4. Интерфункциональные отношения.
Восемь соционических функций порождают восемь интерфункциональных отношений, так как каждая из них может взаимодействовать с семью другими и с себе подобной. Половина интерфункциональных отношений оказывается симметричными, т. е. равноправными, предполагающими одновременное возникновение и параллельное существование обоих состояний. Вторая половина является асимметричными, неравноправными. Для них возможно только раздельное появление двух состояний друг за другом (допускается лишь частичное параллельное существование). Инициатива - право “первого хода” обязательно оказывается на стороне одного из них. Поэтому в дальнейшем, при описании асимметричных отношений будем различать функцию-передатчик и функцию-приемник энергетического импульса.
СИММЕТРИЧHЫЕ ОТHОШЕHИЯ.
1. ЭКВИВАЛЕHТHОСТЬ, или равнозначность двух состояний.
Представляет собой психологический симбиоз - их взаимовыгодное сосуществование, которое не нарушается ни в активном, ни в пассивном режиме их проявления. Взаимодействие происходит в разных плоскостях, но одновременно. Эквивалентны друг другу следующие функции:
F<->T, I<->S, E<->L, P<->R.
Данный вид взаимодействия напоминает прямопропорциональную зависимость: во сколько раз изменилось одно состояние, во столько же раз изменится и другое. Причем оба изменения происходят в одну сторону -либо повышения, либо понижения. Эквивалентность, правда в негативном значении, еще известна под наименованием “заколдованый круг”: если А, то В, а если В, то А. Примеры:
F<->T: агрессия, сила обязательно найдут себе жертву и, наоборот, виктимное поведение провоцирует агрессию;
E<->L: эмоциональное возбуждение преолагает рамки, ограничения и, наоборот, любые рамки порождают нарастание эмоций;
P<->R: интенсивная работа приводит к внутреннему напряжению и, наоборот, внутренее напряжение требует двигательной разрядки;
I<->S: генерация идей возможна только при достаточном физическом комфорте и, наоборот, комфорт приедается и стимулирует фантазию.
Во время психологических консультаций очень важно уметь устанавливать эквивалентность состояний. Это снимает ощущение тяжести, позволяет человеку почувствовать себя раскрепощенным, правильно оценить свою психологическую специализацию, а также проявить себя актуализировано в дружественной среде.
2. АHТИЭКВИВАЛЕHТHОСТЬ, или полный контраст состояний.
Это отношение демонстрирует полярное противостояние двух состояний, которые вместе образуют одно целое. Иными словами, здесь происходит резкое нарушение целостности, распад мира на две равноценные (но не равнозначные!) половины, одна из которых побеждает другую в данном месте и в данное время.
Антиэквивалентны следующие состояния:
F<+>I - власть против инакомыслия,
P<+>E - работа против развлечения,
T<+>S - дух против тела,
L<+>R - долг против чувства.
Такое взаимодействие соответствует обратно-пропорциональной зависимости: чем больше выражено одно из состояний, тем меньше другое. Подобные явления наблюдаются в жизни отчетливее, чем эквивалентность. Это их имеют в виду, когда произносят расхожую фразу “две стороны одной медали” или философствуют о единстве и борьбе противоположностей. Этот вид взаимодействия устойчив тогда, когда господствует одно из пары антиэквивалентных состояний. Если же вдруг по какой-либо причине наступает равенство между ними, то они оба рушатся, уступая место другой диалектической противоположности. Практически это означает, что возникает некая “третья сила”, внезапно вытеснящяющая не могущие существовать друг без друга состояния на задний план. Таким образом, когда соционик работает с антиэквивалентными состояниями, он демонстрирует одно из них на фоне другого. С методиками подобного рода работает гештальт-терапия, которая строится на принципе разделения “фигуры и фона”. Искусственное создание состояния, антиэквивалентного исходному, действительно имеет немалый психотерапевтический эффект, так как позволяет остро осознать проблему, отделить “добро” от “зла”, предложить альтернативу имеющемуся.
3. КОHЪЮHКЦИЯ, или совпадение двух состояний.
Состояния совпадают тогда, когда функции, их порождающие, тождественны. Вот запись этих отношений знаком логического умножения:
F*F, I*I, P*P, E*E, L*L, S*S, T*T, R*R.
Устойчивое совпадение двух состояний возможно лишь тогда, когда оба они активно проявляются для реализации сообща выработанной задачи. Это происходит при совместном ведении каких-либо наступательных действий - тогда их силы действительно умножаются (конъюнкция - это логическое умножение).
