logo
(ВесьГуленко)

2. Дихотомия “материальное - идеальное”.

К. Г. Юнг связывал эту философскую оппозицию с экстраверсией-интроверсией [1, с. 35 - 49]. Именно он впервые затронул тему психических оснований философии. Экстраверты, по Юнгу, ори­ен­тированы на материю, которая снаружи, а интроверты - на идеальный мир, который находится внутри человека. Это первая из возможных трактовок. Мне же кажется, что существует более убе­дительная увязка.

“Материальное-идеальное” скорее соответствует дихотомии “сенсорность-интуитивность”. Сен­со­рику современный социоанализ понимает как эмпирику, данные ощущений, вещественность, пред­метность. Интуиция понимается как умозрение, построение идеальных образов.

В гносеологии постоянно сталкивались противостоящие друг другу течения “сенсуализм - ра­цио­нализм”. Переписывая эту полярность соционически, мы получаем пару “сенсорика - логика”. Ин­туитивное начало как противоположность сенсуальному, что является нормой в социоанализе, фи­лософы используют редко. Чаще всего под логикой подразумевают противоположность интуиции.

Но в главной гносеологической дихотомии (основном вопросе философии, по Энгельсу) эта по­ляр­ность используется именно в соционическом смысле, то есть как противоположность сенсор­ного (сенсуального) интуитивному (идеациональному). Все три различных смысла логического (рацио­нального, разумного) в философии соционическим способом расшифровываются так:

Логика (рацио)

как противоположность сенсорике

(1)

как противоположность интуиции

(2)

как противоположность этике

(3)

Поэтому вместо термина рациональное, чтобы найти компромисс между философской и социониче­ской терминологией, исходя из первого смысла этого понятия, я воспользуюсь не противореча­щим ни философским, ни соционическим представлениям термином идеациональное.

Дихотомия “сенсуальное-идеациональное”, по всей видимости, выводится как частный случай более общей пары полярностей “материальное-идеальное”. Аргументация здесь такая: матери­альное воспринимается лишь с помощью наших органов чувств, а идеальное - посредством ин­теллекту­альной интуиции.

Согласно теории коммуникативного пространства [13] категории материальное/сенсуальное раз­ли­чаются лишь степенью обобщения. Под материализмом обычно понимают выводимость интел­лекту­ально-духовного уровня из условий социально-экономической жизни людей. В случае “сенсу­ального” материализма в качестве определяющего начала берут вещественно-физический уро­вень. В случае “экономического” материализма ведущим считается социетальный уровень.

интеллектуальное -> “интеллигибельный” идеализм

социетальное -> “экономический” материализм

психическое -> “психологический” идеализм

физическое -> “сенсуальный” материализм

Центральный тезис сенсуализма сформулирован английским философом Дж. Локком (1632 - 1704): nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu (нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях). Интересно, что Локк при этом основным способом достоверного познания считал отнюдь не сенсорный опыт и даже не логико-демонстративный метод, а интуи­цию. Это тот вовсе не редкий случай, когда интуитив проповедует сенсорные взгляды.

Аналогичное высказывание находим у французского сенсуалиста К. Гельвеция: “всё, что не­доступно чувствам, недостижимо для ума”. Сенсуализм Гельвеция, как и всей когорты француз­ских материалистов 18 века был рациональным: единственным источником познания они считали воздействие физических предметов на органы чувств человека, которые поставляют ин­формацию в думающий мозг.

Среди их оппонентов были интуитивисты Декарт и Лейбниц. Например, интуитивизм Р. Декарта (1596 - 1650 гг.) явно противостоит сенсуализму Ф. Бэкона (1561 - 1626 гг.), признанного теоретика индуктивного метода в познании. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, это - созерцание яс­ных, отчётливых фундаментальных представлений. Обоснованный им дедуктивноаксио­матический ме­тод, относится к индуктивно-эмпирическому методу Бэкона точно так же, как интуиция отно­сится к сенсорике.

Дедуктивно-аксиоматический метод Интуитивный тип гносеологии-------------------------------- = ---------------------------

Индуктивно-эмпирический метод Сенсорный тип гносеологии

У сенсуалистов и идеационалистов 17 - 18 вв. несмотря на все их разногласия была общая база: их объединял рационализм. Но объединение их позиций не имело характер слияния. По­этому речь идет не о синтезе (/\), а об антисинтезе (/). Более того, их рационализм был логическим. Поэтому формула гносеологического антисинтеза рационалистов запишется так:

сенсорность / интуитивизм = логика.

