logo
(ВесьГуленко)

2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.

По спонтанному эмоциональному отклику собеседника вы определяете, пошел ли вопрос, то есть по­нят ли он и принят ли респондентом. Если не пошел, то нужно быстро переформулировать его или вообще отказаться. Такие постоянные коррекции просто необходимы во время общения,

так как те или иные искажения контакта, постепенно накапливаясь, сведут на нет все ваши по­пытки добиться расположения человека.

Иногда у вас могут возникнуть серьезные сомнения относительно откровенности респондента. Как определить, не лжет ли он? В вопросы интервью не вмонтировано ничего наподобие шкалы лжи, но тем не менее опытный интервьюер чутко улавливает попытки ввести его в заблуждение. На ложь респондента вам укажут следующие особенности его поведения:

- несоответствие поведенческих актов характеру ситуации, в частности, демонстрация пре­увеличенного дружелюбия, улыбчивость, когда обстановка не располагает к этому,

- попытки навязать непрошенную помощь или оказать неожиданную услугу,

- заострение внимания на мелочах, ничего не значащих деталях,

- проявление негодования, возмущения по незначительному поводу,

- избирательная невнимательность или забывчивость,

- внезапные премены поведения: от спокойствия к взволнованности, от активного интереса к предмету беседы до апатии, от спешки к согласию подождать и т. п.,

- внутренняя нервозность, о которой свидетельствует резкое покраснение или побледнение лица.