Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
Гаврилова Л.В.
Московский педагогический государственный университет,
Москва
Значительные изменения социообразовательной и социокультурной ситуации в обществе, различные инновации в сфере образования, реформирование его содержания, развивающийся рынок образовательных услуг и образовательных технологий предъявляют новые требования к учителю, к выпускнику педагогического вуза. В этих условиях уже после окончания вуза нужно обладать определенными качествами и быть самостоятельным, конкурентно способным профессионалом, творчески мыслящим, обладающим исследовательскими умениями и проектировочными способностями выгодно отличаться своей индивидуальностью.
Все это, с одной стороны, повышает значение ответственности будущего специалиста как субъекта профессионального обучения за свою подготовку в вузе и подготовленность к будущей работе, стимулирует выстраивание им собственного жизненного и профессионального пути. С другой стороны, требует учета индивидуальных особенностей студента как будущего специалиста на всем протяжении вузовского обучения.
Необходимость формирования и подготовки в педагогическом вузе специалиста нового поколения, имеющего собственный взгляд на мир, людей, себя, свою «концепцию» и «свой метод» обучения, воспитания и развития школьника как субъекта учения приводит к пересмотру содержания и методов вузовского обучения.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, может стать активное использование методов моделирования в профессиональной подготовке будущего учителя в вузе, с момента его обучения на основе научно-психологических знаний, моделей личности учителя, профессиональной сферы его деятельности и на основе личного, индивидуального опыта обучающихся, их субъективной системы представлений о педагогической деятельности, личности учителя, субъективной картины профессиональной сферы деятельности в целом.
Моделирование субъективной картины профессиональной сферы деятельности способствует субъектному становлению будущего учителя. Моделирование как направление и способ присвоения знаний может оказать существенное влияние на процесс профессионального самопознания и саморазвития будущего учителя, формирования его педагогического сознания, выработку, апробирование и освоения индивидуальных способов профессионального самоутверждения. Моделирование студентом субъективной картины профессиональной сферы деятельности учителя (как ее структуры в целом, так и отдельных компонентов: как процесса, так и отдельных этапов деятельности), системы и уровней взаимодействия с различными субъектами обучения, профессионального социума и др. позволяет повысить управляемость профессионально-психологической подготовки и индивидуализировать ее, своевременно учитывая результаты профессиональной диагностики и самодиагностики студента как будущего учителя.
Субъективная картина профессиональной сферы деятельности является важной составляющей профессионального бытия человека, формируется на основе накопленного опыта, представляет собой многомерное образование, определяет направленность профессиональной деятельности и поведения. В субъективной картине профессиональной сферы деятельности проявляются особенности и уровень принятия человеком своей профессии, своеобразие ее видения, уровень постановки профессиональных задач.
Субъективная картина профессиональной сферы деятельности включает в себя следующие структурные блоки: профессиональный образ «Я», образ ученика, модель педагогической деятельности, модель педагогического процесса, модели взаимодействия в системах «учитель - ученик», «учитель - учитель», «учитель - родитель», модель школы, модель профессионального социума. Системообразующими компонентами в этой целостной субъективной картине являются образ ученика и профессиональный образ «Я» будущего
учителя как субъектов педагогического взаимодействия, педагогической деятельности как совместной. Сущность совместной деятельности заключается в переходе: от деятельности «для себя» в деятельность «для других», а также в том, что она направлена на «решение одной общей задачи на одном пространстве и в одно и то же время», отмечают ученые. В то же время место и роль учебной деятельности (ученик) и педагогической деятельности (учитель) имеют разные акценты в парадигмах «субъект - объектных» и «субъект-субъектных» отношений в процессе обучения (В.Д. Шадриков). Личностно-ориентированная, «субъект-субъектная» парадигма является приоритетной в нашем рассмотрении проблемы.
Моделирование студентом субъективной картины профессиональной сферы деятельности с момента обучения в вузе в соответствии с поставленной перед ним задачей предполагает разработку им моделей различных компонентов профессиональной сферы деятельности. Основаниями для построения таких моделей являются, с одной стороны, научно-теоретические и практические знания, присваеваемые в процессе обучения в вузе и, с другой стороны, субъективный личный опыт студента. Формирование и развитие личности, ее индивидуальных качеств в значительной мере определяется процессом профессионального обучения, профессиональной деятельности, уровнем включенности в них субъекта, под их влиянием. В свою очередь особенности личности студента как субъекта обучения оказывают существенное влияние на процесс и результаты его профессионального обучения и становления как будущего специалиста - учителя. Тем самым в моделировании субъективной картины профессиональной сферы деятельности выделяются два пути: первый - идет от профессии учителя, на основе современных научных представлений о ней; второй -от личности студента как будущего учителя, его индивидуальности. Первый путь позволяет «задавать» научно обоснованные модели педагогической деятельности, модели учителя как личности и как субъекта деятельности, которые выступают в качестве «эталонных».Второй путь направлен на актуализацию имеющихся в опыте студента как будущего учителя искомых субъективных моделей профессии и личности учителя.
Моделирование субъективной картины профессиональной сферы деятельности предполагает поэтапность и системность, своевременное овладение студентом с учетом разработанных моделей различными профессионально-ролевыми позициями учителя как субъекта профессиональной деятельности, обладающего созидательно-творческим потенциалом.
Ведущим фактором в процессе профессионального обучения и моделирования выступает уровень субъектного развития студента как будущего учителя и его самоутверждение в профессиональной роли, когда характерной является потребность в учебно-профессиональной и профессионально-педагогической деятельности и личностная установка на их выполнение, достижение наивысших результатов в них,. мобилизация собственных ресурсов, а также самостоятельный поиск адекватных ситуаций удовлетворения потребности в профессиональном самоутверждении.
Заключительным этапом моделирования субъективной картины профессиональной сферы деятельности является разработка студентом авторского проекта модели обучения, воспитания и развития современного школьника с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта учебной деятельности в условиях того или иного типа школы и экспертное оценивание. Экспертное оценивание авторского проекта станет важным моментом для профессионального самоутверждения студента как будущего специалиста, как субъекта педагогической деятельности. Сформированность целостной картины профессиональной сферы деятельности, субъективная наполняемость и качественная выраженность ее компонентов, их характеристик станет одним из существенных показателейпрофессионально-психологической готовности будущего учителя к педагогической деятельности в новых условиях развития общества.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя