logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.

Густова Л. В.

Костромской государственный университет, Кострома

С целью изучения влияния религиозных культов на личность нами в январе 2005 года было проведено психологическое исследование. Участниками эксперимента были жители г. Костромы и области, адепты религиозных сект христианского направления «Дом Горшечника» и «Пятидесятников». В исследовании приняли участие 24 человека: 10 мужчин и 14 женщин в возрасте от 15 до 52 лет, которые посещают данные организации от 6 месяцев до 6 лет. Испытуемым была предложена анкета, разработанная автором, включающая в себя 9 незаконченных предложений: «Меня зовут…, Мне…лет, Я работаю, учусь в…, В первый раз в церковь я пришёл(пришла)…, Церковь помогла мне узнать…, Благодаря церкви я…, С помощью церкви я понял(а)…, Церковь дала мне чувства…, Я мог (ла) высказать спасибо только церкви за…».

Интерпретацию нашего исследования мы проводили, применяя таблицу стадий и уровней развития интегративных механизмов психики, разработанную Шемет И. С.

Исследование показало, что психологическое воздействие, которое человек получает в секте приводит к дезинтеграции психики и проявляется на следующих уровнях: На эмоциональной стадии испытуемые находятся в состоянии апатии, страха, боятся неправильно отвечать и быть наказанными лидером культа за свои ответы, некоторые в состоянии враждебности и раздражительности, по творческой стадии можно сказать, что у испытуемых отсутствуют творческие проявления, основной деятельностью является отправление религиозных ритуалов, в которых адепт себя творчески проявить не может, на мыслительной стадии было выявлено, что в высказываниях адепты используют заученные фразы, в основном культовую терминологию, что свидетельствует о регидности мышления, на сознательной стадии адепты которые посещают секту более 1 года проявляют антисоциальность, либо асоциальность, для основных членов социума адепты религиозных культов являются представителями девиантных групп и не принимаются ими, адепты, которые посещают секту до 1 года проявляют себя как конформисты и исполнители, предписаний лидера религиозной группы, на сознательной стадии выявлено, что адепты некритически воспринимают все религиозные ритуалы и проповеди в секте, полностью внушаемы, не осознают свои действия, не имеют воли, проявляют высокую степень зависимость от религиозной организации и её лидера, на духовной стадии испытуемые находятся в состоянии страха перед Богом, а события своей жизни интерпретируют как наказание за грехи.

Кроме того, у всех адептов, независимо от того в какую из изучаемых нами сект они посещают, наблюдалось идентичное состояние эмоциональной отрешённости. Сами адепты этих нарушений не осознают, поскольку к ним применяются методы манипуляции в сфере психики, что затрудняет извлечение их из насильственной среды.

По данным экспериментального исследования выявлено, что при регулярном посещении религиозного культа у адепта происходит стирание его индивидуальности и формирование, по определению М. Т. Сингер «культовой личности» для которой характерны такие качества как: подчиненность, управляемость, социальная пассивность, объектность, а приоритетной деятельностью адепта является служение культу.

Согласно концепции интеграции психики Шемет И. С. воздействие приводящее к таким последствиям можно считать деструктивным, дезинтегративным.