logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»

Григорович Л.А.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

Задачи образовательного процесса (передача и усвоение социокультурного опыта) будут решаться эффективнее, если каждый (или хотя бы, многие) педагоги будут ощущать себя членами команды, которая решает одну общую задачу. Комплексный подход к ученику реально повышает силу педагогического воздействия, если инициаторы этого воздействия (педагоги) действуют слажено и сообща. Однако, сама организация функционирования образовательного учреждения не предполагает автоматического (ситуативно необходимого) возникновения кооперации педагогов, которые основную часть рабочего времени не имеют возможности наблюдать профессиональную деятельность своих коллег, но при этом работают преимущественно с общим(и) субъектом(ами) и решают одну задачу (его развитие, воспитание, обучение, коррекцию, лечение и т.п.).

Чем группа сотрудников отличается от команды? Что означает в нашем понимании «командный стиль функционирования профессионального коллектива»?

Очевидно, что любой профессиональный коллектив имеет общую цель (например, целью педагогического коллектива учреждения является организация эффективного процесса обучения и воспитания). Стратегическая цель учреждения конкретизируется в локальных тактических задачах на конкретные (обозримые) интервалы времени (например, педагогический коллектив ставит перед собой задачу в течение учебного года внедрить новую педагогическую технологию или совершенствовать приемы стимулирования познавательных интересов учащихся). Выполнение задач возлагается на конкретных сотрудников, каждый из которых имеет свой мотив (чаще группу мотивов) профессиональной деятельности (мотивы самореализации, власти, любви к детям, привычки, страха перед изменениями, внешних удобств и т.п.). Такой мотив напрямую связан с целями и задачами, которые человек определяет для себя, занимаясь профессиональной деятельностью в конкретном учреждении (спокойно доработать до пенсии, совершенствовать свое профессиональное мастерства, сделать карьеру, получить одобрение и признание и т.д.). Так вот, команда - это такой коллектив, где общегрупповые цели и задачи не только не противоречат личным задачам членов группы, но и интериоризируются ими, переводятся во внутренний план, становятся «своими». Вторым признаком, отличающим командный стиль функционирования группы является рассмотрение каждым участником общего успеха как своего собственного (например, когда баскетбольная команда выигрывает чемпионат мира, каждый игрок команды становясь чемпионом мира, воспринимает эту командную победу как свою личную, что было бы действительно невозможно без вклада каждого члена команды).

Необходимыми условиями интериоризации общегрупповых целей и задач являются доверие и уважение членов группы по отношению к лидеру, руководителю, друг к другу.

Важной характеристикой команды, как формы функционирования группы является наличие у ее членов навыков совместной деятельности:

Даже этот неполный список показывает наличие двух типов умений, необходимых для совместной деятельности: отношения «по вертикали» (начальник - подчиненный) и «по горизонтали» (партнер - партнер).

Для преобразования группы в команду организаторам такого преобразования необходимо потратить энергию на формирование у членов группы: а) желания быть членом команды; б) возможности (способности, умения) быть членом команды.

Содержанием работы по первому направлению (формирования желания быть членом команды) выступает процесс интериоризации групповых целей и задач каждым членом группы. Для этого руководителю, с одной стороны, необходимо четко представлять мотивы профессиональной деятельности своих сотрудников, знать из профессиональные ожидания, а с другой стороны, видеть перспективы развития своего учреждения, осознавать свои ожидания и искать реальные пути сближения групповых и личных целей и задач. В ситуации создания новой организации или расширения уже имеющегося коллектива оптимальным является путь изначального набора кадров, цели и возможности которых совпадают с четко сформулированными целями, задачами и принципами функционирования организации. Хочется обратить особое внимание, что задачи и принципы действительно должны ясно и точно отражать специфику данной организации. Для решения такой задачи в практический психологии есть соответствующий инструментарий (методики, выявляющие тип направленности, мотивации, ценностно-смысловой сферы, особенности характера, развитие познавательных процессов и др).

У руководителей таких организаций часто возникает проблема обеспечения согласования действий сотрудников для повышения эффективности функционирования учреждения. Очевидно, что каждый педагог, решая свою локальную задачу (ознакомление с основами наук, формирование конкретных представлений, отработка навыков и т.д.), одновременно работает и на общую задачу (активизация познавательного интереса и мотивации, развитие интеллектуальных функций [анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.], выработка способов работы с информацией [поиск информации, выделение главного, учет контекста, соотнесение фактов и т.д.]). Кроме такой общей задачи педагогу необходимо помнить о специфике учреждения, его направленности и возможностях реализации образовательной программы в конкретном педагогическом коллективе. В этом заключается учет и решение контекстной задачи профессиональной деятельности.

Формирование педагогического коллектива как команды единомышленников требует специальных усилий со стороны администрации, т.е. аппарата управления. Социальная психология, психология управления, практическая психология накопили определенный опыт в разработке и осуществлении программ формирования командного стиля групповой формы организации для решения профессиональных задач.

В качестве одного из инструментов решения такой задачи можно рассматривать специальный тренинг, целью которого является оптимизация совместных действий сотрудников, разнесенных в профессиональном пространстве, но выполняющих общую задачу по отношению к общему субъекту профессионального воздействия. Оригинальность апробированного нами варианта тренинга заключается, в первую очередь, в том, что при решении профессиональной задачи (координации взаимодействия с коллегами) педагогам предлагается использовать не привычные для них вербальные средства диагностики и коррекции собственного механизма позитивного/негативного коммуникативного процесса, а в качестве средств решения этой задачи выступают физические упражнения, выполнение которых предоставляет дополнительные возможности получения нового знания о себе и о других людях. Смещение акцента с привычных для педагогов вербальных средств коммуникации на невербальные обеспечивает использование дополнительных ресурсов индивидуально-личностного роста в процессе профессионального развития.