logo
(ВесьГуленко)

4. Рационально-этическое подразделение

Четвертый вид деловой активности исходит от группы рациональных этиков, в которой объеди­нены Энтузиаст (ЭНТУЗИАСТ), Хранитель (ХРАНИТЕЛЬ), Наставник (НАСТАВНИК), Гуманист (ГУМАНИСТ).

Представляет собой естественный противовес коммерсантам-реструкторам. Рациональные этики на­строены на долговременные связи, стабильные межличностные отношения. Сильная сто­рона  2Блюстителей 0, как я буду называть представителей этой группы, - работа с консервативными клиентами, ценящими определенное мировоззрение и ведущими регламентированный какими-либо нор­мами образ жизни.

Таким образом, их объединяет чувствительность и требовательность к нормам морали (кстати, необязательно положительной). Чувства и межличностные отношения для них являются перво­сте­пенной ценностью, а логика - всего лишь инструмент держать бурный человеческий нрав в ка­ких-то рамках.

На них держится корпоративная мораль любой организации. Они - добровольные Блюстители норм человеческого сообщества на любом этапе его развития. Ломка привычной системы ценно­стей для них - очень болезненный и нежелательный процесс.

Этика аскетического протестантизма

Есть основания полагать, что  1хранительская 0 (этико-сенсорная интровертная) система цен­но­стей послужила моральной причиной развития западного капитализма. Немецкий социолог Макс Вебер в своем классическом произведении “Протестантская этика и дух капитализма” про­анализиро­вал влияние протестантизма на становление рыночных отношений в экономике Западной Европы и Со­единенных Штатов Америки.

На основе социологических данных он показал, что рациональная этика в своих наиболее ас­ке­тических формах (кальвинизм, пиетизм, методизм, анабаптизм) прививает людям бережливость, тру­долюбие и честность в зарабатывании денег. Цивилизованный капитализм, сформированный людьми именно с этой моралью, не имеет ничего общего с жаждой наживы во что бы то ни стало.

В нашей стране формирование частно-предпринимательской деятельности, к сожалению, лишено морального фундамента. Вернее, ментальность нашего населения (российского намного больше, чем украинского) иррационально-этическая: надежда на авось, эклектический базар, нежелание рабо­тать систематически и т. д. Плачевные последствия такого неподготовленного капитализма налицо. Где же роль религии? Она есть, но совершенно иная. Русское и украинское право­славие воспи­тывает скорее в гуманитарнострадальческом, чем социально-практическом духе.

Поджидает ли Блюстителей темпераментный барьер? Да, по своей энергетики они так же по­ля­ризованы, как и другие виды групп делового стиля. Энергичные Настаставник и Энтузиаст рискуют войти в противоречие с менее эспансивными Хранителем и Гуманистом. Им ничего не остаются, как поделить места в первом и втором эшелоне. В противном случае подразделение будет подверженно сбоям.

Барьер установок - следующее препятствие, стоящее на пути с сплочению Блюстителей в слажен­ную команду. Слаженности действий мешает разнонаправленность индивидуальных целей. Энту­зиаст и Хранитель типы, ориентирующиеся на простые житейские, часто семейные ценности. Наставник и Гуманист отличаются возвышенностью, приверженностью тем или иным систематиче­ским идеологиям.

Не остается ничего иного, как правильно сочетать ролевые ожидания в группе. Повседневно-прак­тическая работа пусть лежит на сенсорных Энтузиасте и Хранителе. Проповедь словом и делом ценностей группы, тяжелые душевные состояния с радостью взвалят себе на плечи интуитивные Наставник и Гуманист.

Рациональные этики создают стационарную (не базарную) торговлю. Они нормально работают лишь тогда, когда есть общепризнанные четкие правила, однозначно отделяющие злые поступки от доб­рых, определенный интерьер коммуникации, традиционное место встречи. Хорошо воспринимаются в этой группе различные ритуалы.

Мотив прибыли как чистогана ни в коей мере не может стоять у Блюстителей на переднем плане. Материальное вознаграждение должно быть закономерным следствием действий по той или иной системе этических правил жизнедеятельности. Ступив на тропинку этического нигилизма, блюстители подрывают основу психологии всего общества.

Имиджмейкерство является органичным видом деятельности для данных социотипов. Жизненный стиль - это то, что они создают собственными усилиями и блюдут, передавая свои ученикам и последо­вателям. Человеческая культура существует и обогащается благодаря тому, что совокупное чело­вечество ведет себя как рационально-этическая система.