logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Когнитивное развитие сиблингов

Алексеева О.С.

Психологический институт РАО,

Москва.

Наличие сиблинга в семье является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Исследования показывают, что дети, имеющие 50% общих генов и живущие в одной и той же семье, могут существенно различаться по индивидуальным характеристикам (Plomin 1986, Rowe и Plomin 1981).

В течение последнего десятилетия акцент делается на изучение влияний индивидуальной среды, таких как взаимодействие сиблингов, различия в детско-родительских отношениях, влияние сверстников.

К примеру, родители могут быть более привязаны к одному ребенку, чем к другому, что будет служить источником различий между детьми, растущими в одной и той же семье.

Влияния индивидуальной среды могут быть обнаружены и в различающихся реакциях на очевидно общее события. Это отличие можно наилучшим образом увидеть на таких переменных как, болезни родителей, уровень образования, бедность, безработица. В зависимости от таких характеристик детей, как возраст, пол и личность, влияние этих факторов может быть различным для детей из одной семьи.

Наличие сиблинга, как такового, уже само по себе является важным фактором, влияющим на психическое, в частности, когнитивное развитие ребенка. Старшие сиблинги часто обучают младших братьев и сестер новым умениям. Даже младенцы достаточно внимательны к старшим сиблингам; часто имитируют их поведение, или пользуются игрушками, которые те оставили (Abramovitch, Corter & Palmer, 1980). Дети, имеющие старшего сиблинга, быстрее обучаются решать те или иные проблемы (Azmitia & Hesser, 1993). Это вызвано тем, что сиблинги играют асимметричные, дополняющие друг друга роли. Старшие сиблинги играют роли преподавателей, менеджеров и помощников при игре, а младшие принимают роли ученика, управляемого, и нуждающегося в помощи (Abramovitch и 1986; Azmitia и Hesser 1993; Brody и 1982, 1985; Dunn и 1982 Kendrick).

Не стоит забывать и о внесемейных факторах, таких, как отношения со сверстниками, которые в свою очередь являются важным компонентом индивидуальной среды, однако не исследуются так широко, как семейная среда.

Учитывая вышесказанное, сиблинговое исследование предполагает установление связей между различающимся опытом и различающимися индивидуальными характеристиками детей.

Наше исследование включало в себя два этапа.

На первом этапе были обследованы 377 подростков в возрасте от 13 до 17 лет. 134 из них были единственным ребенком в семье, 243 имели одного брата или сестру.

Целью данного этапа было сравнить одиночнорожденных детей и детей, имеющих сиблинга, чтобы определить, влияет ли наличие сиблинга на когнитивное развитие.

В качестве методов использовались критериально ориентированные тесты (ШТУР-2 и АСТУР).

В результате было выявлено, что различий между детьми, имеющими сиблинга, и одиночнорожденными нет. Однако, при анализе выполнения отдельных субтестов было обнаружено, что подростки, имеющие сиблинга лучше выполняют субтесты «Числовая последовательность» и «Пространственные представления».

Различия между детьми, которые являются первым ребенком в семье, и детьми, которые являются вторым ребенком в семье, были выявлены только при анализе субтеста «Классификации». Испытуемые, которые являются старшими детьми, справились с этим субтестом значимо лучше, чем их сверстники, которые являются младшими детьми в семье.

Целью второго этапа данного исследования являлась оценка внутрипарного сходства сиблингов по когнитивным характеристикам для определения влияния общей и индивидуальной среды на развитие ребенка.

Для определения уровня когнитивного развития использовался тест Д. Векслера (детский и взрослый варианты). В качестве факторов индивидуальной среды рассматривались детско-родительские отношения и отношения между сиблингами. Детско-родительские отношения исследовались с помощью опросника «Взаимодействие родителя с ребенком» (Марковская, 1998), сиблинговые отношения исследовались с помощью Опросника различающегося опыта сиблингов (SIDE) (Plomin, 1990).

Выборка на данный момент включает в себя 30 полных семей имеющих два ребенка в возрасте от 8 до 22 лет. Разница между сиблингами не превышает 5-ти лет.

К настоящему моменту проанализированы внутрипарные корреляции между сиблингами по интеллекту и корреляции между сиблингами и их матерями.

Корреляции между сиблингами по показателю общего интеллекта (IQ) и по показателю невербального интеллекта (PIQ) - 0,37 и 0,32 соответственно. По показателю вербального интеллекта (VIQ) была обнаружена корреляция - 0,46.

Корреляции обоих сиблингов с их матерями по всем трем показателям (IQ,VIQ,PIQ) значимо высокие. Однако, корреляции старших сиблингов с матерями выше, чем корреляции младших сиблингов с матерями.

В дальнейшем предполагается добор выборки, и комплексный анализ результатов, включающий в себя сопоставление результатов выполнения теста Векслера с качеством детско–родительских отношений и отношений между сиблингами.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. Алтунина И. Р. Московский психолого-социальный институт,

Москва.

