logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.

Горина И.С.

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,

Москва.

Интерес к проблеме межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия возник очень давно и этой проблеме посвящено значительное число работ. Более 100 лет изучение этой проблемы осуществлялось преимущественно в рамках клинических исследований, т.е. на материале больных с нарушениями психических функций различного генеза. В последние десятилетия, наряду с клиническими исследованиями интенсивно развивается такое направление как нейропсихология нормы. Одной из ее основных задач является исследование вариантов межполушарной асимметрии и межполушарных взаимодействий, характерных для нормального развития.

В настоящее время уже общепризнанным является тот факт, что основой межполушарной асимметрии являются генетические, врожденные механизмы. В отечественной нейропсихологии концепция онтогенеза функциональной асимметрии полушарий исходит из принципов динамической локализации функций и их системной организации. Согласно этим принципам характер взаимодействия полушарий не одинаков на разных этапах онтогенетического развития. В процессе онтогенеза происходит усовершенствование и усложнение межполушарной асимметрии и взаимодействия, и на различных этапах развития ребенка межполушарная асимметрия будет проявляться по-разному.

Одним из важных аспектов проблемы межполушарной асимметрии является вопрос как, какими методами можно установить, выявить особенности асимметрии у конкретного человека. Одним из таких методов, применяемых в нейропсихологии, является построение индивидуального профиля асимметрии. Понятие индивидуального профиля асимметрии (ИПА) было введено в начале 80-х годов в работах Т.А.Доброхотовой и Н.Н.Брагиной. Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) или профиль латеральной организации (ПЛО) – это присущее данному человеку сочетание моторных и сенсорных признаков, отражающих активность той или иной стороны тела. Выделяют два относительно независимых показателя асимметрии: направление и степень. Направление рассматривается как видоспецифическая характеристика, имеющая два измерения – левое и правое. Степень – это количественная индивидуально-специфическая характеристика, обладающая непрерывной изменчивостью в широком диапазоне.

Особое значение понятия ПЛО в современной нейропсихологии состоит в том, что профиль по своей сути "не является простой суммой составляющих его асимметрий; он представляет собой определенную систему,которая может рассматриваться как некий интегративный радикал, который характеризует межполушарное взаимодействие в анализаторных системах в целом", а "варианты сочетаний парциального доминирования сенсорных и моторных признаков, отражающися в типе профиля, могут служить основой индивидуальных различий" (Е.Д.Хомская).

Данные экспериментальных исследований говорят о том, что межполушарная асимметрия и характер межполушарных взаимодействий могут изменяться в процессе онтогенеза. Эти изменения находят свое отражение в динамике показателей ПЛО. Если в целом обобщить результаты проведенных исследований в этой области, то можно отметить следующее.

  1. Возрастные изменения (в период до 18-20 лет) в целом можно представить как общую тенденцию к снижению симметрии органов и возрастанию асимметрии, при этом в большей степени проявляется преимущество правой стороны.

  1. Данные, полученные в ряде исследований, показывают, что возрастание асимметрии в онтогенезе носит не прямолинейный, прогродиентный характер, а имеет более сложный характер. Ряд исследователей указывают на колебательный характер изменений . Такие колебания связываются с несколькими моментами: а)с возрастными изменениями, т.е. с теми изменениями, которые происходят в различных психических сферах по мере развития, взросления ребенка, и за которыми стоят перестройки функциональных систем на уровне мозга; при этом важную роль играют изменения психологической структуры деятельности на разных возрастных этапах;б)с половыми различиями - в исследованиях показано, что характер изменений показателей ПЛО различается для мальчиков и девочек, что опять-таки ряд авторов связывает с особенностями развития мальчиков и девочек, и прежде всего со скоростью и особенностями созревания мозговых систем.

  2. Латерализациямоторных и сенсорных функций может изменяться под влиянием направленного обучения и длительной тренировки. У детей морфологические и функциональные связи еще не сложились и более податливы влиянию тренирующих воздействий. При этом степень направленных воздействий может как способствовать росту и развитию детского организма, так и напротив, оказывать подавляющее влияние при ее чрезмерности.

Таким образом, с одной стороны, мы имеем данные и гипотезу об общей тенденции к возрастанию латеральности в онтогенезе. С другой стороны – мы имеем достаточно много работ, в которых исследовались изменения отдельных параметров ПЛО, и факты, говорящие о нелинейности и неоднозначности происходящих изменений.

Нейропсихологический подход предполагает, что адекватно интерпретировать те многочисленные изменения параметров асимметрии, которые выявляются в исследованиях, можно, лишь рассматривая ПЛО как функциональную систему со всеми ее свойствами (целостность и устойчивость, многозвенность и иерархичность, пластичность и динамичность, и т.д.). Это означает, что говоря о формировании латеральной асимметрии в онтогенезе и динамике изменений ПЛО, необходимо учитывать такие закономерности развития ребенка как гетерохрония, внутриситемные и межсистемные перестройки функций, возрастные кризисы. Учет всех этих факторов и сложной взаимосвязи формирования асимметрии с развитием ВПФ становится особо важным в практической деятельности – при работе с проблемными детьми (детьми-левшами и амбидекстрами, детьми с трудностями обучения, с задержкой психического развития и т.п.).