Перенесемся ближе к нашему времени. На противопоставлении интуитивного сенсорному по­строена и феноменология Э. Гуссерля (1859 - 1938 гг.). Этот немецкий философ намеревался создать отдель­ную науку о созерцании чистых сущностей, которая базировалась бы на ре­дукции (сведении) “экзистенций” к “эссенциям”, то есть отягощенных сенсорикой событий к ин­туитивночистым поня­тиям.

Гуссерль выступал против “натурализирования” разума, превознося интуитивное начало в гно­сео­логии. Гуссерлианская идеация - это умозрение сущностей, которое в социоанализе называ­ется интуицией. Интересна логическая игра понятий у этого философа. В общепринятый в науке термин “феноменология”, имеющий сенсорный смысл - описание конкретных проявлений какого-либо явления, он вложил диаметрально противоположное значение - исследование чистых интуи­ций.

Гуссерль колебался в оценке связи между сенсорным и интуитивным началами. В своих ранних работах подобно рационалистам он уповал на логический антисинтез. Поздний Гуссерль обра­тился к поискам этической базы для объединения, которую усматривал в “жизненном мире” познающей лич­ности. То есть происходила эволюция гносеологической формулы этого философа от логического антисинтеза к этическому синтезу.

Искомый вариант в терминах соционики запишется так:

сенсорное /\ интуитивное = этическое.

Интуитивизм А. Бергсона (1859 - 1941 гг.), одного из ведущих представителей “философии жизни” лишен логических смещений и имеет однозначно этическую основу. Он различал два противоположных пути познания. Первый осуществляется посредством интеллекта. Он мёртвый, без­личный, не ведущий к глубинному знанию. Второй пролегает через интуицию и переживание. Он полон жизни и, следовательно, предпочтительнее для человека.

Бергсон под интеллектом понимает одно лишь то, что в соционике называется логикой. Интуи­ция же Бергсона представляет собой действие не одной, а сразу двух функций - собственно ин­туиции и эмоциональности. Он, с точки зрения социоанализа, смешивал эти понятия. Слово “чувство” может пониматься и в смысле интуиции, и в смысле чувствования, и как соединение того и дру­гого.

Концепция “творческой эволюции” А. Бергсона рассматривает в качестве отправной точки взрыв, запустивший развертывание жизненного процесса. “Жизненный порыв” разделяется в ходе эволюции на интеллект (логику) и его противоположность - интуицию. Однако противопоставление логики и интуиции носит не диаметральнопротивоположный, а смежный характер. Действи­тельно, из следую­щего принятого в социоанализе графического изображения тетратомии юнговских функций видно, что логика и интуиция соседствуют, а не противолежат:

интуиция¦этика -----+------ логика¦сенсорика

В каком же отношении они являются дихотомичными? Дихотомия смежных полюсов тетратомиче­ского креста записывается через логические операции импликации (“если - то”) или ее от­рицания - антиимпликации (“если - то не”). Запись импликации a => b (читается: если a, то b) означает, что a включает в себя b как составную часть. Запись анти-импликации a =/=> c означает, что “с” не является составной частью “a”.

А теперь запишем формулами операций соотношения между так превоз-носимой Бергсоном интуи­цией и ее ближайшими соседями - логикой и этикой. Не вызывает сомнения, что интуиция им­плицирует этику (интуитивные прозрения обязательно сопровождаются эмоциональными всплесками), но анти­имплицирует логику (отвергает ее как сковывающий творчество фактор):

интуиция => этика, но интуиция =/=> логика.

Наиболее доступным способом обыденному сознанию гносеологические категории идеального и ма­териального могут быть представлены через родственную им дихотомию “теория-практика”. В ос­нову любой теории ложится одна или несколько неочевидных гипотез. В этом - интуитивная сто­рона научного познания. Затем следует проверка опытом, подтверждение или опровержение на практике сенсорная сторона науки.

---теоретическая -> интуитивные гипотезынаука --+ --—практическая -> сенсорная верификация

Материалистическая философия ведущим полюсом однозначно признает практику. Против такой аб­со­лютизации выступал известный философ науки К. Поппер: заблуждение, что научное иссле­дование начинается с “чистых” наблюдений, не имея замысла, общей схемы, набора исходных представле­ний - “чего-то похожего на теорию”. Получается все наоборот: теория господ­ствует над любой целенаправленной экспериментальной работой.

Человеку свойственно идеальное целеполагание. Прежде чем делать что-то, он думает об этом. Получается, что первое движение идёт из головы. Таким образом, корни идеализма скрыты в са­мом процессе активной деятельности человека. Этим объясняется тот факт, что идеалис­тические теории создавались в истории чаще, чем материалистические. Однако одного интел­лектуального фактора для объяснения доминирования идеализма в философии недостаточно.

