Внутренний диалог как механизм развития сознания
Измагурова В.Л.
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,
Москва
Процессы взаимодействия субъекта с реальностью, организации им своей картины мира и ее постоянного преобразования представляют неизменный интерес для исследователей. Немаловажную роль в этих процессах играет внутренний диалог как способ функционирования сознания. Во внутреннем диалоге формируется и проявляется индивидуальная жизненная позиция субъекта, выражающая его основные убеждения, личностные установки, мировоззрение. Индивидуальную жизненную позицию, выступающую в качестве одного из «внутренних собеседников», следует отличать от анализирующего и рефлексирующего «Я», которые в качестве «внутренних собеседников» выполняют свои функции на основе уже сформированной жизненной позиции. Различая, вслед за А. Б. Орловым (1995) личность (внешнее «Я») и подлинного субъекта, сущность (внутреннее «Я»), можно предположить, что в качестве «внутреннего собеседника» внутреннее «Я» будет выполнять функции подлинной рефлексии. Эта функция способствует формированию индивидуальной жизненной позиции. В то время как внешнее «Я» исполняет функции ригидной, стереотипной рефлексии. Для преобразования последней необходима достаточно гибкая структура внутреннего диалога, допускающая появление новых смысловых позиций. Их возникновение возможно в ходе внешне-внутреннего диалога, в котором актуализируются личностно значимые темы; впервые или заново определяется индивидуальная жизненная позиция относительно важных для субъекта аспектов реальности и ситуаций взаимодействия с окружающими. Способы выработки такой позиции могут замещаться стереотипным повторением чужих мнений, ранее некритично усвоенных субъектом; неосознанной попыткой защититься от необходимости самоопределения, уходом от проблемы с помощью самообвинений, обвинения других, чувства иллюзорного благополучия, а также целого ряда других мыслей и чувств, кажущихся субъекту более значимыми, чем реальная ситуация, и в итоге подменяющих ее.
Формирование индивидуальной жизненной позиции, вероятно, происходит на основе осознания и переосмысления усвоенных субъектом общекультурных норм и заданных культурой способов поведения, особенностей микрокультуры, порождаемой средой воспитания, – в сочетании с чертами характера и темперамента. Такая трансформация возможна в рамках существующих в общечеловеческой культуре элементов незаданности ситуаций и способов поведения (Асмолов, 1996); амбивалентности, противоречивости культурных ценностей, формирующих «внутреннюю среду диалога» (Нуркова, 2000) и пробуждающих потребность самоопределения. Порождение нового опыта задано и ограничено возможностями системы, поэтому важна ее открытость, определяющаяся, в частности, присутствием элемента незаданности в ней, возможности появления еще не зафиксированного опыта. Эти своеобразные «лакуны» как бы фиксируют один из мотивов человеческой деятельности – стремление к самоизменению, саморазвитию, отстаиванию собственной индивидуальности. Этот мотив рассматривается как «актуализирующая тенденция» в человекоцентрированном подходе К. Роджерса и его последователей (Орлов А. Б., 2002), как феномен неадаптивной активности в концепции В. А. Петровского (1996). Его подавление или искажение приводит к различным деформациям процесса формирования личности и индивидуальности, – в частности, производит «социальные штампы» – социально поощряемые типы личности, псевдоиндивидуальности, наносит ущерб психологическому здоровью.
Мы полагаем, что в основе внутриличностных преобразований лежит общий механизм актуализации в ходе внутреннего диалога новых для данных условий контекстов, которые уже могли существовать ранее и воспроизводятся вновь. Активность этого механизма, вероятно, поддерживается функционированием рефлексии, обладающей качественной спецификой. С целью проверки этих предположений нами были проведены эмпирические исследования.
В отечественных эмпирических исследованиях внутреннего диалога (Кучинский, 1988;Визгина, 1987;Россохин, 1993;Соколова, Бурлакова,1997;Бурлакова,1996;Россохин, Измагурова, 2000) отмечается трудность четкого обозначения этого феномена как реального жизненного процесса. В нашем исследовании, выполненном на материале письменных транскриптов психоаналитических сессий 2-х пациентов, опорными для экспертного определения фрагментов текста вербализованного внутреннего диалога выступали два индикатора: наличие несовпадающих, в частности, противоречивых, смысловых позиций и присутствие в тексте я-, ты- высказываний. Экспертная группа сравнивала фрагменты текста вербализованного внутреннего диалога и обычного текста, анализируя разнообразие содержащихся в них контекстов. Признак, определявшийконтексттемы – присутствие конкретных событийных и эмоциональных характеристик ситуации: времени, места, участников события, переживаний и мыслей, появляющихся в результате столкновения с ситуацией. Ключевой для выделения темы высказывания выступала наиболее обобщенная и значимая в смысловом отношении информация.
Выявлены и эмпирически подтверждены: 1) важная функция внутреннего диалога– формирование мировоззрения, самоопределение субъекта, организация картины мира; 2) индикаторы вербализованного внутреннего диалога как вида озвученной внутренней речи (наличие я-, ты- высказываний, смысловая и синтаксическая свернутость). Критерий, отличающий внутренний диалог от внутренней речи – наличие различных (2-х и более, в том числе противоположных) смысловых позиций в его структуре.
Были получены следующие результаты и сделаны выводы:
1). Тексты вербализованного внутреннего диалога и обычные тексты статистически значимо различаются по количеству контекстов (подтем): во внутреннем диалоге их почти в 2 раза больше. Новые по отношению к теме контекстывводятся большей частью во внутреннем диалоге, что подтверждает гипотезу. Контексты внутреннего диалога относятся в основном к категории чувств и мыслей. Именно контексты внутреннего диалога привносят новые смысл и информацию. Эмпирический анализ текста обнаружил, чтокачественно различныеситуативные, мысленные и эмоциональные контексты появляются большей частью во внутреннем диалоге.
2). Сравнительный частотный анализ рефлексии – на основе предварительно выявленных эмпирических индикаторов актуализации рефлексивного процесса – в текстах вербализованного внутреннего диалога и в обычных текстах показывает, что во внутреннем диалоге в большей степени проявляется активность рефлексивных процессов наблюдения и оценки собственных мыслей и опыта, преобразующих смысловую сферу сознания и самосознания. Развернутость этих рефлексивных процессов, неокончательная сформированность создают возможность для работы с ними, для организации новых способов рефлексии в ходе внутреннего диалога.
В ходе вербализованного внутреннего диалога зарождаются новые содержания сознания (сначала в форме новых контекстов темы), с помощью которых прежние вопросы переносятся в новое смысловое поле, в иную социальную ситуацию, появляется возможность увидеть их с других позиций. Результаты исследования позволяют также сделать вывод о различии рефлексии во внутреннем диалоге и вне него. Во внутреннем диалоге рефлексивные процессы в большей степени поддаются изменению и оказываются совместимы с эмоциональными переживаниями.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя