logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1

Леус Э.В.

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

Архангельск

В настоящее время одной из мер наказания подростков за неоднократное совершение уголовных и административных правонарушений (хищения, грабежи, вымогательства, бродяжничество, токсикомания) является ограничение свободы действий и помещение в учреждения закрытого типа – колонии, спецшколы, спец ПТУ. Нами были обследованы мальчики-подростки в возрасте 11-15 лет, находящиеся по решению суда в спецшколе закрытого типа. Исследование позволило дифференцировать психодинамические свойства контингента в состоянии длительной изоляции и ограничения свободы действий.

Одновременно избыточно выраженные тенденции и антитенденции, т.е. компенсирующие полярные свойства, являются причиной значительной эмоциональной напряженности и внутреннего конфликта, так у 29,7% испытуемых отмечено одновременное обострение таких полярных свойств, как ригидность и лабильность, у 27% - экстра- и интровертированность, у 21,6% - агрессивность и тревожность, у 13,5% - спонтанность и сензитивность. Данные антагонизмы могут свидетельствовать о силе противоречий, характерных для подростка в столь экстремальных условиях.

Тем не менее, по показателям ригидности и интроверсии в выборке отсутствуют максимальные значения, эти свойства личности не препятствуют адаптации к длительному пребыванию в специфических условиях. Для 13,5% подростков свойством, затрудняющим приспособление и создающим проблемы для него самого или для окружающих, является высокая экстравертированность, которая проявляется в неразборчивости и назойливости в межличностных контактах. 5,4% испытуемых показывают максимально выраженную стеничность в виде склонности к агрессивным высказываниям или действиям. Столько же подростков обнаруживают высокую сензитивность, которая свидетельствуют о невротической структуре переживаний. По 2,7% контингента демонстрируют ярко выраженную спонтанность и высокую импульсивность, лабильность с избыточной эмотивностью, чертами выраженной демонстративности, с истероидными проявлениями и тревожность со склонностью к навязчивым страхам и па­ническим реакциям, как признак дезадаптивного состояния.

В связи с тем, что дети и подростки более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое их созвездие, составляющее определенные типы. В среднем по выборке это четыре из восьми изучаемых черт характера. Чаще всего такими чертами являются интроверсия, которая отражает застенчивость и недостаточную общительность, и лабильность, как показатель изменчи­вости настроения, мотивационной неустойчивости – по 59,5% подростков. Сензитивность повышена у личностей впе­чатлительных и весьма чувствительных к давлению окружающей среды - 51,4% выборки. Ригидность же в 43,2% случаев выявляет устойчивость к стрессу и педантизм. По 37,8% подростков имеют акцентуированную экстравертированность, которая в данном случае свидетельствует об избыточной общительности, и спонтанность, проявляющуюся раскованностью поведения и стремлением к лидированию. У 35,1% испытуемых тревожность, как акцентуация, проявляется в виде повышенной мнительности и боязливости. 32,4% контингента проявляют эгоцен­тризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих.

Таким образом, результаты исследования показали, что интровертированность и лабильность, как черты характера, являются наиболее предпочтительными для выживания несовершеннолетних в течение длительного времени в условиях изоляции от привычного круга общения. Умение быть в тени, менять свои планы и настроения, уподобляясь хамелеону и чувствуя направленность окружающих и лидеров, позволяет быть «как все», не выделяясь, или на время затаиваться, уходить от общения, что позволяет подросткам, не обладающим лидерскими качествами и сильным характером, либо не успевшим еще зарекомендовать себя, эффективно адаптироваться к тяжелейшим условиям ограничения свободы передвижений, действий и выбора друзей. Учет индивидуально-типологических особенностей несовершеннолетних позволит осуществлять дифференцированный подход в коррекционно-воспитательной работе и предотвращать возможные нарушения дисциплины.