logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия

Дьяконова Н.А.

Телефон Доверия 2050550,

Москва

Психолог Телефона Доверия в своей практике встречается с большим разнообразием житейских проблем, предъявляемых абонентами. Потребность в экстренной психологической помощи возникает в случаях, когда сам человек бывает «выбит из равновесия» настолько, что не справляется со своим эмоциональным состоянием. Тогда помощь психолога заключается в восстановлении этого равновесия хотя бы в той мере, которая позволила бы адекватно реагировать на жизненную ситуацию.

Эффективность помощи возрастает, если учитывать индивидуальные особенности звонящих. Трудность такого учета – в ограничении каналов коммуникации с клиентами техническими возможностями телефонной линии.

В отсутствии визуального канала восприятия и воздействия, резком ограничение кинестетического канала, решающее значение приобретает канал аудиальный.

Особенности произнесения и построения фраз, смысловые акценты и повторяющиеся формулировки жалоб, скорости и тембр речи, интонация, особенности дыхания позволяют построить систему терапевтических посланий, ослабляющих психологическое направле6ние звонящего.

Бодинамический подход в работе психолога Телефона Доверия предполагает рассмотрение индивидуальной структуры характера абонента и использование в телефонном разговоре с ним «идеальных терапевтических посланий», фраз и «техники установления личностного контакта», разработанных в Бодинамикеи позволяющих опереться на внутренние ресурсы данного конкретного человека.

В Бодинамике существует 14 структур харакетров, сгруппированных в 7 пар:

  1. Структура существования:

    1. ментальная: чувствует страх и избегает гнева, склонен к философствованию и абстрактным мыслительным процессам. Аккумулирует энергию в форме мыслей;

    2. эмоциональная: чувствует гнев и избегает страха, накапливает энергию в форме эмоций, которая отреагируется в виде реакций отчаяния, закрывающих подлежание переживания одиночества или изоляции.

  2. Структура потребностей:

    1. позиция отчаяния: чувствует себя опустошенным, лишенным энергии, смирившимся. Трудности в различении разных потребностей и в разделении собственных потребностей от нужд других;

    2. позиция недоверия: управляет своей энергией и чувствами через отвержение. Не верит, что получит необходимое, если попросит. Потому и не просит. Считает истинными только те отношения, в которых можно получить то, в чем нуждаешься, не прося об этом.

  3. Структура автономии:

    1. невербальная структура: избегает психической боли, уходя из ситуации. Не знает, что такое помощь. Собственные желания исчезают, когда находятся среди других людей. Много импульсов, которые не может назвать словами.

    2. вербальная структура: избегает боли, активно меняет тему разговора, если ситуация чем-то задевает. Ощущает потерю себя, привязываясь к другому. Считает, что, получая помощь необходимо подчиняться.

  4. Структура воли:

    1. приносящий себя в жертву;

    2. осуждающий.

  5. Структура любви:

    1. романическая структура;

    2. соблазняющая структура.

  6. Структура мнений:

    1. замкнутый, угрюмый;

    2. самоуверенный, упрямый.

  7. Структура солидарности:

    1. равный со всеми;

    2. конкурирующий.

Примеры «идеальных терапевтических посланий». Для структуры существования: у тебя есть право быть (для 1а), у тебя есть право на конктакт, я внимателен к выражению твоих чувств (для 1б).

Для структуры потребностей: когда я даю тебе что-то, ты можешь это принять или не принять (для 2а), и я буду уважать твое «да» или «нет».

Для структуры автономии: твои эмоции принадлежат тебе, ты – это ты, ставайся собой, помощь возможно (для 3а), ты можешь быть привязан и свободен одновременно (для 3б).

Для структуры воли: ты можешь быть в ярости на человека, даже продолжая любить его (для 4а), я могу выдержать твою силу, невзирая на эмоции, которые ты выражаешь (для 4б).

Для структуры любви: ты можешь не дарить своего сердца, ты можешь давать от сердца и принимать в сердце (для 5а), твое сердце не может быть разбито, но иногда ты можешь чувствовать, что оно разрывается на части, потому что это больно, терять любимого человека (для 5б).

Для структуры мнений: я бы хотела услышать, что ты думаешь (для 6а), я бы хотела услышать твое мнение и доводя в его пользу (для 6б), мы можем соглашаться или нетЖ, и то и другое – нормально (для 6б).

Для структура солидарности: это нормально, если ты будешь выделяться, если ты будешь лучшим (для 7а), мне интересно, что ты делаешь и что ты по этому поводу чувствуешь (для 7б) и т.п.

Учитывая ограниченность по времени терапевтического диалога с абонентом, конечно, не ставится задача психологической коррекции человека, но достигаемая степень центрирования позволяет восстановить в определенной мере социальную адаптацию и включить ресурсы, необходимые для дальнейшего самостоятельного решения жизненных проблем.