Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
Кострикина И.С.
Институт психологии РАН,
Москва
Исследование способностей в контексте целостной индивидуальности одна из ведущих традиций российской психологической науки, комплексность изучения способностей достигается исследованием различных подструктур индивидуальности и выявления их взаимосвязей (Голубева,1993; Дорфман,1998, 2005; Мерлин,1986; Русалов,1979, 2005 Теплов,1985). Способности и индивидуальные психические свойства изучаются как предикторы достижений и самореализации личности в системе общей психической активности человека и в онтогенезе его развития. Исследование целостной индивидуальности в социальном развитии предполагает системное изучение индивидуальных свойств и способностей (Ананьев, 1966). Способности и индивидуальность изучаются как целостная система со сложными функциональными взаимосвязями (Шадриков, 2004). При этом методология изучения целостной индивидуальности не достаточно операционализирована в экспериментальных моделях исследования когнитивных способностей. Например, в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности и эффективности жизнедеятельности сохраняется подход, основанный на выявлении парциальных корреляций между различными индивидуальными особенностями, что часто приводит к появлению противоречий в эмпирических исследованиях и некорректности прикладных прогнозов.
Адекватный прогноз индивидуальных интеллектуальных достижений, особенно в случаях одаренности, возможен при комплексной оценке индивидуального как потенциального, развивающегося и развившегося и реализовавшегося (Эфроимсон,1997). Методологически оценка когнитивных способностей как целостной когнитивной индивидуальности возможна при совмещении ресурсного подхода (Канеман, 2003 Дружинин, 1998, 2001) структурно-динамического (Дружинин, 2001, Ушаков, 2004) и онтогенетического (Холодная, 2004).
Обилие противоречивого эмпирического материала, выявленные пороговые и корреляционные эффекты в исследованиях когнитивных способностей и индивидуальности, низкая прогностичность измерительных процедур требуют изменений исследовательской схемы. Критика психометрического подхода привела появлению новых парадигм исследования индивидуальной интеллектуальной эффективности. Достаточно продуктивным оказался перенос исследований в реальные сферы деятельности анализ индивидуальных особенностей и способностей на субгруппах профессионалов в различных областях деятельности (Стернберг и др., 2002). Сочетание психометрических измерений с оценкой способности решать прикладные и творческие задачи позволило более корректно оценивать интеллектуальную одаренность школьников и прогнозировать их учебные достижения и достижения в творческой деятельности(Sternberg,1998). Основной проблемой психометрического подхода является его унитарность, т.е. направленность на поиск некоторого универсального предиктора достижений и эффективности интеллектуальной деятельности. Поиск некоторого универсального фактора или свойства, обеспечивающего индивидуальные интеллектуальные достижения, основан на традиции экспериментальной психологии восходящей к Гальтону, понимающей ментальные способности как общую, унитарную черту (Jensen, 1998). В качестве такой унитарной черты исследователями предлагаются различные измеряемые параметры когнитивных способностей: уровень интеллектуального развития (IQ), креативность (Cr), неосознаваемый метакогнитивный контроль (когнитивные стили), когнитивный ресурс (объем оперативной памяти, концентрация и переключаемость внимания). В отечественной психологии активно дискутируется вопрос о том, насколько соответствуют результаты измерений того или иного параметра реальным интеллектуальным достижениям, какой параметр можно считать ключевым ( Богоявленская, Поддъяков, Ушаков, Холодная, Шмелев и др., 2004).
Не отказываясь от психометрического подхода как измерительных процедур в исследованиях индивидуальной интеллектуальной эффективности необходимо отказаться от унитарной трактовки психометрических результатов, а так жек перенести акцент в моделях измерений и интерпретациях измерений с вероятностного подхода на возможностный и рассматривать индивидуальность как возможность самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Смена вероятностного статистического подхода на возможностный подход, требует поиска соответствующих методов математического моделирования. Развитие комплексной диагностики когнитивных функций , в модульно интегративной форме позволит формулировать реальный прогноз достижения экспертной стадии профессионального развития, направленности самореализации. Учет таких медиаторных параметров как индивидуальное знание и индивидуальные концепты, индивидуальный опыт может способствовать построению корректных прогнозов развития и реализации индивидуальности .
Применение методов нечеткой логики (fuzzylogic), представленных в пакетахMatlabиWizWhyоказалось корректным для выявления способностей как целостных паттернов сложно структурированных свойств, полученных на основе различных психометрических измерений. В статье «Нечеткие множества как основа теории возможности» (1978) Л.Заде утверждает следующее: «когда наш основной интерес состоит скорее в описании смысла информации, чем в определении ее меры (в смысле работ Шеннона и Винера по статистической теории информации), возможностный подход к анализу информации оказывается более удобным и естественным по своей природе, чем вероятностный». Введение Л.Заде понятий «распределение возможностей», «меры возможности», «качественное описание истинности позволяет использовать методы нечеткой логики как альтернативу традиционной вероятностной статистике и популярному методу моделирования структурными уравнениями.
Данный подход соответствует задачам прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности на основе исследования когнитивной индивидуальности как возможности к развитию и реализации в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Применение положений о модульно-интеративной диагностике когнитивных способностей и прогностического математического моделирования произведено на основе исследования специалистов и обучающихся в области информационных технологий (n=94). Измерены проявления способностей в форме психометрического интеллекта и креативности, а также параметра имплицитной обучаемости на разных уровнях профессионального становления: новичок, компетентный, эксперт.
По результатам проведенного эмпирического исследования сделаны выводы:
-формальные социовозрастные характеристики не являются релеванными для прогноза практических достижений. Структурные особенности способностей как пересечения когнитивных функций оказываются факторами, вносящими вклад в интеллектуальные достижения. Критически значимым компонентом для наличия достижений в области ITявляется креативность, при этом переход к экспертной стадии профессионального развития предопределен высоким уровнем развития имплицитной обучаемости.
- сравнение классической вероятностной модели обработки данных и возможностной модели, позволило выявить приоритеты возможностного подхода к анализу данных. Применение систем нечеткой логики к обработке данных основано на понимании индивидуальной системы способностей как системы нечетких множеств, представляющих собой сложноструктурированые паттерны свойств, что позволяет построить адекватный прогноз индивидуальной интеллектуальной эффективности.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя