logo search
(ВесьГуленко)

2. Структурирование места обучения.

Социоанализ рекомендует обучать класс как целое, создавая правильное сочетание коллек­тив­ных и индивидуальных форм работы на уроке. Нелишним будет напомнить, что разрозненные, не­дружные классы предварительно интегрируются, например, при помощи методики перегруппиро­вок и распределения неформальных ролей, о чем я писал в (3). Если этого не сделать, то эф­фект от соционического обучения будет смазан, а проблема несбалансированности класса вста­нет перед вами во весь рост.

Динамическая рациональность, которая так нужна на уроке, предусматривает четкое структури­ро­вание коммуникации между учителем и учениками, а также планомерные переходы от одной структур­ной части к другой в определенном темпе и в заданной последовательности. Начнем ра­ционализа­цию классно-урочной системы с самого простого - структурирования места обучения, т. е. класс­ной комнаты.

Первый способ структурирования помещения класса - в соответствии с установками на вид дея­тельности, о которых подробнее вы прочтете в (5). Этих установок всего четыре - управлен­че­ская, социальная, гуманитарная и научно-исследовательская (сайентистская). Каждой из них нужно отвести свою часть пространства в классе и предметно оборудовать ее в соответствии с ее про­филем.

Структурировать класс по установкам можно с разной степенью “жесткости”. Мягкое струк­турирование означает, что оформляются в основном стены класса и узкое пространство возле них. Возникают так называемые функциональные зоны, которые учитель активно использует для работы во всем пространстве классного помещения.

Приведу простейший пример размещения и оформления функциональных зон по установкам. Там, где висит учебная доска, логично оформить сайентистскую зону, поместив в нее различные схемы, плакаты, таблицы. Рядом с доской, где лежит стол учителя, удобно оформить управленческую зону, где лежит классный журнал, имеется доска объявлений, на которой вывешивается рейтинг учащихся, графики дежурств и т. п.

Социальная зона может примыкать к управленческой и располагаться у окон, захватывая один из углов в торце классного помещения. Она должна быть устроена в игровом ключе, распола­гать к общению, снимать напряжение. Желательно поместить туда цветы и другие элементы де­ко­рации и релаксации.

Оставшийся угол и часть стены отведите под гуманитарную зону. Ее оформите так, чтобы уче­ник, долго находясь в ней, настраивался бы на философсковозвышенный лад, готов был к об­суж­дению проблем нравственности и общечеловеческих ценностей. Для этого повесьте там портреты писателей-гуманистов, положите серьезные художественные книги, создайте уголок па­мяти и тра­диций.

Можно проструктурировать пространство еще жестче, разделив на эти зоны и всю площадь пола. При этом варианте под управленческую зону нужно взять наибольшее количество пло­щади, включив в нее дополнительно еще и центр класса (при мягком структурировании цен­тральная часть класса остаетя нейтральной). Однако помните, что чем глубже вы прострукту­ри­руете помещение, тем интенсивнее вы должны физически перемещаться во время урока, что по силам лишь особо экстравертно-динамичным учителям. Вот варианты структурного оформления класса:

Особый случай возникает, если ваша классная комната уже специализирована полностью под ка­кой-либо предмет обучения. Речь идет о кабинетах физики, химии, географии, спортзалах и т. д. Ус­тановка на род деятельности уже задана изначально, поэтому структурирование места можно про­вести по темпераментным группам, т. е. выделить зоны для линейнона-пористых, гибко-разворотли­вых, восприимчиво-адаптивных и уравновешенных действий. С теорией социониче­ских темпера­ментов вы сможете ближе познакомиться в (4).

Разберм пример для кабинета физики. В нем вы выделите активно- и пассивно-темпераментные зоны. В активную территорию войдут уголок экспериментирования, где ученики согут свободно пе­редвигаться, проводить испытания своих изобретений, делать опыты, а также зона моз­го­вого штурма, в которой ученики предлагают свои оригинальные проекты, смелые решения, спо­рят по сложным вопросам науки.

Пассивная территория в кабинете физики требует спокойных по эмоциональным проявлениям форм работы. Критическая зона предназначена для оценки активных форм, сравнения полученных ре­зуль­татов, наработки эрудиции. Поэтому в ней ученик должен найти множество справочных мате­риалов - словарей, энциклопедий, таблиц данных. И, наконец, четвертая зона, которую назо­вем аналити­ческой, послужит для приведения знаний в стройную систему, где ученик сжи­мает научную информацию до размеров формулы, схемы или таблицы.

Конечно же, все эти виды действий можно проводить в одном месте, без всякой пространствен­ной структуризации. Но тогда эффект обучения будет намного ниже: не будет динамики, не бу­дет четкого осознания, что и как происходит. Только не забывайте, что учитель, излагающий соот­ветствующий той или иной зоне материал, должен и сам в нее переходить! Или, вызывая ученика для ответа, должен требовать от него межзональных перемещений в зависимости от того, как и что он отвечает.

По-настоящему талантливый учитель, который в совершенстве владеет своими психическими функ­циями, изменяется и сам, когда ведет урок и путешествует по этим зонам. В управленческой среде он строг и официален, в социальной - демократичен и общителен, в гуманитарной - оду­хо­творен и поэтичен, а в научной - умен и эрудирован. Умение вести многомерный, полифунк­цио­нальный урок - показатель высшего мастерства педагога.

Еще эффективнее и увлекательнее идет обучение, если рационализацию урока сделать двойной - структурировать не только место, но и время обучения. Ничто не запрещает, конечно, ис­поль­зовать их раздельно. Так поступают очень многие учителя. Но если обе серии динамично сменяю­щих друг друга структурных единиц синхронизировать, то урок превратится в увлека­тельное зрелище, обладающее неизгладимым воздействем на умы и сердца учащихся.