logo
(ВесьГуленко)

4. Теория коммуникативного пространства.

Как мы убедились в предыдущем разделе, функциональная соционика описывает поведение типа при самых разнообразных условиях внешней среды. Функция воздействия складывается с функцией отклика, образуя двустороннюю функцию - интертипное отношение. Состояний внешней среды, как и требует принцип единой типологии, описывается 16 вариантов.

Однако шкалой с 16 градациями пользоваться не всегда удобно. Поэтому я построил обобщённую теорию коммуникативного пространства. Понятие коммуникативного пространства отражает наибо­лее характерные и устойчивые структурные свойства среды, в которую погружен тип и его группа.

Если исходить из статики коммуникативного пространства, то в нём логично ввести четверичную иерархию таксономических уровней подобно тому, как я это сделал в отношении орудующего в этом пространстве объекта.

Соционические типы и их группы обладают способностью перемещения в коммуникативном про­стран­стве с одного стационарного уровня на другой. Уровни разделены потенциальным барьером - уси­лием, которое надо затратить для перехода с низшего уровня на высший.

Системную вертикаль коммуникативного пространства я выстраиваю следующим образом:

- 1) уровень элементарных составляющих - физический (материальный субстрат, телесные и предметные процессы),

- 2) уровень подсистемы - психологический (тесное, неформальное общение, субъективные пристрастия, душевные процессы),

- 3) уровень системы - социальный (формальное, нормированное общение, социальные, про­фес­сиональные, производственные отношения),

- 4) уровень надсистемы - интеллектуальный (мысленное отражение мира в сознании, миро­воз­зрение, культура, духовность).

С подобным распределением уровней тесно связана мотивация человека, которая и является при­чи­ной перемещения человека с одного уровня на другой. Существует классификация мотивов по их приоритетности - очерёдности реализации. Такую иерархию впервые вывел А. Маслоу и с той поры она не менялась. Вот, например, как сформулировал П. В. Симонов движущую силу “верти­кальной” составляющей человеческого поведения [4, с. 5]:

“Основной движущей силой человеческого поведения являются его потребности: витальные (или жизненные), социальные и идеальные (или духовные) ”. П. Симонов приводит три уровня коммуни­кативного пространства: физический, на котором господствуют витальные потребности, собст­венно социальный и интеллектуальный, где вступают в действие потребности духовные.

Трихотомия Симонова, как водится, упустила четвёртую ступеньку - психологическую, которая расположена между витальными и социальными потребностями и не сводится ни к первым, ни ко вто­рым.

А теперь перейдём к более подробному анализу.

Коммуникативные уровни описываются тремя дихотомиями - парами полярных признаков, показываю­щими в чём каждая пара уровней противоположна другой паре.