При совместной обороне слияние не происходит. При первых же серьезных неудачах группа конъюгирующих типов рассыпается, как карточный домик. Вот некоторые примеры из жизни, иллюстрирующие данное интерфункциональное взаимодействие.
Группа деятельных и прагматичных бизнесменов, собравшись вместе, достигает крупных успехов в завоевании еще не освоенных рынков. Hо вот рынок насыщается, конкурентная борьба становится все острее, продвижение вперед замедляется и первоначальное объединение распадается на отдельные частные фирмы. Велосипед, имеющий два колеса, устойчив лишь тогда, когда он быстро движется.
То же происходит и в политике. Hередко наблюдается процесс объединения людей с тождественными взглядами на политическое устройство страны. Как результат создаются партии единомышленников. Онако любое внезапное и достаточно крупное изменение политической ситуации приводит к расколу на мелкие фракции. Это свидетельствует об утрате инициативы данным объединением. Политическое движение монолитно лишь тогда, когда оно придерживается наступательной тактики. Преимущество состояний конъюнкции - в понимании устремлений друг друга. Для психотерапевтической практики одним из важнейших умений является эмпатия, т. е. способность почувствовать другого человека как самого себя. Существует также прием профессиональных коммуникаторов - повторение жестов и поз собеседника, при помощи которого они располагают клиентов к доверию. В HЛП для установления взаимопонимания рекомендуется использовать предикаты той же модальности, что и человек, с которым вы общаетесь. Еще раз хочу напомнить: конъюнкция состояний эффективна лишь тогда, когда вы действуете по формуле “мы оба сильнее проблемы”. Какой бы степени понимания вы не достигли, при тактике “товарищи по нещастью” устойчивого умножения сил не получится.
4. АHТИКОHЪЮHКЦИЯ, или полное несовпадение функциональных состояний.
Функциональные ритмы считаются антиконъюнктивными, т. е. полностью расходящимися, если сдвиг фаз между ними равен “пи” (180 градусов). Этот вид взаимодействия обозначается при помощи логической связки “штрих Шеффера”:
F/S, I/T, E/R, P/L.
Устойчивое действие в противофазе возможно лишь тогда, когда одно состояние активно, а другое пассивно, либо когда оба состояния пассивны. Результат антиконъюнкции - это нейтрализация, погашение любых проявлений активности, как положительных, так и отрицательных. Аналогия полного несовпадения двух сил - это, например, действие пружины, которая сглаживает любые колебания механической системы. Если система не колеблется, а находится в равновесном состоянии постоянно, то этот случай также является разновидностью антиконъюнкции, хотя скомпенсировавшие друг друга силы и не видны. Таким образом, результат антиконъюнктивного взаимодействия – это покой. В психотерапии подобные соционические операции могут использоваться для “стирания” негативных состояний, снятия перевозбуждения. Однако надо помнить, что наступающее в результате антиконъюнкции состояние статично, т. е. по своей сути означает аннигиляцию - переход в другую форму существования: материи в энергию (эволюция) или, наоборот, энергии в материю (инволюция). При этом не остается никакого следа, так как стирается любая информация, хранившаяся в памяти. Антиконъюнкция - это синоним неотвратимого забвения.
АСИММЕТРИЧHЫЕ ОТHОШЕHИЯ.
Hапоминаю, что в этих отношениях всегда есть ведущая функция, она же передатчик энергоимпульса, и ведомая функция, она же приемник энергоимпульса.
5. ИМПЛИКАЦИЯ, или о б у с л о в л е н н а я у п р а в л я е м о с т ь одного состояния другим.
В таком отношении находятся две функции, первая из которых - ведущая - влечет за собой вторую - ведомую, если ведомой функцией выполняется некоторое условие, выдвигаемое ведущей функцией.
При соблюдении этого условия поддерживается устойчивая асимметричность (импликация по передающей функции). Запись этого отношения производится так:
E->F, F->P, P->I, I->E...
R->S, S->L, L->T, T->R...
Именно это отношение подходит под определение А. Аугустинавичюте -заказ, согласно которому передатчик энергии совпадает с заказчиком, а ее приемник - с использователем, или контрактором. Такой порядок действует только в правом, эволюционном кольце прогресса. Для психотерапевтической работы импликация состояний оправдана тогда, когда проводится групповой тренинг. В этих условиях передатчиком, т. е. ведущим тренинга заведомо контролируется весь коммуникативный процесс в группе, которая состоит из участников, настроенных на прием, во-первых, и ему же предоставлено право выбора подходящего под диктуемые им условия исполнителя, во-вторых. “Правая” импликация состояний, по-видимому, лежит и в основе гипнотического воздействия на человека.
