Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
Гусельцева М.С.
Психологический институт РАО,
Москва
Исторический путь развития психологии пролегает между двумя полюсами – естествознанием и гуманитарными науками. Психология индивидуальности, ориентирующаяся на естествознание, изучает психофизиологические и генетические основания разнообразия человеческой психики. Психология индивидуальности, склоняющаяся в сторону гуманитарных наук, обращается к теме появления и развития индивидуальности в истории культуры. Эта психология представлена социокультурным, культурно-историческим и культурно-аналитическим подходами.
Методологическими ориентирами культурно-аналитического подхода к психологии индивидуальности служат неокантианская философия, описательно-аналитическая психология В.Дильтея, современные изыскания методологии гуманитарных наук. Источниками культурно-аналитического подхода являются французская историческая школа «Анналов», междисциплинарный проект «истории повседневности», петербургская школа медиевистики И.М.Гревса и др.
Культурно-аналитический подход исследует индивидуальность посредством идеального моделирования культуры: построения структурной, феноменографической и динамической моделей; выделения особых пластов культурно-психологической реальности, фиксируемых в понятиях «культура-ноосфера», «культура-этнос», «культуры-психотехники», «культуры-миры» и т.п.
Ведущими категориями культурно-аналитического подхода являются: мир, «жизненный мир», видение, образ жизни, призвание, самостроительство, «органы индивидуальности», индивидуальность.
Культурно-аналитический подход рассматривает индивидуальность как высшую стадию развития человека в культуре. Последнее представляет собой сочетание двух процессов – социализации и индивидуализации. В процессе социализации формируется личность, но, зачастую становясь общественным существом – личностью, - человек утрачивает свою индивидуальность. Индивидуализация и есть процесс, приводящий к развитию человеческой индивидуальности. Одной из граней индивидуализации выступает самостроительство.
Индивидуальность в культурно-аналитическом подходе предполагает не только уникальность и неповторимость человека (генетически такая индивидуальность дана от природы), но и осознание этой уникальности как ценности, рефлексию собственного предназначения и его реализацию в культуре посредством конструирования образа жизни и объективации творческих достижений.
Образ жизни в таком контексте становится орудием реализации уникального предназначения человека в культуре.
Самостроительство - одна из важных, но мало разработанных психологических категорий. Самостроительство предполагает овладение своими психическими функциями и психологическими органами во имя творчества жизни и судьбы в культуре. Овладение жизнью и творчеством происходит посредством создания «органов индивидуальности».«Органы индивидуальности» – понятие К.Маркса, привлеченное в психологию С.Л.Рубинштейном. Но в контексте самостроительства личности, овладения своей судьбой и ментального оснащения индивидуальности в культуре это понятие практически не рассматривалось. Поэтому предварительной задачей по освоению этой темы мы видим сбор феноменологии: речь идет о психологических реальностях метафор «глаз» («зрения»), «ушей» («слуха»), «языка» (речи), «крыльев», «сердца» и т.п. в самовооружении индивидуальности.
И слушание, и видение – процессы культурно конструируемые: наши «уши» и «глаза» - рукотворны, они выстроены определенной культурой, более того, в каждой культуре они поддаются особой дифференциации. Так, средневековье, которое нередко упрекали в начетничестве, обладало уникальным даром улавливать смысловые различия: то, что сегодня представляется в источниках как общее место, сверкало невидимыми нам смысловыми оттенками в определенных повседневных контекстах. Но мы этого не видим, потому что не имеем адекватных смысловых органов «зрения». Однако эти органы могут быть построены, и явно или неявно такие функциональные органы выстраивают в процессе исследования опытные медиевисты.
Культурно-аналитическая психология изучает то, что медиевисты называют ментальной оснасткой человека определенной эпохи. Культурно-аналитический подход рассматривает феномен самостроительства в свете моделирования и конструирования «функциональных органов», ментальной оснастки, овладения своим образом жизни.
Представитель экзистециального направления Х.Ортега-и-Гассет рассматривал «мир» в качестве орудия, при помощи которого человек творит свою жизнь, одновременно порождая и миры культуры. Культурно-аналитический подход изучает как человек, изменяя себя, перестраивает «жизненный мир» и воздействует на социокультурную среду. Основной инструмент такого изменения - образ жизни. Иными словами, овладение своей жизнью, творчеством и судьбой совершается посредством реконструкции «жизненного мира» и «органов индивидуальности».
Образ жизни - это орган и орудие человека. Орудие - не только самостроительства, но и миростроительства. Существуют различные модели жизни, и мы должны отыскать и построить свою так, чтобы она сделалась органом нашей реализации, орудием самоосуществления и миростроительства. Мы можем перенимать эти орудия из культуры, но продуктивнее строить их как функциональные органы своей индивидуальности.
Обратившись к теме профессионального конструирования органов индивидуальности, отметим, что для реализации в качестве, например, оперного певца мало родиться с природной одаренностью, с задатками, надо «поставить голос». Но как и голос, ум тоже надо поставить. Любая профессия, любое искусство - это овладение (голосом ли, пером ли, интеллектом). Опостановке ума, ратовал Ф.Ф.Зелинский, доказывая необходимость преподавания античности в общеобразовательной школе. Античность как основа европейской ментальности является здесь средством развития индивидуальности. Согласно Ф.Ф.Зелинскому, опыт освоения античности в процессе образования приводит к овладению своими умственными способностями и превращению интеллекта в орудие индивидуальности.
Таким образом, самореализация в том или ином искусстве, той или иной профессии предполагает овладение жизнью и «жизненным миром» как орудием реализации. Так, «Театр» С.Моэма – красноречивое повествование о том, как строит свою жизнь Актриса.
Примером конструирования образа жизни являются биографии так называемых великих людей. Так, А.А.Любищев создал систему жизни как орудие овладения судьбой. Одним из «органов индивидуальности» для него стало время. Он овладел своим временем, у него появился особый функциональный орган – чувство времени.
Биографии С.Кьеркегора, И.Канта, П.Хёга и др. являют собой модели жизнестроительства в качестве инструментов творческой самореализации.
Проект сверхчеловека Ф.Ницше, «Пророк» А.С.Пушкина могут быть также рассмотрены в контексте самостроительства. Собственно вся история культуры - это поиски и практики форм развития человека. Сокровища, мертвым грузом покоящиеся в земле и дожидающиеся своих исследователей. Осваивая эти залежи, культурно-аналитическая психология претендует стать реальной практикой человекознания.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя