logo
(ВесьГуленко)

4. Особенности профильного обучения.

Сейчас в массовой школе нередко создаются классы специализированного обучения - математиче­ские, художественные, экономические и другие. Этот вид обучения я буду далее называть про­фильным. Особенность профильных классов состоит в том, что для повышенной результатив­но­сти обучения учащихся подвергают процедуре отбора.

Отбор обычно проводят двумя способами: через успеваемость по про-филирующим дисциплинам или путем психологического тестирования по тес-там соответствующих способностей. Социоанализ по­зволяет комплектовать профильные классы гораздо быстрее и технологичнее.

Соционическая методика, решающая эту задачу, основывается на уже известных вам типологиче­ских группах установок на вид деятельности. Соционически грамотный учитель без труда оп­ре­делит, какую из четырех установок выбрать в качестве базовой для отбора учеников в класс жела-емого профиля.

Для класса с гуманитарным или художественным уклоном костяк долж-ны составить дети гумани­тар­ных социотипов. Для обучения бизнесу, эко-номике, технике класс комплектуется в основ­ном за счет управленческих социотипов. Классы математического, физического или иного фун­дамен-тально-научного профиля будут эффективно обучаться, если в них войдут дети, имеющие один из группы сайентистских типов. Классов с социальным уклоном (торговля, рекламные агенты, сервис и другие профессии сферы “человек - человек”) создается гораздо меньше. По­этому дети социаль­ных типов могут войти как дополнительный контингент в классы гуманитарного и управленческого профиля.

Крайне вредно создавать профильные классы по принципу “чистоты рядов”, когда научными ис­следованиями занимаются исключительно сайен-тисты, руководству фирмами учат только управ­лен­цев и т. п. Ведущую ус-тановку следует обязательно “разбавлять” смежными с ней. Рекомен­дуемая пропорция - 3: 2, т. е. на три человека ведущей установки приходится два смежника.

Например, в научно-исследовательском классе к каждым трем учени-ка-сайентистам следует до­бав­лять два ученика остальных установок. При-чем из этих двоих один должен быть обязательно гума­нитарием, а второй - либо управленцем, ибо социалом. Сайентисты легче находят общий язык с интеллектуально ориентированными гуманитариями, чем с сугубо практи-ческими установ­ками на управление или социальность.

В комплектовании экономических и бизнес-классов этот принцип под-бора срабатывает анало­гично. На каждых трех управленцев надо привлечь два представителя прочих установок. Из этих двух дополняющих типов один должен быть социалом (по уже упомянутой причине общности матери-ально-практических интересов), а другой - либо сайентистом, либо гума-нитарием. Гума­нитарии - наиме­нее подходящая для управленческой дея-тельности установка, так как при администрировании задействуются в полную силу функции сенсорности, которые у гуманитарных типов самые неса­мостоятельные.

Следующая проблема, которая встает перед педагогами, когда про-фильный класс уже сфрмиро­ван, - какие технологии обучения привлекать для работы? Не вызывает сомнения, что про­филь­ные классы неразумно обучать обычными методами. С другой стороны, педагогами-нова­торами разработано большое количество специализированных творческих подходов. Методики ка­ких авторов дадут в вашем классе наибольший эффект? Этого вопроса я уже касался в (4), где соционически подготовленный читатель и найдет принцип отбора пакета программ и ме­тодик для профильного класса.

Однако вы можете проявить и собственное творчество, создав ориги-нальную технологию обучения управленческого, социального, гуманитарно-го или исследовательского класса. Чтобы облегчить вам задачу, я обри-сую главные психологические особенности социотипов этих установок. Имеет смысл учесть эти особенности в работе над собственной программой.

Еще прошу принять во внимание, что представители этих типологи-ческих групп погружены в во­доворот повседневной жизни, которая влияет на них как в положительном, так и в отрицатель­ном плане. Поэтому быва-ют группы низкого, неразвитого уровня и группы с тем же типологиче­ским со­ставом, но высокого уровня развития. Ознакомьтесь с приведенной на следующей стра­нице срав­нительной таблицей, которая подскажет вам, с какого уровня вы начинаете обучение ваших уче­ников.

Установка на вид деятельности

Низкий уровень развития

Высокий уровень развития

1. УПРАВЛЕНЦЫ

грубость, деспотизм, ителлектуальная неразвитость, примитивные интересы,навязывание своей воли механистичность бездушность

организованность, ответственность, настрой на координацию усилий, деловое сотрудничество учет взаимных интересов,объективный контроль владение эмоциями

2. СОЦИАЛЫ

мещанство,настрой на развлечения сплетни легкую жизнь без усилий флирт скандальность кумовство

Заботливость справедливое распределение благ уважение прав человека коллективизм общительность благожелательность авторитет семьи

3. ГУМАНИТАРИИ

Резонерство мистицизм страх перед жизнью уход в себя низкая конкуренто способность упадочничество театральные эффекты вместо конкретных технологий

Возвышенность духовный поиск,благородные идеалы умение самоотверженно любить и верить сочувствие психологизм мастерство слова

4. САЙЕНТИСТЫ

нереалистичность проектов оторванность от жизни, схематизм переоценка своих интеллектуальных качеств беспомощность в организации

демократизм общения, связь с практикой социально значимые от-

крытия высокий интеллект широта кругозора независимость сужде-

ний, оптимизм

Если вы как педагог создадите в классе психологическую атмосферу высокого уровня, то, без сомнения, заслужите благодарность не только своих воспитанников, но и всего общества. Та­ким мне представляется путь, по которому социопсихология придет в школу и радикально пре­обра-зует и по форме, и по содержанию этот важнейший институт общества.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Gordon Lawrence. People types and tiger stripes. A practical guide to learning styles. Center for applications of psycholo-gical types, inc. 1989.

2. Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. Gnosoloogy Books Ltd. 1984.

3. Гуленко В. В. Соционика в школе: первые шаги. Киев, 9. 03. 95.

4. Гуленко В. В. Гарантии продутивного обучения. Киев, 13. 06. 92.

5. Гуленко В. В. Социотипы в коммуникации. Киев, январь 1992.

6. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоа-нализ для руководи­телей. РИПЭЛ. Новосибирск, 1995.