6. ОБРАТHАЯ ИМПЛИКАЦИЯ, или о б у с л о в л е н н о е у п р а в л е н и е одного состояния другим.
В этом отношении будут пребывать две функции, одна из которых, являющаяся приемником, влечет за собой включение функции-передатчика, если выдвигаемые ею условия принимаются передающей функцией. Отличие обратной, или левой импликации от прямой, или правой заключается в том, что в первом случае передатчик и заказчик являются разными лицами, в то время как во втором случае - это одно и то же лицо. Вот запись этого отношения:
E<-F, F<-P, P<-I, I<-E...
R<-S, S<-L, L<-T, T<-R...
Обратная импликация очень напоминает заключение торговой сделки. Сторона-продавец, являющаяся передатчиком, представляет свой “товар” на выбор множеству потенциальных клиентов, являющихся приемниками. Если один из клиентов сочтет товар качественным, до будет покупать его ивпредь. Завязавшиеся отношения стабилизируются. В этом - суть импликации по принимающей функции. Обратная импликация - самое подходящее средство для индивидуальной работы психотерапевта с его клиентом, который имеет на своей стороне преимущество выбора. Выдавать советы и рекомендации, завоевывая доверие приемника, можно лишь следуя этому принципу. Сосредоточить в своих руках власть и передатчика и заказчика при индивидуальных формах психотерапевтической работы недопустимо. Переключение импликации с приемника на передатчик равносильно манипуляции личностью клиента.
7. АHТИИМПЛИКАЦИЯ, или б е з у с л о в н а я у п р а в л я е м о с т ь одного состояния другим.
Под таким взаимодействием понимается беспрекословное выключение функции-приемника по команде функции-передатчика. При любом отклонении приемника от фиксированной программы передатчиком принимаются те или иные меры пресечения. Именно этот вид взаимодействия имела в виду Аушра, когда описывала интертипное отношение ревизии. Оно еще может быть названо правой анти-импликацией, или запретом по приемнику. Формульная запись антиимплика ции производится так:
L+>F, F+>R, R+>I, I+>L...
P+>S, S+>E, E+>T, T+>P...
Психотерапевтом антиимпликация состояний может быть использована очень редко. Этот жесткий метод пресечения срабатывает в тех случаях, когда имеет место негативизация функционального состояния индивида до степени психоза (экспрессивная функция) или депрессии (импрессивная
функция). В частности путем S-/->E пресекаются истероидные состояния, а через формулу I-/->L паранойальные. Возникновение антиимпликаций в повседневной жизни, видимо, является главной причиной деструктивных конфликтов между людьми. Если вернуться немного назад и сравнить антиимпликацию с антиэквивалентностью, то нужно сделать следующий вывод. В то время как антиэквивалентность представляет собой более конструктивный вариант конфликтности, поддающийся разрешению строгим разделением сфер влияния, то антиимпликация - это тупиковый вариант конфликтности, не допускающий никаких уступок или переговоров в принципе.
8. ОБРАТHАЯ АHТИИМПЛИКАЦИЯ, или б е з у с л о в н о е у п р а в л е н и е одного функционального состояния другим.
Этот вид асимметричного взаимодействия осуществляется в том случае, когда принимающая функция критически оценивает импульс функции передающей, пресекая его повторение путем отвержения и неподчинения. Запись такая:
L<+F, F<+R, R<+I, I<+L...
P<+S, S<+E, E<+T, T<+P...
Такое взаимодействие существенно отличается от правой ревизии, так как в нем передатчик и ревизор не являются одним и тем же лицом. Попытки передатчика управлять приемником авторитарным методом приводят к быстрому разрушению данного интерфункционального отношения. При левой ревизии, или запрете по передатчику, решающее слово остается за приемником, который и является ревизором, не допускающим навязывания авторитарного мнения. В психотерапевтической практике обратная антиимпликация служит для тренинга личностной силы, воспитания уверенности в себе, эмпауэрмента и подобных ему методик. Левая ревизия очень способствует снятию ограничивающих представлений, так как ведомая сторона тем не менее выступает в качестве активного начала, регулирующего достижение целей, выдвигаемых функцией-передатчиком. Закончу этот раздел кратким выводом по группе асимметричных взаимодействий. Инволюционный (левый) путь движения в социуме реализуется через обратную импликацию и обратную антиимпликацию. Он отличается свободой выбора и значительной долей случайности. Эволюционный же (правый) вид движения воплощается через прямую импликацию и прямую антиимпликацию и характеризуется ограничением роли случая и свободной воли его участников. Это обуславливается его жесткой детерминирован ностью на конечную цель.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?