Здесь срабатывает еще и психологический фактор. Практически все значительные философы имели отвлечённо-мыслящий (интуитивный) тип психики. Упущение наук о человеке, очевидно, за­ключается в том, что они молчаливо предполагали и продолжают это делать и сейчас, что пси­хическая структура личности у всех одна и та же.

Новая глава гуманитарных знаний откроется тогда, когда антропный (субъективно-психический) принцип из декларируемого превратится в реально учитываемый при конструировании теорий. Тогда различные философские лагеря, находящиеся в состоянии затяжной “холодной” войны, по­лучат шанс хотя бы на время заключить перемирие. Компромисс в том, чтобы признать наличие людей как с идеалистической, так и с материалистической психикой.

Первый, шаг в этом направлении был сделан в дуализме Р. Декарта и И. Канта. Они исходили из су­ществования двух относительно независимых и несводимых одно к другому начал - материаль­ного и идеального (протяженность и мышление у Декарта, феномены и ноумены у Канта). Так родилась третья линия в Новой философии, пограничная в какой-то мере между идеализмом и ма­териализмом.

Другая разновидность этого течения - психофизический параллелизм. Эта концепция сформулиро­вана Г. Лейбницем. Душа и тело, согласно Лейбницу, являются равноправно и самостоя­тельно взаимодействующими инстанциями, хотя и создается впечатление их принудительной со­гласованно­сти. Ни одна из них не является причиной другой. Параллелизм настаивает на эк­вивалентности (равнозначности) материального и идеального.

Однако есть ещё и четвёртая линия. Материальное и идеальное зависимы, но детерминируют друг друга по очереди. Это значит, что есть ситуации, когда материальные потребности формируют ход мысли человека. Но есть и обратные ситуации: человек может создать свой идеальный об­раз и настолько уверовать в него, что он воплотиться во внешнем мире. Многие психологиче­ские тех­ники построены именно на тезисе “мысль формирует реальность”.

Обозначения

материальное -> идеальное

-> причина

материальное <- идеальное

<- следствие

материальное <-> идеальное

<-> эквивалентность

материальное -> идеальное

-> компенсаторность

Когда анализируется соотношение между полярными понятиями, необходимо различать прямые и об­ратные связи. Обратная связь заключается в создании идеального образца (программы, плана, ал­горитма, модели, целевой функции) и контроле по его соблюдению. Идеальное как раз и вы­пол­няет роль обратной связи по отношению к материальному. Прямая связь в отличие от обрат­ной носит не информационный, а генетический (порождающий) и субстратный (носящий) характер.

По всей видимости, выстраивается следующая спирально замкнутая цепочка.

Биологическое порождает психическое. Психическое приводит к возникновению интеллектуаль­ного. Интеллектуальное является носителем социального. А социальное как главная обрат­ная связь корректирует, казалось бы, независимое биологическое. Или в графическом представлении:

социальное

интеллектуальное

психологическое

биологическое

Если отталкиваться от принятого в гносеологии понятия “отражение”, то каждая последующая ступень данного ряда является отражением предыдущей ступени. Если же воспользоваться об­ще­научным понятием “функция”, то стрелки показывают направление функциональной зависимости ме­жду этими четырьмя инстанциями человеческой природы.

Психологическое есть функция биологического, интеллектуальное - функция психологического, а социальное - функция интеллектуального. Биологическое на более высоком уровне развития оказы­вается функцией социального: планетарный общественный разум (ноосфера по Вернадскому) преоб­разует природу.

А теперь соционический вывод из вышеизложенного. Сенсорность является ведущим, первичным ком­понентом в витальной сфере, а интуитивность - в интеллектуальной, творческой. Без ин­туитивной умозрительности познание выродилось бы в голый эмпиризм, простое скопище факти­ческих данных. Развитая личность (исцеленная, обретшая самость) та, которая умеет осоз­нанно делать выбор, на какую точку зрения становиться - материалистическую, идеалистическую или смешанную, учиты­вая вовлеченные в действие социотипы.

Логическая сфера через антисинтез является посредником между миром отражения (интуиция, по­нятийная сфера) и миром вещественной реальности (сенсорика, эмпирические факты), которые де­терминируют друг друга по принципу прямой и обратной связи. Но помимо этого между ними сущест­вует и второй посредник - этика, то есть личностное переживание. Этическое начало сливает в себе сенсорное и интуитивное, в пределе достигая полного синтеза.