logo
(ВесьГуленко)

3. Квадра и кольцо заказа

Кант может быть охарактеризован как личность из периферийной квадры. Кёнигсберг, в ко­то­ром он жил, хотя и был столицей Восточной Пруссии, но по сути представлял собой отдалён­ную провинцию германской империи. Его известности способствовал лишь сайентистский характер эпохи, да экстравертные почитатели его таланта. Школы, состоящей из изучающих его теоре­тическое на­следие учеников, он не оставил.

Желающие любыми путями попасть в центр событий представители силовых квадр вряд ли пой­мут, почему Кант отверг в пользу привычной периферийности несколько очень выгодных предло­жений, на­пример, возглавить кафедру теоретической философии в университете г. Эрланген. Куратор ме­стного университета был в восторге от его “Наблюдений над чувством прекрасного и возвышен­ного”. Кант ответил твёрдым отказом. Ему, как видно, не нужны были ни деньги, ни слава, ни чины.

Можно говорить лишь о влиянии критической философии на умы выдающихся мыслителей. Но Канта считают основоположником немецкой классической философии. Если вспомнить, что закономерным переходом от сайентисткой установки к гуманитарной является звено АНАЛИТИК _ НАСТАВНИК, всё становится на свои места.

Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам. Он придерживался мнения, что ули­чать противника в недобросовестности или глупости - занятие неблагодарное. Совершенно некон­курентный, он всячески уклонялся от борьбы. Силовая сенсорика не является ценностью перифе­рийных квадр.

Что роднит Канта с Фихте, Шеллингом, Гегелем, другими философскими классиками Германии? Один лишь интуитивный рационализм. Опирающийся на структурную логику L кантовский крити­цизм, кото­рый выразился и в признании объективно существующими обоих полюсов дихотомии вещь в себе/вещь для других, был его преемниками отвергнут. Как замечает Б. Рассел, ком­промиссная позиция Канта в онтологии (допущение материализма наряду с идеализмом) не уст­роила последова­тельно-однобоких немецких идеалистов [2].

Прекрасно изложенная этика Канта, к сожалению, отдаёт каким-то формализмом, бездушием. Соз­даётся впечатление, что мораль он понимал исключительно как свод формальных правил и тре­бова­ний. Его знаменитый категорический императив (безусловное повеление) предписывает действо­вать по таким правилам, которые могли бы стать всеобщим законом. Это ещё один барьер, который отделил мыслителя от его последователей - полноправных соционических эти­ков.

Кант был интровертным инволютором. Эта группа “серых мышек” (АНАЛИТИК, МАСТЕР, ХРАНИТЕЛЬ, ЛИРИК) наименее дея­тельна в макросоциуме, потому и малозаметная. Их социальная миссия информационная, а не энергетическая и раскрывается к тому же в рамках малых групп единомышленников. Кант все­гда обедал в узком кругу знакомых. Во время этих неформальных застольных бесед он отли­чался блистательным умом, красноречием и интеллектуальным потенциалом.

Все его черновые наброски заполняют десять томов - больше, чем опубликованные работы. Он производил громадное количество информации, но она не стала достоянием большого социума, науч­ной общественности.