Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
Ананьева Н.А.
Российский государственный социальный университет,
Москва.
Психолого-антропологическая диагностика реализует направление исследования нескольких пластов психики одновременно: биологического, социального и собственно психологического. Такой подход обеспечивает анализ и врожденных особенностей человека (динамической стороны – потенциалов и уровня сензитивности), и приобретенных в социальной жизни особенностей (отношений, позиций, качеств, сформированных средой окружения), и уникальных возможностей «выделившейся» индивидуальности (обеспечение саморегуляции, создание собственных конструктов, композиций). Объединяющей основой для функционирования сфер биологического, социального и психологического является антропологический пласт. Последний составляет среду, где имеются «наслоения», вызванные: а) динамическими потенциалами; б) воздействиями социума; в) собственными композициями.
1. В центре антропологического анализа ставится индивидуальный опыт. Последнее означает, что в антропологическом пласте происходят собственные «вычисления», «расчеты», «заключения» в диапазоне значительной информации. Этот слой для диагноста может давать сведения о континуумах и параметрах, с которыми встречается индивид. Каждый человек в своей жизни ознакомлен и с максимальными значениями параметра, и с минимальными. В связи с этим, одним из принципов антропологической диагностики является работа с максимальными значениями (max) и с минимальными значениями (min), а также соотнесенность с модой (Мo).
Антропологический пласт в структуре человека - сосредоточение всего «индивидуального». Индивидуальный антропологический опыт - «проводник», «создатель» индивидуальности. Механизмы запечатления индивидуального опыта: на уровне глубинного (неосознаваемого), интуитивная соотнесенность со средними (стандартными) значениями, максимальными и минимальными значениями. Математические пределы - интуитивная логика «отработки» своей индивидуальности. Минимум (Min), максимум (Мax), мода (Мo), среднее арифметическое (М) - «точки отсчета» построения индивидуальности.
2. Индивидуальность всегда представлена «отклонениями» («отход») от общепринятых, стандартных значений (среднеарифметических и наиболее частотных). Индивидуальность - это «резкие» показатели по параметрам (min,max), отличные от стандартных (М). В связи с этим, психолого-антропологическая диагностика индивидуальности строится напринципах девиационного анализа.Теоретической посылкой является концепция «Девиационной природы индивидуальности» (Филонов Л.Б., 1998 г.), принятая за основу проведения исследований лаборатории психологической антропологии Института культурологии РАН.
Индивидуальность имеет свое назначение. Индивидуальность - это чисто человеческое приспособление. Индивидуальность необходима и используется человеком для того, чтобы не уподобиться среднему, избавиться от стандартов и застоя. Индивидуальность - это всегда выход за стандарт, стереотип, среднее. Не сходство, но отличие обеспечивает проведение состязаний для опережения и выигрыша между людьми. Известны высказывания о том, что индивидуальность «отстаивается». В них подчеркивается отличие от среднего, от стандартов («Индивидуальность вынуждена идти вопреки мнению большинства»). В то же время, выделение и демонстрация своей индивидуальности создает возможность раскрытия: ее можно «просчитать», «вычислить» манеру поведения. В связи с этим, реально и часто наблюдается сокрытие индивидуальности. Целесообразность и выгода последнего - в проведении тактик опережения, таких как новизна, неожиданность. Все это обеспечивает индивидуальности проведение особого рода психических соревнований и создает возможности опережения (концепция «Четырех арен состязаний» - Филонов Л.Б., 1998 г.).
3. Индивидуальность - самостоятельная система со своими границами и состояниями по отношению к окружению. Общесоциальные значения выступают лишь как фон и как общая система соотнесений для выступаний индивидуального. Создание произвольных «композиций» - характеристика индивидуальности как творческости. Всё индивидуальное предполагает множество сочетаний. Сочетания всех видов обеспечивают разнообразие и непредсказуемость индивидуальности. Как известно, каждому человеку присуще бесконечное количество свойств и качеств. Индивидуальность, следовательно, проявляется в мере и в степени выраженности тех или иных особенностей по сравнению с другим.
Индивидуальные конструкции представлены особой уникальной структурированностью психических образований: а) индивидуальность - собственные, отличные от других наборы компонентов (качеств, тенденций, черт); б) индивидуальность как комплект неповторимых, оригинальных сочетаний и связей между отдельными компонентами; в) индивидуальность как комплекс уникальных зависимостей между элементами психических образований; г) индивидуальность как произвольное построение только единичных (присущих одному человеку) связей и зависимостей (координационных связей и субординационных зависимостей). В связи с этим, проводится психолого-антропологическая диагностика индивидуальности по принципам системного анализа.Основные позиции системного анализа отражены в методических разработках «Психолого-педагогической антропологии» (Филонов Л.Б., Ананьева Н.А., 2003 г., 2006 г.).
4. Индивидуальность - картина «выступающих» признаков: а) броский признак - яркая черта индивидуальности; б) системообразующий признак - «ядро» всего самого значимого и сугубо индивидуального. Признак есть отражение (проекция) какой-либо вещи, реальности. Признаки – это знаки и сигналы, по которым можно составить определенную «картину» о человеке. Признаки являются ориентирами (опорными точками), по которым составляется первичный контур анализируемого человека. «Читать человека как книгу» означает распознавать его через признаки, с помощью которых он о себе «сообщает» (оповещает).
Психологически значимо то, что можно распознать не по прямому признаку, а по «признаку признака». Это соответствует латинской формуле: «Признак признака есть признак самой вещи». Признаки мы обычно соотносим с показателями (точнее, с указателями). Функция показателя - отклонение от стандартной нормы связей. Отсутствие одной из связей в этом случае расценивается как индивидуальное отклонение. Таким образом, психолого-антропологическая диагностика индивидуального облика проводится по принципам работы с признаками и показателями. Отдельные положения диагностики по признакам и показателям отражены в концепции «Признаковой постановки психологического диагноза» (Филонов Л.Б., 1970 г.). Обучение студентов-психологов принципам оперирования признаками и показателями представлено в программе диагностических тренингов по формированию профессиональной чувствительности специалиста к восприятию и распознаванию личности (Ананьева Н.А., 2006 г.).
Таким образом, психолого-антропологическая диагностика выдвигает ряд принципов, обеспечивающих возможности исследования индивидуальности. Это специальные принципы диагностики индивидуальности.
Применение психолого-антропологического подхода предполагает разработку соответствующего инструментария, использование своего терминологического тезауруса. Последнее отражено в методической разработке «Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики» (Филонов Л.Б., Ананьева Н.А., 2006 г.). Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики - это «ориентировочная основа» (база) научной школы психологической антропологии. Формулировки терминов «отработаны» на основе многолетних исследований с использованием комплексного подхода. В целом, все понятия подчинены концепциям авторов, а результаты экспериментов проверены в комплексных исследованиях путем применения ряда методик. Линия дальнейшего развития - опыт работы с методиками по принципам психолого-антропологической диагностики. Новые авторские методики взаимосвязаны друг с другом, то есть находятся в одном поле психолого-антропологического анализа, поскольку объединены общей концептуальной базой. Обоснование теоретических положений концепций - новые данные, полученные при исследовании индивидуальности.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя