logo
(ВесьГуленко)

7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.

Абсолютное обычно понимают как неизменное, а относительное - как изменчивое. В соционике эта дихотомия носит название “статика - динамика”. Соответствующими общенаучными терминами явля­ются “инвариант - вариант” (лат. variatio - изменение и in - в значении “не”).

Для нынешней соционики эта дихотомия - решающая, так как академическая психология отказыва­ется признавать наличие инвариантов личности - социотипов. В лучшем случае типы при­нимаются как редкие крайности, а все что между ними объявляется атипическим, смешанным.

Стандартный аргумент против соционической типологии: человек является индивидуальностью, ко­торую нельзя втиснуть ни в какие рамки. Таким образом, позиция сводится к абсолютизации по оси “индивидуальное - типическое” первого полюса.

Юнг так открывает свой знаменитый труд “Психологические типы”: “В своей практической врачеб­ной работе с нервными больными я уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии сущестует также и целый ряд типических различий. ” [1, с. 29]. На­личие типа не отменяет, а даже подчеркивает человеческую индивидуальность, так как появля­ется мера, базис для сравнения.

Понятие соционического типа двойственно. Тип трактуется, во-первых, как отпечаток, вовто­рых, как образец, сама печать. Образец один, а отпечатков много. В юнгианской психоло­гии по­добная дихотомия выражается через полярность архетипархетипический образ. Если судить по от­печаткам, то всё изменчиво, если же по печати - то неизменно.

Где же помещается этот абсолютный тип, понимаемый как эталон? Не в вещественно-предметном мире, не в мире интеллекта, не в общественных нормах и не в психике. Он локализован в пятом измерении коммуникативного пространства, то есть между коммуникативными уровнями [20].

Онтологически проблема статического и динамического трансформируется в дихотомию “бытие - ста­новление”. Гегель построил антитетическую диаду “ метафизика - диалектика” и, жестко за­няв по­зицию крайней динамики, отказался искать синтез между этими полюсами.

Конкуренция двух подходов началась задолго до Гегеля, с полемики Парменида против Гераклита в 5 веке до н. э.. Первый учил о неизменных законченных сущностях, а второй - об их бес­прерыв­ных переходах. Со временем возобладала все же статическая точка зрения.

Парменид статика

-------- = -------.

Гераклит динамика

Инвариантность доказывалась методом “от противного” в апориях Зенона Элейского, которого Ари­стотель прозвал “изобретателем диалектики”, так как он первым ввёл диалогическую форму в из­ложении взглядов: Дихотомия, Ахилл, Стрела, Стадий. Допущение движения (динамики), доказы­вает Зенон, приводит к логическому противоречию. Бесконечная делимость конечных ве­щей воз­можна в уме, но не в природе.

Поясню мысль Зенона на примере двух форм энергии в физике - потенциальной и кинетической. Казалось бы, потенциал как ждущее, запасенное усилие относится к статике, а кинетика как усилие движения - к динамике. В действительности, обе формы энергии статичны. Динамичны лишь переходы из одной формы в другую. Парадокс объясняется тем, что постоянная динамика по опре­делению статична.

Слово “диалектика” употребляется в двух смыслах - статическом и динамическом. Первый смысл: диалог различных точек зрения с целью всестороннего рассмотрения предмета. Второй смысл: рассмотрения явлений как процесов, а не как устойчивых состояний. Причём второе понимание как крайность (абсолютизация динамики) противоречит первой точке зрения, постули­рующей равный учёт мнений.

--- диалог, сравнение сосуществующих полярностей

Диалектика --+

--— процесс вытеснения одной полярности другой

По такому же принципу в философии определились две крайности в понимании истины. Призна­ние абсолютной истины превращается в конечном итоге в догматизм. Отстаивание позиции, что сущест­вует лишь относительная истина - релятивизм, вырождается со временем в беспринцип­ность и пол­ный скептицизм.

Гегель утверждал, что абсолютной истины не существует. Но если разобраться, то против этой крайности можно возразить. Существуют закономерности, которые имеют ахронический, вневре­менной характер и в этом смысле абсолютны. Это физические законы сохранения, мировые кон­станты, законы математики, архетипы психики. Общечеловеческие ценности, хотя и под­верженны историческим трансформациям, но воспринимаются как абсолютный эталон.

Философская доктрина равновесия считает структуру нормальным состоянием системы, а движе­ние, развитие - преходящим. Равновесие природных процессов - центральная идея экологии. В 20-м веке она воплотилась в течении структурализма, захватившего целый комплекс гуманитар­ных наук - лин­гвистику, литературоведение, философию, антропологию, психологию.

На принципе равновесия построена теория структурного функционализма в социологии Т. Парсонса (1902 - 1979 гг.). Структурный функционализм завоевал признание в 50-60-х годах, после мировых войн, продемонстрировавших негативную сторону неравновесных состояний общества.

