logo
(ВесьГуленко)

1. Тип как объединение темперамента и установки.

Для образования 16 социотипов, как известно, необходимы четыре биполярных шкалы. Эти шкалы были предложены К. Г. Юнгом в работе “Психологические типы” [1]. Значение основопола­гающих при­знаков Юнга известно всем соционикам, но далеко не все умеют применять их в ка­честве инст­ру­мента социоанализа.

Задача данной статьи заключается в том, чтобы помочь тем, кто серьезно занимается социо­ни­че­ской типологией личности, разобраться в непростой природе социона и осветитить его структуру с неизвестных ранее точек проекции. Только таким путем мы увидим со­цион во всем его объеме или услышим его звучание как гармоничное созвучие аккордов.

Прежде всего нужно правильно выделить существующие в соционе подструктуры - его органиче­ские сегменты - и уловить динамическую связь между ними. Без полноты рассмотрения групп, сущест­вующих в нем, нельзя осмыслить эту единицу социума как четырехмерное поня­тие.

Мы пойдем по пути построения всех возможных проекций социона на плоскость и воссоздания его полной структуры посредством их объединения. При этом прошу не забывать, что та полнота, о которой я говорю в данной статье, касается лишь так называемого юнговского ба­зиса - четырех открытых им психологических шкал.

Само собой разумеется, что помимо привычного нам набора оппозиций “экстра-интровер­сия”, “рацио-иррациональность”, “логика -этика” и “сенсорика-интуиция” существует много неюнговских систем дифференциальных признаков, которые описывают личность ничуть не хуже. Но Юнг как великий систематизатор был и остается исторически выбранной нами точкой отсчета в исследо­вании типологии личности.

Нетрудно убедиться, что базис Юнга позволяет построить шесть разновидностей малых групп по четыре типа в каждой. Это число мы получим, если воспользуемся формулой комби­наторики для количества сочетаний из четырех шкал (n) по две (k):

k n! 1 * 2 * 3 * 4

C = ---------- = ------------- = 6.

n k! (n - k)! 2 * 2

Наиболее доступными для понимания из этих шести являются два сорта групп, а именно тем­пе­ра­ментные и группы установки. Их анализ читатель найдет в работах [5] и [6].

Здесь только напомню, что т е м п е р а м е н т н ы е группы образуются путем комбина­ции шкал “рацио-иррациональность” и “экстра-интроверсия”, а группы у с т а н о в к и - двух других шкал - “логика-этика” и “сенсорика-интуиция”.

Всего в 16-типном соционе можно выделить четыре обобщенных темперамента:

1) экстрарациональный (условно холерический), который характеризуется прямотой и эмоциональ­ной несдержанностью в поведении,

2) интрорациональный (условно флегматический), к которому относятся наиболее выдержанные и равномерно работающие типы,

3) экстраиррациональный (условно сангвинический), для которого характерна живость и непре­одолимая тяга к сменяемости внешних впечатлений,

4) интроиррациональный (условно меланхолический), которому присущи повышенная чувствительность и тонкость внутренних переживаний.

Чтобы не путать соционические темпераменты с физиологическими, будем их называть соот­ветст­венно Напористый, Уравновешенный, Гибкий и Чувствительный.

Группы установки различаются между собой направленностью на четыре смежных, но принципи­ально разных сферы общественной жизни, где их природный потенциал проявляется наиболее эф­фек­тивно:

1) управленческая установка (логико-сенсорные и сенсорно-логические) - управление ор­гани­за­цией материального произ-водства, машинами и механизмами;

2) социальная установка (этико-сенсорные и сенсорно-этические) - социальная сфера общест­венной жизни, включающая торговлю, снабжение, рекламу, социальное обеспечение, сервис и до­суг;

3) гуманитарная установка (этико-интуитивные и интуитивноэтические) - культура и искус­ство, психология, воспитание, религия, идеология;

4) сайентистская установка (логико-интуитивные и интуитивнологические) - научные исследо­вания и эксперименты, разработка концепций и прогнозов, познание законов природы и об-щества.

Каждый темперамент может решать задачи в любой из четырех больших сфер общественной жизни или, что то же самое, каждая установка может осуществиться через любой из типных тем­пераментов. При этом желательно соблюдение пропорций между всеми ячейками, иначе воз­никает волна вмешательства и вытеснение тех или иных типов из сферы действия их природ­ных склонно­стей.

Если производственник занимается разработкой научных теорий, а гуманитарий берется ре­шать проблемы социальной справедливости и т. п., результат может быть только плачевным: общество “болеет” некомпетентностью [7]. С другой стороны, несоблюдение баланса в распределении человеческих ресурсов между четырьмя важнейшими сферами неизбежно ведет к явной или скрытой безработице, а значит, и к росту социальной напряженности.

Первый, наиболее простой и наглядный способ создания стройной типологии, демонстри­рует как раз оптимальное распределение эмоционально-психологической энергии людей по ос­новным участкам приложения сил в обществе. Вот он в табличном виде:

Таблица 1 Формальная структура социона

Установка/

Темперамент

Управленцы

Сайентисты

Социалы

Гуманитарии

Холерики

АДМИНИСТРАТОР

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

ЭНТУЗИАСТ

НАСТАВНИК

Флегматики

ИНСПЕРТОР

АНАЛИТИК

ХРАНИТЕЛЬ

ГУМАНИСТ

Сангвиники

КООРДИНАТОР

ИСКАТЕЛЬ

ПОЛИТИК

СОВЕТЧИК

Меланхолики

МАСТЕР

КРИТИК

ПОСРЕДНИК

ЛИРИК