Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
Арсланьян В.П.
Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова,
Москва.
В настоящее время социально-экономическая ситуация предъявляет достаточно высокие требования к уровню владения иностранным языком специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Поэтому многие родители стремятся обеспечить изучение иностранного языка своими детьми уже в дошкольном или младшем школьном возрасте. Многие учебные заведения и частные преподаватели предлагают разные методы и формы эффективного изучения языков. Однако перед ними часто встает проблема эффективности выбранных форм обучения и потенциальных возможностей учеников. Некоторые преподаватели на первый год обучения берут всех желающих, а на следующий оставляют только тех, кто успешно освоил программный материал хотя бы на уровне минимальных знаний и навыков.
Целью нашего исследования было – выявить возможности использования разработанной психодиагностической методики для формирования групп младших школьников для изучения иностранного языка, а также установить, насколько успешность овладения грамматическими структурами английского языка зависит от уровня умственного развития младшего школьника. Исследование проводилось в школе, специализирующейся на обучении иностранным языкам (школа «Нива» г.Сергиев Посад). При зачислении детей в группы было проведено психодиагностическое обследование особенностей умственного развития детей 7-10 лет (т.е. перешедших во 2-4 классы общеобразовательной школы). Всего в исследовании приняли участие 144 школьника, обучающихся английскому языку дополнительно (в указанной школе), вне рамок общеобразовательной школы.
Для исследования уровня умственного развития нами была использована авторская методика – тест умственно развития младшего школьника (ТУРМШ) - разработанная на основе социально-психологического норматива. Под умственным развитием мы понимаем не только совокупность приобретенных знаний и умений, но и систему усвоенных и сформировавшихся умственных действий, умение оперировать этими знаниями в процессе мышления и использовать эти приемы на любом материале. Т.е. уровень умственного развития отражает не только усвоенность каких-либо понятий, но и умение оперировать ими, их связями и отношениями. Методика состоит из вербального и невербального блоков. В данном исследовании мы использовали только вербальный блок, состоящий из 6 субтестов: «осведомленность», «классификация», «аналогии», «математический 1», «обобщение», «математический 2». Тест умственного развития младшего школьника позволяет диагностировать умение анализировать, выделять главное, обобщать понятия, устанавливать логические связи между понятиями и явлениями. Все задания теста составлены на основе материалов школьной программы по основным предметам (математике, русскому языку и природоведению) и распределены в порядке возрастающей сложности. Результаты анализировались отдельно по каждой возрастной группе.
Как показатель успешности усвоения иностранного языка был взят грамматический тест по английскому языку, разработанный преподавателями данной школы. Изучение иностранного языка предполагает овладение лексическими, грамматическими, фонетическими структурами. Как указывал Л.С.Выготский, «ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный – начиная с осознания и намеренности…Развитие родного языка идет снизу – вверх, в то время как развитие иностранного языка идет сверху – вниз». Поэтому, если обучение иностранному языку идет без погружения в среду, то оно предполагает глубокое осознание и понимание учеником иноязычных средств, способов формулирования мысли, осмысления грамматических структур языка. Именно поэтому мы как показатель овладения иностранным языком взяли грамматический тест.
Таким образом, каждый учащийся получал суммарный балл по тесту умственного развития и оценку по уровню овладения грамматическими структурами английского языка.
Психологическое тестирование на выявление уровня умственного развития школьников проводилось перед зачислением в группы изучения иностранного языка, а тестирование по английской грамматике - через 1 и 2 года обучения. Далее мы подсчитывали коэффициент ранговой корреляции между результатами обоих тестирований (умственным развитием и усвоением грамматики). Значения коэффициента для каждой образовательно-возрастной группы (3, 4, 5 классов) оказались в пределах 0,76 – 0,85. также был подсчитан коэффициент ранговой корреляции между каждым субтестом и суммарным результатом теста по грамматике. Эти показатели оказались в пределах 0,81-0,9 (в том числе и для математических субтестов). Полученный коэффициент подтверждает тот факт, что успешность усвоения грамматических структур иностранного (английского) языка зависит от уровня умственного развития младшего школьника. При этом следует отметить, что уровень освоения грамматики не является единственным показателем овладения иностранным языком.
При этом, естественно, что научиться вести разговор на иностранном языке может почти каждый ребенок. И способности к такому научению не есть удел только избранных, т.к. многие дети способны усваивать язык на основе простого повторения и подражания. Кроме этого, для детей с более низким уровнем умственно развития необходимы либо другие формы и методы обучения (которые не сводятся к занятиям только «разговорного жанра»), либо проводить с ними коррекционные занятия, нацеленные на развитие умственных действий, речи и т.д., что обеспечит более высокий уровень обучения иностранному языку.
Таким образом, в нашем исследовании установлено, что успешность в обучении иностранным языкам зависит от уровня умственного развития младшего школьника. Второй результат (прикладной) в том, что данный тест может быть использован при формировании профильных групп учащихся, осваивающих иностранный язык.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя