logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения

Верхова Ю.Л.

Московский психолого-социальный институт, Москва

Впервые понятие «интенциональность», аналогичное понятию «направленность», встречается в древне-греческой философии. В философских работах раскрывается проблема соотношения понятий направленности личности и ценностей: содержание направленности раскрывается через систему ценностно-побудительных ориентаций.

Значительная роль отводится направленности как ведущему компоненту личности в социологической литературе, посвященной проблеме личности (В.П.Тугаринов, Г.Л.Смирнов, И.С.Кон, В.А.Ядов, Л.Г.Сагатовская, В.Ф.Сержантов, А.Т.Москаленко и др.).

В зарубежной психологии используются понятия, близкие понятию «направленность личности», но не тождественные ему. Содержание понятия «направленность» трактуется в зависимости от принадлежности исследователя к определенной психологической школе.

Так, в гуманистической психологии А.Маслоу и К.Роджерса и др. направленность личности связана с категорией «самоактуализация». Направленность личности рассматривается как стремление к самоактуализации.

К.Левин использовал термин «побудительность» для обозначения понятия, сходного с понятием «направленность личности».

Э.Берн, Ф.Эрнст именуют направленность личности «жизненной позицией». В исследованиях Дж.Боулби, К.Бартеломью рассматривается понятие близкое направленности – «паттерн привязанности».

В отечественной психологии акцентируется социальная обусловленность направленности, ее зависимость от сознательного выбора личности. В изучении направленности личности сложились различные направления: теория потребностей и мотивов (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Ю.М.Орлов), теория значимости (Н.Ф.Добрынин), теория установки (Д.Н.Узнадзе), отношений личности (В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов). Все теории в той или иной степени взаимосвязаны между собой и под направленностью личности понимается такое психическое свойство личности, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

А.Н.Леонтьев, разделяя мотивы на понимаемые и реальнодействующие, заложил основу выделения двух аспектов направленности: когнитивного и поведенческого. Таким образом, в направленности личности могут быть выделены следующие аспекты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

К.К.Платонов выделяет уровни направленности личности: широту, интенсивность, устойчивость, действенность.

В основу выделения функций направленности могут быть положены психологические функции мотивов, которые проецируются на всю мотивационно-смысловую сферу личности: побудительная функция мотива, функция придания направленности деятельности, смыслообразующая функция мотива.

В 70-е годы направленность личности изучали: П.К.Анохин, Л.И.Анцыферова, Б.И.Додонов, Т.Е.Конникова, В.П.Кузьмин, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, Е.В.Осипова, В.Д.Шадриков, В.В.Шеляч, В.А.Якунин и др.

В последние десятилетия направленности личности посвящены труды А.А.Бодалева, Е.Е.Насиновской, А.Г.Асмолова, Д.И.Фельдштейна, Л.Вайткунене, Ю.М.Забродина, Л.М.Митиной, Н.Н.Обозова, Б.М.Петухова, Н.И.Рейнвальд, Б.А.Сосновского и др. Исследования в основном касаются экспериментального изучения психологического содержания различных типов направленности личности и ее содержательных характеристик.

Содержательная сущность направленности может быть представлена различными психологическими категориями. Условная вертикаль, определяющая содержание направленности личности: «нужда» – «потребность» - «мотив» - «ценность» - «идеал» (Петровский А.В., 2000).

Содержание направленности может быть рассмотрено и через триаду «мотив – смысл – ценность». Смыслообразование осуществляет не мотив, а человек посредством всей иерархизированной структуры направленности, которая соотносится как «внутри себя», так и с различными «внешними» явлениями и условиями жизни. Признание полимотивированности деятельности означает принятие факта ее полиосмысленности. Мотив и смысл существуют в единстве, но не тождестве (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Б.А.Сосновский). Связь мотива со смыслом представлена так, что стремление к смыслу есть первичная мотивационная сила в человеке, а ценность выступает как мост между смыслом и личностью.

Мотивационно-смысловые образования - это потребностно-мотивационные феномены: достижение, аффилиация, познание, доминирование, субъективное отношение человека к своей деятельности. Они не являются ни «потребностями», ни «мотивами». Эти специфические и вполне определенно очерченные мотивационно-смысловые образования – проявления, параметры направленности человека.

Мотивационно-смысловое описание и измерение направленности позволяет детальнее анализировать феномены мотивации, не сводя их только к побудителям деятельности. Создаются возможности субъектного анализа действительной направленности человека во всех ее проявлениях. С целью выявления мотивационно-смысловых структур направленности человека необходимо исследовать все группы иерарахий мотивов и смыслов, а также их соотношения.

Таким образом, в трактовке базового понятия «направленность личности» обнаруживаются несоответствия, проецирующиеся на теоретические основы исследований. Отсюда, необходимо различать понятия «направленность личности» и «направленность деятельности». Направленность личности объединяет в себе все субъективные, в том числе, недеятельностные устремления и предпочтения, тенденции, смыслы, ценности и т.д., которые характеризуют содержательную избирательность всей психики субъекта, всех его отношений с миром: от потребностей и эмоций до структуры деятельности и поведения, до специфики психологических этапов жизненного пути. Проявления и функции направленности не исчерпываются выбором направленности поведения и деятельности, то есть структурированием и включением иерархии соответствующих «побудителей».

В настоящее время нет общепринятой классификации видов направленности. Наибольшее распространение получила классификация, где за основу взяты отношения личности, имеющие первостепенное значение для субъекта. В целом можно отметить, что универсальных критериев типологизации направленности личности не существует. Некоторые модели лежат в основе конкретных методик изучения направленности личности (Д.А.Леонтьев, Е.М.Никиреев, Т.А.Шилова, В. Смекал, М.Кучер, А.Басс и др.).

Результаты исследований показывают, что направленность личности может быть двойственной или комплексной. Направленность может выступать в роли устойчивого, доминирующего фактора в наиболее значимых ситуациях и по отношению к наиболее значимым ценностям. В зависимости от ситуаций, интересы, потребности, склонности, конформные тенденции личности могут приобретать самостоятельное направляющее значение. Однако для выявления общей направленности личности во множестве ситуаций важно определение ее побуждений, целей и идеалов.

Среди проблем, подлежащих решению, отмечена необходимость систематизации и содержательной классификации факторных мотивационно-смысловых структур, проведение широких сопоставлений результатов опросных и психосемантических процедур исследования направленности личности.