logo
(ВесьГуленко)

2. Антитетическая дискуссия на уроке.

Если основной дидактической единицей классно-урочной системы является тема урока, пред­став­ляющая собой просто сегмент наперед известной и готовой к заучиванию суммы знаний, то кон­тактно-групповой подход берет в качестве организующего обучение центра какую-либо узло­вую про­блему междисциплинарного характера.

Эта проблема подается учителем или анализируется учениками не менее, чем с четырех точек зре­ния. Одна грань касается доминирующего в точных науках формально-математического метода. Урав­новешивание происходит через выделение в проблеме ее гуманитарно-аксиологических ас­пектов. Следующий шаг касается трансляции (перевода) проблемы в образно-фантазийную плос­кость. И, наконец, рассматривается ее прикладной, практический аспект для условий реаль­ного места и вре­мени.

В этом, собственно, и заключается принцип антитетики (тезис - антитезис - синтез - антисин­тез). Охват проблемы с четырех главных сторон - логической, этической, интуитивной и сен­сорной - приближает нас в пределе к целостному пониманию. Причем все направления признаются эквивалентными. Ставить в начало цепочки шагов, т. е. выбирать в качестве тезиса, вы вольны любую установку. Лишь бы не происходила ее абсолютизация.

Антитетическая дискуссия воспитывает антидогматизм, уважение к чужым убеждениям, диалек­ти­ческий плюрализм. Учеников, воспитанных по такой системе, трудно будет оболванить “единст­венно верными” учениями и идеологиями.

При антитетическом подходе происходит переориентация с объекта на отношения (релятивная со­цио­ника), с фигуры на фон (гештальт-психология), с предмета на процедуру (Сеймур Пейперт [3]). Иными словами, акцент в обучении теперь ставиться не на знания что, а на знания-как. Хотя это и можно охарактеризовать как методологический переворот, но призывов к революции не будет. Антитетика вызреет в недрах старой системы, как ребенок в чреве ма­тери. Никаких преж­девременных родов не нужно.

Истинная интеллектуальность заключается вовсе не в знании большого количества фактов, а в вы­соком уровне рефлексии - умении осознавать и улучшать приемы собственного мышления. Эта зако­номерность выведена в результате изучения особенностей психологии одаренных детей Еще раз убеждаемся, что будущее в воспитании личности - за умением воспринимать мир плюрали­стически, многоаспектно и осуществлять на этой основе интеграцию знания.