задачей. Это позволит гармонизировать социокультурную среду маленьких россиян. Вероятно, в настоящее время это не просто поиск средств выражениянекой «национальной идеи», но и самопостроениеэтой идеи.