logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.

Воронова Е.Ю., Вяткин Б.А.

Пермский государственный педагогический университет,

Пермь

Психология индивидуальности как важнейшее направление современного «человекознания» (Б.Г. Ананьев,1968) стремительно развивается за последние десятилетия. Сегодня оно приобретает особую актуальность в связи с тем, что становится основной для решения наиболее острых социально-прикладных задач. Таких, как индивидуализация обучения школьников и студентов, становление профессионала и его совершенствование; оптимальное взаимодействие человека с техникой, с другими людьми; адаптация индивидуальности к коллективу, к условиям труда; индивидуальный подход к пациентам в клинике, профилактика психосоматических расстройств и коррекция отклоняющегося поведения и т. п..

Для разработки данной предметной области в свое время сложились как социальные, так и предметно-логические и личностные предпосылки.

Первые десятилетия XXвека отмечены бурным развитием разных областей науки и острой потребностью нового общества в знании о человеке, стремление к разностороннему и целостному его изучению. Поэтому, закономерно возникновение и развитие новых концепций, направлений, отраслей (реактология, рефлексология, психотехника, психогенетика, педология). После «павловской» сессии, по мнению А.В. Петровского (1989), вся психология личности свелась к изучению индивидуальных психофизиологических свойств нервной системы человека – дифференциальной психофизиологии.

В 50-60-е годы проблема личности начинает выделяться как исследовательская проблема, появляется большое количество теоретических и экспериментальных работ о проблеме личности. Отмечается рост интереса к роли наследственных факторов в познавательной сфере человека. Другим мощным фактором развития науки стал новый методологический системный подход и его проблематика.

В 70-е годы на страницах психологических журналов разворачивается обсуждение проблем соотношения биологического и социального в психике человека. Вторая половина XXв. характеризуется интеграцией наук, развитием междисциплинарных связей, разработкой новых идей и методов, которые можно было бы назвать синтезирующими. Человек становится в центр практического и научного интереса общества. Закономерным ответом на этот запрос общества являются концепции личности и индивидуальности отечественных психологов.

В предметно-логическом плане, начиная с XXв. дифференциальная психология оформляется в самостоятельную область психологической науки. Ю.Н. Олейник (1990) выделяет три этапа ее развития. Первый этап (с началаXXв. до конца 30-х годов) характеризуется разработкой концепции отечественной дифференциальной психологии, которая обозначалась в это время как индивидуальная психология; формированием основной проблематики в области индивидуально-психологических различий. Второй этап (с конца 30-х до середины 80-х годов) отличается экстенсивным характером развития знаний в этой области, переориентацией с проблемы целостной индивидуальности на проблему индивидуально-психологических различий в рамках дифференциально-психофизиологических исследований и проблему личности; формированием научных школ в изучении дифференциально-психологических различий. Третий этап (с середины 80-х до настоящего времени) характеризуется переходом к интенсивному типу развития дифференциальной психологии; выдвижением ее проблематики в центр исследований человека; усилением тенденций к переоценке достигнутых результатов; выработкой теорий индивидуальности.

Ученый в своей концепции фактически и становится выразителем всего того, что существовало в рассеянном, неявном виде в период его жизни. Он улавливает, воплощает черты своей эпохи, выражает ее характерные черты.

Научная школа появляется лишь тогда, когда индивидуальная программа становится основой деятельности коллектива. Школы не может быть без учителя, без учеников, без предметного содержания совместной деятельности. Каждая школа в науке непременно отличается некоторыми уникальными, одной лишь ей присущими свойствами. За многообразием школ, по мнению М.Г. Ярошевского (1977), следует искать некоторые механизмы, благодаря которым происходят консолидация знаний, сохраняющих ценность безотносительно к программным установкам этих школ. Как бы школы ни расходились между собой, эффектом их столкновений являются общезначимые результаты. Ими являются развивающиеся структуры категориального аппарата научного мышления. Различные компоненты категориальной структуры конкретной дисциплины развиваются неравномерно и получают различную теоретическую проекцию в противостоящих друг другу школах. Категориальный подход, таким образом, позволяет определить функцию в развитии науки, вклад каждой школы в разработку предметного поля.

Предметной областью исследований Б.М. Теплова была дифференциальная психофизиология и проблема способностей и одаренности. В 1940 г. Б.М. Теплов защитил докторскую диссертацию по теме «Психология музыкальных способностей». Впоследствии Б.М. Теплов писал, что «фактически исследования музыкальных способностей и ума полководца – это исследования выдающихся индивидуальных человеческих качеств, но разными методами». Начиная с 1950-х годов, научная работа Б.М. Теплова и сотрудников его лаборатории в Институте психологии была целиком посвящена проблеме изучения типологических особенностей высшей нервной деятельности человека в связи с проблемой индивидуально-психологических различий.

Предметом исследования Б.Г. Ананьева стало бытие человека как индивида, индивидуальности, субъекта и личности. Визитной карточкой школы Б.Г. Ананьева стал комплексный подход к исследованию человека. Многолетнее исследование, проведенное под руководством Б.Г. Ананьева в 1965-1972 годах, было выполнено в два цикла. Первый цикл исследований проводился в секторе психологии НИИ общего образования взрослых АПН СССР и в лаборатории дифференциальной психологии ЛГУ и был направлен на изучение возрастной изменчивости психофизиологических функций и интеллекта взрослых от 18 до 40 лет в целях создания в дальнейшем возрастной периодизации развития. Второй цикл – сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии. Он был посвящен изучению структуры личности и особенностей ее развития на студенческом контингенте. В итоге предполагалось представить целостную картину развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в условиях обучения.

В начале творческого пути В.С. Мерлина, предмет его исследований трактовался по педологически широко. С 1940 по 1955 годы предмет исследований В.С. Мерлина сузился до дифференциально-психологической проблематики, а в период с 1956 по 1971 гг. основным предметом исследования становится личность. Последний период творчества В.С. Мерлина (1972 по 1982 гг.) отличается переходом на позиции системного подхода к личности и индивидуальности человека. Предметом исследования В.С. Мерлина и его школы становится – целостный человек во всем многообразии его свойств и их взаимосвязей, процессов и механизмов развития и взаимодействия с миром. Многолетний труд В.С. Мерлина и его учеников, обобщен в монографии - «Очерк интегрального исследования индивидуальности»(1986).

Таким образом, школой Б.М. Теплова разрабатывались природные основы индивидуально-психологических свойств, школа Б.Г. Ананьева обеспечила комплексность (разносторонность) рассматриваемого предмета в процессе онтогенеза, а школа В.С. Мерлина акцентировала внимание на структурных особенностях индивидуальности и опосредующих звеньях в процессе ее развития.