Однако в 60-70-е годы участились во многом справедливые нападки на него. Была раскрыта сла­бая сторона статического подхода: теория порядка описывает мир таким, каким он должен быть - мирным и гармоничным, а не таким, какой он есть на самом деле - противоречивый и воюющий.

Ведущим полюсом дихотомии противники структурализма объявляют конфликт, а не порядок. Из­менения в системе, по мнению конфликтологов, происходят в силу эндогенных (внутренних) причин, а не экзогенных (внешних). Наиболее известные авторы конфликтологических теорий:

Л. Козер, Р. Дарендорф и др. У отстаивающих конфликт как норму развития получается, что целью системы является не гомеостаз, а дисбаланс.

Проблема эволюционной статики и революционной динамики остро стояла в России начала 20 века. Теоретически она выразилась, в частности, в полемике А. Богданова, автора опере­дившего свою эпоху труда “Тектология” с В. Лениным.

Тектология, по замыслу автора, была призвана изучать формы и типы любых организаций, а также законы управления [3]. Управление строится на обратной связи - механизме, при помощи ко­то­рого пресекаются отклонения от устойчивого состояния. Марксистской диалектике А. Богданов про­тивопоставил теорию динамического равновесия, исходящую из примирения внутренних проти­вопо­ложностей.

Судя по тектологии, законы диалектики можно сознательно ограничить. А раз так, то путём своевременных реформ можно любую систему, включая и общество, сделать стабильной и необхо­ди­мость в революциях как насильственных сменах одной крайности другой отпадает. Тем самым Богда­нов предвосхитил основные идеи общей теории систем Л. Берталанфи и кибернетики Н. Винера.

Законы стабильности предпочитают законам изменения многие психологические теории. Класси­че­ским примером является гештальтпсихология - направление, возникшее в Германии в первой трети 20 в., изучающее психику с точки зрения “гештальтов” - целостных структур, упорядочивающих отдельные восприятия по принципу прегнантности - группировки частей в направлении максималь­ного равновесия и симметричности [19].

Хр. Эренфельс сформулировал следующие три гештальткачества, то есть эмерджентные свойства целого, невыводимые из свойств его частей: 1) структура - строение гештальта, 2) свой­ства - “материал” гештальта, 3) сущность - внутренние качества и сотояния гештальта. Выде­лены опять таки соционические функции систем - логика (структура гештальта), сенсорика (мате­риал гештальта) и интуиция (сущность гештальта). Пропущена четвертая составляющая - этико-эмо­циональная.

Достижение завершенной формы как конечной цели развития известно в биологии как процесс ти­по­вергенции - стремление органических образований от формы менее определённой к форме более ти­пической. Эволюция идет в направлении от динамики к статике - типическому.

Статика/динамика органично сочетается с рассмотренной ранее полярностью рациональ­ность/иррациональность. Комбинируя обе дихотомии, переходим к четверичной системе, которая дает соционическую классификацию систем по степени их энергонасыщенности:

Экстравертная динамика

_

Экстравертная статика

_

Интровертная динамика

_

Интровертная статика.

На схеме представлены четыре ступеньки энергетического спада. Экстрадинамика - гради­ент­ная, ламинарная система. Экстрастатика - синергетическая, турбулентная, вихревая сис­тема. Интродинамическая - система типа организм, гомеостатическая. Интростатическая - сис­тема типа кристалл, устойчивая, но с низкой степенью адаптивности.

Соционическая типология берет за основу компромисс между постоянством и изменчивостью. Пол­ной смены одной противоположности другой относительно одного и того же объекта не бывает. В каждой дихотомии существует ведущий и ведомый полюса. Но перевес ведущего полюса относи­тель­ный. Это значит, что ведомое начало на время перехватывает инициативу. После того, как ком­песация (уравнивание) состоялось, всё постепенно возвращается в исходное состояние.

Кроме того противоположности не обязательно должны бороться. Гераклит Эфесский абсолютизи­ро­вал эту крайность, заявив, что война - отец всех вещей. Взаимодействие между ними, имею­щее своей целью достижение синтеза или антисинтеза, может протекать и мирным путём. Если не на практике, то хотя бы в области теоретических изысканий.

Источник развития - не борьба, а первоначальный запас энергии, дихотомичность как раз­ность потенциалов, которая со временем всё больше иссякает. Борьба же противоположностей - это форма, механизм, техническая сторона, а не причина развития. Причём иррациональная, не­линейная форма. При идеально рациональном развитии одна противоположность полностью под­чиняет себе другую, поэтому отклонений от прямого курса нет.

При оптимально рациональном, планомерно организованном процессе предшественник передаёт эс­тафету преемнику осознанно, без “хватания за власть”. Рациональный путь развития доступен че­ловеку, так как он один в природе наделён даром осознания и предвидения.