В данном сообщении рассматриваются структурно-динамические особенности и генезис различных видов мотивов и мотиваций социального поведения, включая мотив и мотивацию достижения успехов, аффилиации, оказания помощи людям и власти. Эти особенности нашли отражение в предложенных автором теории (концепции) и модели структуры и генезиса соответствующих мотивов и мотиваций социального поведения.

Была проведена их экспериментальная проверка в 31 эмпирическом исследовании, охватившем 897 испытуемых (дети в возрасте от 3-4 до 15-16 лет). В ходе соответствующих исследований были выделены следующие этапы онтогенетического развития социально-мотивационной сферы личности.

1. Первый этап (соотносится с ранним возрастом), характеризуется появлением первых признаков мотивов и мотивации социального поведения, их следующим соотношением: - возникновение в индивидуальной предметной деятельности мотива достижения успехов; - демонстрация умения различать степени трудности решаемых задач и соотносить с ними прилагаемые усилия; - появление мотива аффилиации в форме стремления к людям; - возникновение желания оказывать помощь людям; - появление первичной иерархии мотивов социального поведения (преобладание мотива оказания помощи над мотивом достижения успехов и мотивом аффилиации).

2. Второй этап (соотносится с младшим дошкольным возрастом), отличается следующими изменениями мотивов и мотивации: - появлением связи стремления к успехам со способностями и старанием; - актуализацией мотива аффилиации в двух его формах: стремление к людям и боязнь быть отвергнутым; - возникновением мотива власти, осознанием выгод от обладания ею; - превращением групповых игр в фактор развития мотивации власти; - зависимостью оценок факторов, вносящих вклад в мотивацию аффилиации и власти, от опыта общения; - функциональной автономией мотивов социального поведения; - ускоренным развитием структуры мотивации достижения успехов в сравнении со структурой других видов мотиваций; - становлением структуры мотивации оказания помощи людям.

3. Третий этап (соответствует старшему дошкольному возрасту) характеризуется формированием дифференцированно и четко представленных в сознании детей факторов, вносящих вклад в мотивацию разных видов социального поведения: - правильная оценка вероятности достижения успехов в различных видах деятельности, своих способностей, как достаточных для достижения успеха; - разделение стремления к достижению успехов по видам деятельности; - независимое развитие двух разнонаправленных тенденций: стремления к успеху и боязни неудачи; - адекватная оценка того, за счет чего достигнут успех; - рост индивидуальных различий в мотиве и мотивации власти.

4. Четвертый этап (относится к младшему школьному возрасту) отличается дифференциацией субъективных и объективных факторов, влияющих на мотивацию социального поведения, дальнейшим развитием одних и становлением других мотивов и мотиваций социального поведения: - повышением значимости старания и трудолюбия в мотивации достижения успехов, различением того, что в успехах зависит от умений, прилагаемых усилий и стечения обстоятельств; - стабилизацией мотивов аффилиации, оказания помощи людям и власти; - превращением соответствующих видов мотивации в независимые друг от друга; - выходом мотива и мотивации оказания помощи на первое место в иерархии; - возникновением устойчивого типа социально-мотивированной личности.

5. Для пятого этапа (связан с подростковым возрастом), характерно появление новых факторов мотивации социального поведения, завершение развития одних и изменение структуры других мотивов и мотиваций социального поведения: - развитие полноценной структуры мотивации власти; - возникновение способности правильно оценивать личную привлекательность как фактор мотивации аффилиации; - доминирование мотивов аффилиации и достижения успехов над мотивами власти и оказания помощи людям; - изменение иерархии и значимости факторов, связанных с мотивацией оказания помощи; - выход отношения к человеку на первое место в мотивации оказания помощи; - полоролевая дифференциация структуры и иерархии мотивов и мотиваций социального поведения.

6. На последнем, шестом этапе (приходится на юношеский возраст), завершается развитие структуры социально-мотивационной сферы личности: - образуется развитая структура мотивации аффилиации; - появляется расчетливость как фактор мотивации власти; - нужда человека в помощи превращается в главный фактор оказания помощи; - мотивы и мотивации социального поведения включаются в структуру самосознания и образа Я.

Кроме описанных этапов, были установлены следующие общие закономерности становления в онтогенезе социально-мотивационной сферы личности:

1. Разнонаправленные социально-мотивационные тенденции (достижение успехов и избежание неудач; стремление к людям и боязнь быть отвергнутым; оказание помощи и отказ в помощи; стремление к власти и подчинение) появляются на разных этапах онтогенеза и относительно независимо друг от друга;

2. Наиболее существенные различия в мотивах и мотивации социального поведения проявляются в пределах двух эпох детства (по Д. И. Фельдштейну): с рождения и до 10 лет, и с 10 лет до 15-16 лет.