logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.

Кострикина И.С.

Институт психологии РАН,

Москва

Исследование способностей в контексте целостной индивидуальности одна из ведущих традиций российской психологической науки, комплексность изучения способностей достигается исследованием различных подструктур индивидуальности и выявления их взаимосвязей (Голубева,1993; Дорфман,1998, 2005; Мерлин,1986; Русалов,1979, 2005 Теплов,1985). Способности и индивидуальные психические свойства изучаются как предикторы достижений и самореализации личности в системе общей психической активности человека и в онтогенезе его развития. Исследование целостной индивидуальности в социальном развитии предполагает системное изучение индивидуальных свойств и способностей (Ананьев, 1966). Способности и индивидуальность изучаются как целостная система со сложными функциональными взаимосвязями (Шадриков, 2004). При этом методология изучения целостной индивидуальности не достаточно операционализирована в экспериментальных моделях исследования когнитивных способностей. Например, в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности и эффективности жизнедеятельности сохраняется подход, основанный на выявлении парциальных корреляций между различными индивидуальными особенностями, что часто приводит к появлению противоречий в эмпирических исследованиях и некорректности прикладных прогнозов.

Адекватный прогноз индивидуальных интеллектуальных достижений, особенно в случаях одаренности, возможен при комплексной оценке индивидуального как потенциального, развивающегося и развившегося и реализовавшегося (Эфроимсон,1997). Методологически оценка когнитивных способностей как целостной когнитивной индивидуальности возможна при совмещении ресурсного подхода (Канеман, 2003 Дружинин, 1998, 2001) структурно-динамического (Дружинин, 2001, Ушаков, 2004) и онтогенетического (Холодная, 2004).

Обилие противоречивого эмпирического материала, выявленные пороговые и корреляционные эффекты в исследованиях когнитивных способностей и индивидуальности, низкая прогностичность измерительных процедур требуют изменений исследовательской схемы. Критика психометрического подхода привела появлению новых парадигм исследования индивидуальной интеллектуальной эффективности. Достаточно продуктивным оказался перенос исследований в реальные сферы деятельности анализ индивидуальных особенностей и способностей на субгруппах профессионалов в различных областях деятельности (Стернберг и др., 2002). Сочетание психометрических измерений с оценкой способности решать прикладные и творческие задачи позволило более корректно оценивать интеллектуальную одаренность школьников и прогнозировать их учебные достижения и достижения в творческой деятельности(Sternberg,1998). Основной проблемой психометрического подхода является его унитарность, т.е. направленность на поиск некоторого универсального предиктора достижений и эффективности интеллектуальной деятельности. Поиск некоторого универсального фактора или свойства, обеспечивающего индивидуальные интеллектуальные достижения, основан на традиции экспериментальной психологии восходящей к Гальтону, понимающей ментальные способности как общую, унитарную черту (Jensen, 1998). В качестве такой унитарной черты исследователями предлагаются различные измеряемые параметры когнитивных способностей: уровень интеллектуального развития (IQ), креативность (Cr), неосознаваемый метакогнитивный контроль (когнитивные стили), когнитивный ресурс (объем оперативной памяти, концентрация и переключаемость внимания). В отечественной психологии активно дискутируется вопрос о том, насколько соответствуют результаты измерений того или иного параметра реальным интеллектуальным достижениям, какой параметр можно считать ключевым ( Богоявленская, Поддъяков, Ушаков, Холодная, Шмелев и др., 2004).

Не отказываясь от психометрического подхода как измерительных процедур в исследованиях индивидуальной интеллектуальной эффективности необходимо отказаться от унитарной трактовки психометрических результатов, а так жек перенести акцент в моделях измерений и интерпретациях измерений с вероятностного подхода на возможностный и рассматривать индивидуальность как возможность самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Смена вероятностного статистического подхода на возможностный подход, требует поиска соответствующих методов математического моделирования. Развитие комплексной диагностики когнитивных функций , в модульно интегративной форме позволит формулировать реальный прогноз достижения экспертной стадии профессионального развития, направленности самореализации. Учет таких медиаторных параметров как индивидуальное знание и индивидуальные концепты, индивидуальный опыт может способствовать построению корректных прогнозов развития и реализации индивидуальности .

Применение методов нечеткой логики (fuzzylogic), представленных в пакетахMatlabиWizWhyоказалось корректным для выявления способностей как целостных паттернов сложно структурированных свойств, полученных на основе различных психометрических измерений. В статье «Нечеткие множества как основа теории возможности» (1978) Л.Заде утверждает следующее: «когда наш основной интерес состоит скорее в описании смысла информации, чем в определении ее меры (в смысле работ Шеннона и Винера по статистической теории информации), возможностный подход к анализу информации оказывается более удобным и естественным по своей природе, чем вероятностный». Введение Л.Заде понятий «распределение возможностей», «меры возможности», «качественное описание истинности позволяет использовать методы нечеткой логики как альтернативу традиционной вероятностной статистике и популярному методу моделирования структурными уравнениями.

Данный подход соответствует задачам прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности на основе исследования когнитивной индивидуальности как возможности к развитию и реализации в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Применение положений о модульно-интеративной диагностике когнитивных способностей и прогностического математического моделирования произведено на основе исследования специалистов и обучающихся в области информационных технологий (n=94). Измерены проявления способностей в форме психометрического интеллекта и креативности, а также параметра имплицитной обучаемости на разных уровнях профессионального становления: новичок, компетентный, эксперт.

По результатам проведенного эмпирического исследования сделаны выводы:

-формальные социовозрастные характеристики не являются релеванными для прогноза практических достижений. Структурные особенности способностей как пересечения когнитивных функций оказываются факторами, вносящими вклад в интеллектуальные достижения. Критически значимым компонентом для наличия достижений в области ITявляется креативность, при этом переход к экспертной стадии профессионального развития предопределен высоким уровнем развития имплицитной обучаемости.

- сравнение классической вероятностной модели обработки данных и возможностной модели, позволило выявить приоритеты возможностного подхода к анализу данных. Применение систем нечеткой логики к обработке данных основано на понимании индивидуальной системы способностей как системы нечетких множеств, представляющих собой сложноструктурированые паттерны свойств, что позволяет построить адекватный прогноз индивидуальной интеллектуальной эффективности.