Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
Дружинин Ю.Г.
НЦ «Профессиональная диагностика»,
Москва
Диагностика индивидуальных особенностей предполагает обычно умение испытуемого дать количественную оценку тем или иным явлениям, признакам. Испытуемые в этой ситуации используют числа или выражения типа ”больше”, ”меньше”, “почти всегда”, ”иногда”, ”в большинстве” и т. п. Естественно, возникают вопросы «почти все — это сколько? 80%, 90%или 95%?»или «большинство — это сколько? 51%, 2/3, 3/4или 90%?». Очевидно, что вопросы о смысле слов и словосочетаний такого типа, т.е. типа обобщённых кванторов (слов и словосочетаний, указывающих на размеры и масштабы), связаны с выяснением психофизического смысла фундаментальных психологических категорий субъективной достаточности и субъективной градуальности, например, при выяснении смысла моделей вероятностного прогнозирования или при оценках обученности и обучаемости. Существует также проблема перевода подобных выражений с одного языка на другой. Большинство психологических тестов в России зарубежного происхождения. Поэтому возникает вопрос о переводе столь неточных, грубых, весьма приближенных указаний на количество в реальную (хотя бы в статистическом смысле) количественную оценку.
Вопрос о способах перевода качественных признаков в количественную меру известен как «проблема градуальности». Она была поставлена впервые Э. Сэпиром, который выделял лингвистическое, логическое и психологическое градуирование. Схема Сэпира удобна для первичных оценок значения и смысла и при необходимости может быть уточнена и дополнена, В частности, внутри психологического градуирования, на наш взгляд, имеет смысл выделять более тонкие градации, например, перцептивное и когнитивное градуирование, и, возможно, некоторые другие составляющие.
Для понимания смысла градуальности желательно получить оценки градуальных эталонов по метрическим шкалам, тем более что тот же Сэпир считал градуальность умственной операцией, предшествующей счёту и измерению. Подобные исследования, возможно, помогут выяснить фактическое субъективное информационное содержание «метрической добавки» к традиционным качественным оценкам и к оценкам по порядковым шкалам. Ставить вопрос о создании полного словаря «переводов» градуальных оценок в количественные пока что преждевременно, но начать построение такого словаря имеет смысл с двух простых случаев — с «перевода» в количественные оценки обобщённых кванторов и субъективных вероятностей.
Для получения оценок психофизического смысла обобщённых кванторов нами было проведён эксперимент, в котором наблюдателям предлагалось назвать, а также указать с использованием программных средств действительное число или указать графический образ (изобразить связную часть, отрезок, сектор, сегмент и т. д.), соответствующие заданному градуальному эталону. Вопросы были прямые и косвенные, иногда вопросы ставились так, чтобы смоделировать некоторую реальную ситуацию (например, так — «Смотри на ProgressBar, который показывает ход выполнения некоей программы, и нажми на клавишу, как только тебе покажется, что почти вся программа выполнена» или «Представь себе, что круг — это пирог, и что кто-то съел почти весь пирог, и нарисуй, что осталось»). В таком опросе участвовало 46 респондентов, в основном студенты и преподаватели одного из московских институтов. К опросу по понятным причинам не допускались студенты и преподаватели факультетов математики, информатики, физического, филологического и юридического, для которых точность формулировок была основой профессии. Родным и рабочим языком всех участников был русский, респонденты постоянно жили в России и имели контакты с носителями иных языков (кроме русского) только эпизодически или не имели такие контакты вовсе. Кроме того, для контроля в опросе участвовали четверо уроженцев г. Вильнюса, изначальных русско-литовских билингвов, свободно владеющих русским, литовским и английским языками, и результаты ответов этих респондентов на русском языке (учитывая малочисленность контрольной группы) в целом согласуются с результатами, показанными остальными респондентами, при том, что ответы тех же респондентов на те же вопросы на литовском и английском языках в некоторых случаях (возможно, из-за неизбежных неточностей перевода) оказались отличающимися от ответов на русском языке.
Мы установили, что при вариативности количественных оценок смысла обобщённых кванторов на множестве соответствующих словосочетаний выделяется отношение порядка, устойчивое для всех опрошенных. На этом основании можно считать, что отношение порядка в подобных высказываниях реально существует в русском языке. Даже на небольшой нашей выборке можно заметить три весьма интересных тенденции.
Прежде всего, кванторные оценки оказались завышенными относительно действительного численного значения объектов оценивания, в среднем, на 10 — 15%. Ни из какой психологической теории этого не следует. Для проверки возможных причин найденного смещения с частью респондентов были проведены дополнительные эксперименты. Мы обнаружили, что при зрительном поиске серединыотрезка наблюдатель достаточно точно находил нужную точку. Распределение ошибок было практически симметричным относительно точки истинной середины отрезка. Однако при зрительном поискеполовины той же самой шкалы (т. е. при решении той же самой геометрической задачи, но в иной языковой постановке) большинство наблюдателей показывали устойчивое смещение оценок, и потому смещение оценок (во всяком случае, какую-то его часть) можно объяснить только участием во втором варианте задачи других языковых ассоциаций. Обнаружена парадоксальная устойчивая «некомплементарность» оппонентных оценок, например, сумма оценок (данных одним и тем же наблюдателем) типа «большинство из ...» + «меньшинство из ...» оказалась в среднем значимо больше единицы, несмотря на то, что эта пара обычно считается оппонентной. Удивительно, что при оценках по всем типам шкал область от 0.2 до 0.4 оказалась слабо представленной естественноязыковыми градуальными эталонами. Даже словесная оценка «треть» с учётом эффекта общего завышения оценок на самом деле представляет величину не 0.33, а порядка 0.4. С учётом того, что геометрическая оценка градуального эталона «четверть» оказалась заниженной, можно отметить тенденцию психологического «избегания» оценок порядка «настоящей» четверти — «настоящей» трети. Это тоже один из парадоксов. Заметим в заключение, что установленные экспериментально особенности кванторов можно использовать для проверки теории нейронных кодов (А.Н.Лебедев,2003) и во всяком случае их следует учитывать при диагностике индивидуальных особенностей человека.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя