Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
Диордиева А.А.
Психологический институт РАО,
Москва
Исследование посвящено школьным отличникам, т.е. ученикам, окончившим школу со средним баллом 4,75 – 5. Они – единственные, чья учеба ориентирована на результат (формальный или качественный). И с этим результатом у отличников связаны определенные ожидания. Насколько эти ожидания оправдываются в дальнейшем? Каково отношение социума к «лучшим из лучших»?
Цель работы: выявить и сопоставить самовосприятие отличников и восприятие их социумом, проследив динамику на протяжении нескольких поколений. Для этого исследование проводится на следующей социально-демографической выборке: 300 мужчин и женщин в четырех возрастных группах: 16 – 25 лет, 26 – 35 лет, 36 – 45 лет, 46 – 55 лет, закончивших средние и специализированные школы Москвы, Московской области и городов России.
Схема исследования:
Стандартизованное интервью с бывшими школьными отличниками.Опросник для отличников охватывает следующие сферы их школьной и повседневной жизни: отношения с учителями, родителями, одноклассниками, вопросы мотивации, степень удовлетворенности собственной жизнью в школе и в настоящий момент.
Анкетирование школьников старших классов(12 – 17 лет) истудентов ВУЗов, выявляющее их отношение к отличникам и дающее представление об определенном «образе отличника», сформированного в общественном сознании.
Стандартизованное интервью со школьными учителями. Цель – выявить отношение учителей к отличникам, методы работы с одаренными детьми и т.д.
Социометрический анализ
Анализ популярных текстов детской литературы(1950 – 1990 годов). Его цель - выявить, как трансформировался образ отличника за эти годы.
Результаты исследования
Самовосприятие отличников:
1. Оценивая итоги своего обучения, 51% испытуемых считает, что результаты учебы так или иначе им пригодились в практической жизни, 49% уверены в обратном. В качестве результатов, которые им дало школьное обучение, отличники называют: приобретение широкого кругозора (43%), приобретение навыков, пригодившиеся в дальнейшей карьере (33%), благодаря дополнительным знаниям, ускорился их личностный рост (6,6%), также 6,6% рассчитывают, что школьные знания, навыки и успехи пригодятся им в будущем.
2. Оценивая школьные годы, отличники: не сожалеют об этом времени и вспоминают его с удовольствием (27%), считают отличные достижения в учебе компенсацией неудач в общении (6,6%), сожалеют, что не сумели наладить контакт с окружающими (7), считают большим достижением то, что сумели наладить контакт с окружающими (13%), воспринимают школу как модель своей дальнейшей жизни в обществе (6,6%), сожалеют, что в школе приходилось заниматься множеством ненужных вещей (10%).
Мотивация отличного обучения была различной, чаще всего совмещалось несколько мотивов, среди которых преобладали: ответ на запрос родителей, совпадение личных амбиций с родительскими (37%), легкость в обучении (33%), надежды на то, что успехи в учебе помогут им в дальнейшем сепарироваться от родителей, (13%), способ выделиться, привычка соревноваться (10%).
3. Какой видят отличники собственную стратегию достижения наилучших результатов? Можно выделить следующие подходы.
Быть отличником – значит любой ценой лидировать во всех областях
Быть отличником – значит являться интеллектуальным лидером
Быть отличником – значит качественно и скурпулезно выполнять любую работу
Быть отличником – значит создать себе необходимую репутацию, позволяющую получать поблажки
Быть отличником – значит уметь распоряжаться своим временем, уметь выделять важное и второстепенное, важными задачами заниматься самостоятельно и уметь обойти или переложить на других второстепенные.
Быть отличником – значит быть настолько одаренным и знать так много, что школьная программа не вызывает никаких затруднений.
Была ли отличная учеба, по оценкам испытуемых, правильной стратегией, и используют ли они подобную стратегию в дальнейшей жизни?
- 27% отличников уверены в абсолютной правильности собственной стратегии и продолжают ее применять.
- 23 % отличников считают ее неверной и отказались от нее.
- 50 % отличников используют те или иные элементы собственной стратегии или применяют только в избранных областях.
Восприятие отличников окружающими:
По результатам анкетирования школьников, самыми отличительными чертами отличника являются полная погруженность в учебу, отсутствие свободного времени для развлечений и общения с друзьями, оторванность от класса и незнание норм общения современных школьников. При этом опрошенные отдают себе отчет в том, что отличники работают на собственное будущее, но часто скептически оценивают карьерные перспективы отличников именно из-за их неумения общаться и социальной дезадаптированности.
Любопытно сравнить отношение к отличникам среди учеников общеобразовательных и специализированных школ. Почти половина (46%) опрошенных учеников спецшкол считает, что отличники не пользуются уважением среди одноклассников. Перманентная фиксация на учебе и своих достижениях делает отличников закрытыми для общения, сужает их кругозор во всем, что не касается учебных предметов. То же
Одноклассники воспринимают отличников как изолированную группу, которая контактирует с учителями чаще и продуктивнее, чем со сверстниками. По крайней мере, сверстники проявляют заинтересованность в общении с отличниками нечасто. Они воспринимают отличников скорее как источник информации, наставая на том, что основная полезная функция отличников в классе – возможность у них списать.
Отличники в детской литературе:
По итогам анализа бестселлеров детской литературы можно выделить следующие типы:
- Отличник - гений во всем является неким «сверхчеловеком»: либо ЭВМ, либо человеком из будущего. Формируется убеждение, что блестящие результаты во всех областях недостижимы для обычного «земного» человека, но к ним следует стремиться.
- Сугубо положительные отличники, безупречные во всем присутствуют в литературе либо как эпизодические герои.
- Блестящие достижения в учебе сочетаются с ущербностью в эмоциональной сфере.
- Стремление к наилучшим достижениям в учебе вступает в конфликт с нравственными принципами отличника.
- Отличник является изгоем в классе и подвергается травле.
- Отличник, привыкший быть во всем первым, завистлив к чужим успехам.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя