Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
Григорович Л.А.
Московский педагогический государственный университет,
Москва
Задачи образовательного процесса (передача и усвоение социокультурного опыта) будут решаться эффективнее, если каждый (или хотя бы, многие) педагоги будут ощущать себя членами команды, которая решает одну общую задачу. Комплексный подход к ученику реально повышает силу педагогического воздействия, если инициаторы этого воздействия (педагоги) действуют слажено и сообща. Однако, сама организация функционирования образовательного учреждения не предполагает автоматического (ситуативно необходимого) возникновения кооперации педагогов, которые основную часть рабочего времени не имеют возможности наблюдать профессиональную деятельность своих коллег, но при этом работают преимущественно с общим(и) субъектом(ами) и решают одну задачу (его развитие, воспитание, обучение, коррекцию, лечение и т.п.).
Чем группа сотрудников отличается от команды? Что означает в нашем понимании «командный стиль функционирования профессионального коллектива»?
Очевидно, что любой профессиональный коллектив имеет общую цель (например, целью педагогического коллектива учреждения является организация эффективного процесса обучения и воспитания). Стратегическая цель учреждения конкретизируется в локальных тактических задачах на конкретные (обозримые) интервалы времени (например, педагогический коллектив ставит перед собой задачу в течение учебного года внедрить новую педагогическую технологию или совершенствовать приемы стимулирования познавательных интересов учащихся). Выполнение задач возлагается на конкретных сотрудников, каждый из которых имеет свой мотив (чаще группу мотивов) профессиональной деятельности (мотивы самореализации, власти, любви к детям, привычки, страха перед изменениями, внешних удобств и т.п.). Такой мотив напрямую связан с целями и задачами, которые человек определяет для себя, занимаясь профессиональной деятельностью в конкретном учреждении (спокойно доработать до пенсии, совершенствовать свое профессиональное мастерства, сделать карьеру, получить одобрение и признание и т.д.). Так вот, команда - это такой коллектив, где общегрупповые цели и задачи не только не противоречат личным задачам членов группы, но и интериоризируются ими, переводятся во внутренний план, становятся «своими». Вторым признаком, отличающим командный стиль функционирования группы является рассмотрение каждым участником общего успеха как своего собственного (например, когда баскетбольная команда выигрывает чемпионат мира, каждый игрок команды становясь чемпионом мира, воспринимает эту командную победу как свою личную, что было бы действительно невозможно без вклада каждого члена команды).
Необходимыми условиями интериоризации общегрупповых целей и задач являются доверие и уважение членов группы по отношению к лидеру, руководителю, друг к другу.
Важной характеристикой команды, как формы функционирования группы является наличие у ее членов навыков совместной деятельности:
разделение объема работы на части и их распределение между собой с учетом соотношения двух принципов: минимизации затрат при выполнении (т.е. осуществление части работы тем, кто делает ее лучше и быстрее других) и личного и профессионального роста (т.е. освоение новых умений и функций);
способность, выполняя свой участок работы, удерживать общую задачу, над которой работает группа;
способность вставать на позицию другого (децентрация, эмпатия);
взаимопомощь;
умение руководить и подчиняться (способность организовать работу малой группы для реализации своего задания в сочетании со способностью подчиняться руководителю более крупного проекта или учреждения в целом).
Даже этот неполный список показывает наличие двух типов умений, необходимых для совместной деятельности: отношения «по вертикали» (начальник - подчиненный) и «по горизонтали» (партнер - партнер).
Для преобразования группы в команду организаторам такого преобразования необходимо потратить энергию на формирование у членов группы: а) желания быть членом команды; б) возможности (способности, умения) быть членом команды.
Содержанием работы по первому направлению (формирования желания быть членом команды) выступает процесс интериоризации групповых целей и задач каждым членом группы. Для этого руководителю, с одной стороны, необходимо четко представлять мотивы профессиональной деятельности своих сотрудников, знать из профессиональные ожидания, а с другой стороны, видеть перспективы развития своего учреждения, осознавать свои ожидания и искать реальные пути сближения групповых и личных целей и задач. В ситуации создания новой организации или расширения уже имеющегося коллектива оптимальным является путь изначального набора кадров, цели и возможности которых совпадают с четко сформулированными целями, задачами и принципами функционирования организации. Хочется обратить особое внимание, что задачи и принципы действительно должны ясно и точно отражать специфику данной организации. Для решения такой задачи в практический психологии есть соответствующий инструментарий (методики, выявляющие тип направленности, мотивации, ценностно-смысловой сферы, особенности характера, развитие познавательных процессов и др).
У руководителей таких организаций часто возникает проблема обеспечения согласования действий сотрудников для повышения эффективности функционирования учреждения. Очевидно, что каждый педагог, решая свою локальную задачу (ознакомление с основами наук, формирование конкретных представлений, отработка навыков и т.д.), одновременно работает и на общую задачу (активизация познавательного интереса и мотивации, развитие интеллектуальных функций [анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.], выработка способов работы с информацией [поиск информации, выделение главного, учет контекста, соотнесение фактов и т.д.]). Кроме такой общей задачи педагогу необходимо помнить о специфике учреждения, его направленности и возможностях реализации образовательной программы в конкретном педагогическом коллективе. В этом заключается учет и решение контекстной задачи профессиональной деятельности.
Формирование педагогического коллектива как команды единомышленников требует специальных усилий со стороны администрации, т.е. аппарата управления. Социальная психология, психология управления, практическая психология накопили определенный опыт в разработке и осуществлении программ формирования командного стиля групповой формы организации для решения профессиональных задач.
В качестве одного из инструментов решения такой задачи можно рассматривать специальный тренинг, целью которого является оптимизация совместных действий сотрудников, разнесенных в профессиональном пространстве, но выполняющих общую задачу по отношению к общему субъекту профессионального воздействия. Оригинальность апробированного нами варианта тренинга заключается, в первую очередь, в том, что при решении профессиональной задачи (координации взаимодействия с коллегами) педагогам предлагается использовать не привычные для них вербальные средства диагностики и коррекции собственного механизма позитивного/негативного коммуникативного процесса, а в качестве средств решения этой задачи выступают физические упражнения, выполнение которых предоставляет дополнительные возможности получения нового знания о себе и о других людях. Смещение акцента с привычных для педагогов вербальных средств коммуникации на невербальные обеспечивает использование дополнительных ресурсов индивидуально-личностного роста в процессе профессионального развития.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя