logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Проблема познания индивидуальности в современной психологии

Жданова С.Ю.

Пермский государственный университет,

Пермь

Перемены, происходящие в современном российском обществе, усиление его демократического и гуманистического начал определяют повышенный интерес к индивидуальности человека. Психология индивидуальности становится сегодня одним из приоритетных направлений психологических исследований, т.к. является основой для решения важных социально-прикладных задач, связанных с индивидуализацией обучения, воспитания, становлением и развитием профессионализма, взаимодействием человека с коллективом, адаптацией к условиям и требованиям деятельности. Все это определяет потребность психологического изучения индивидуальности человека.

В настоящее время в ряде научных исследовательских школ по проблемам индивидуальности накоплен большой и разносторонний материал. Это исследования, проводимые прежде всего в Москве (Б.М. Теплов, 1961, 1985; В.Д Небылицын, 1978, 1997; В.М. Русалов, 1988, 1990; Э.А. Голубева, 1993, 1995, 1997; М.С. Егорова, 2000; А.И. Крупнов, 2003; Т.Ф. Базылевич, 2003; С.Б. Малых, 2004), в Санкт-Петербурге (Б.Г. Ананьев, 1968, 1977, 1980; Л.А. Головей, 1993; В.К. Гербачевский, 1993; Е.Ф. Рыбалко, 1993; 1999), Перми (В.С. Мерлин с сотруд.; Б.А. Вяткин с сотрудн.), а также в других научных коллективах. Однако до сих пор целый ряд вопросов остается дискуссионным. Так, не получило еще однозначного истолкования понятие индивидуальности, нет единого понимания в отношении структуры индивидуальных свойств человека, особенностей развития индивидуальности. Отмечая неоднозначность подходов к изучению феномена индивидуальности, следует подчеркнуть, что в современных исследованиях внимание в основном уделяется изучению индивидуальности как объекту познания. В связи с этим анализу подвергаются структурные составляющие индивидуальности, особенности взаимосвязей между характеристиками разных уровней индивидуальности. Вместе с тем в контексте тенденции целостного познания человека особую актуальность приобретает изучение индивидуальности не только как объекта, но и как субъекта познания. Подход к индивидуальности человека как к субъекту познания собственной психической реальности в настоящее время становится все более распространенным (К.А. Абульханова-Славская, 1986, 1991; Г.М. Андреева, 1999, 2000; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000; А.В. Брушлинский, 2001, 2002; А.А. Волочков, 2002; А.М. Ким, 2002; В.В. Знаков, 2002, 2003; А.К. Мукашева, 2003; Д.И. Дубровский, 2004; Е.А. Сергиенко, 2005). Все большее количество исследователей привлекает вопрос том, как отображается субъектом познания собственная психическая реальность (С.В. Кондратьева, 1981; И.Л. Можаровский, 1998; Е.А. Климов, 1998; Е.В. Левченко, 2000; 2004).

Однако имеющие место исследования в основном направлены на изучение отдельных фрагментов психической реальности. Работы, посвященные изучению индивидуальности человека в целом, как объекта и субъекта познания, практически отсутствуют.

В связи с этим, существует необходимость целостного познания индивидуальности, изучение индивидуальности не только как объекта, но и субъекта познания.

С целью изучения рефлексивного знания об индивидуальности нами было проведено специальное исследование. Оно осуществлялось на выборке студентов Пермского госуниверситета.

Изучение представлений об индивидуальности и особенностей познания человеком себя и индивидуальности других людей осуществлялось на основе: метода незаконченных предложений, метода свободного описания (M. Lalljee, R. Angelova, 1995), а также метода рисунка.

С целью изучения индивидуальных особенностей студентов использовались методы и методики исследования, направленные на изучение свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально психологического уровней индивидуальности: опросник Я. Стреляу, опросник формально-динамических свойств В.М. Русалова, опросник Г. Айзенка; личностный опросник – 16 PFP. Кеттелла, методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей, методика изучения уровня субъективного контроля Д. Роттера, методика изучения направленности личности М.Кучера, В. Смекало, методика Т. Лири, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, методика изучения самоотношения В.В. Столина. Характеристики интеллектуальной сферы студентов изучались с помощью методики КОТ, теста структуры интеллекта Амтхауэра. Для изучения особенностей социального интеллекта использовалась методика Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Обработка полученных данных включала использование метода контент-анализа. Анализ текстов респондентов осуществлялся на основе системы обработки данных Shweder,Bourne(1982). С целью подтверждения обоснованности выделенных категорий была использована процедура экспертной оценки. Обработка полученных данных осуществлялась на основе пакета прикладных программStatistica5,0forWindows, а также статистического пакетаSPSS10.0.

В ходе исследования были получены следующие результаты. Было установлено, что существует общее поле представлений студентов об индивидуальности. Индивидуальность связывается респондентами с человеком, понимается как целостность, описывается через совокупность индивидуальных свойств, качеств, понимается как оригинальность, неповторимость, своеобразие. Студентов-психологов по сравнению с другими группами респондентов характеризует отражение основных и существенных признаков индивидуальности, соответствие научному знанию об индивидуальности.

Также было обнаружено, что существуют специфические особенности познания человеком себя и индивидуальности других людей. Познание собственной индивидуальности является развернутым, глубоким, дифференцированным, направлено на анализ характеристик психологической сферы.

Познание индивидуальности другого человека зависит от времени знакомства. Познание человека, знакомого менее года, ориентировано на индивидные характеристики индивидуальности человека: пол, возраст, особенности внешности; осуществляется быстро, характеризуется избирательностью, фрагментарностью, наличием стереотипных ответов, оценочных суждений, соответствует уровню социальных представлений - стадии понимания-узнавания.

Познание индивидуальности человека, знакомого более 6 лет, является подробным, дифференцированным, целостным, направлено на познание свойств индивидного, личностного, социально-психологического уровней индивидуальности, в большей мере схоже с познанием человеком собственной индивидуальности и соответствует более глубокому уровню познания, осуществляется на стадии понимания-объединения

В ходе исследования также было установлено, что познание индивидуальности связано с индивидуальными особенностями познающего субъекта. Результаты исследования свидетельствуют об особенностях познания индивидуальности в зависимости от пола, возраста. В качестве значимых факторов, определяющих познание индивидуальности, выступают характеристики интеллектуальной сферы, свойства личностного, социально-психологического уровней индивидуальности. Среди характеристик интеллектуальной сферы наибольшую роль в познании индивидуальности играют свойства социального интеллекта: способность предвидеть последствия поведения, способность к логическому обобщению, выделению существенных признаков в невербальном поведении человека, способность понимать вербальные реакции человека в зависимости от контекста, способность понимать логику развития ситуации взаимодействия.