logo
(ВесьГуленко)

5. Диагностика в этической соционике.

Обратимся к интеллектуальному наследию немецкого философа и психолога Вильгельма Дильтея (1833 - 1911) - основоположника понимающей психологии. Мне кажется, что нужно продолжить его гуманитарную традицию и поставить вопрос о необходимости создания  1понимающей,  0 или 1этической 0 соционики.

Понимание собственного внутреннего мира, по Дильтею, достигается с помощью интроспекции, по­нимание чужого мира - путем вживания, сопереживания, вчувствования. Именно эта мысль Дильтея послужила одним из источников возникновения в ХХ-м веке авторитетного течения, в частно­сти, философия жизни и герменевтика, противостоящее панлогизму в науках о человеке.

Идентификация типа личности (Эго + Персона) в этической соционике строится не столько на объ­яснении действия модели, сколько на понимании. Постижение типа не через анализ, а через син­тез.

Объективных методов определения типа не существует или пока не существует. Субъективизм нужно воспринять не как неизбежное зло, а как благо. Вживаться, чувствовать диагностируе­мого как самого себя. Помнить, что мы воспринимаем Эго сквозь Персону - своеобразную маску.

Человек сам выступает в качестве измеряющего инструмента. Однако его надо вначале “откалиб­ро­вать”, настроить. Научиться практической соционике по книгам невозможно. В социодиагно­стике больше от искусства, чем от строгой науки. Передача знания осуществляется живым путем - от учителя к ученику.

Казалось бы, социодиагностика намного усложняется: если нельзя разобраться с 16 типами, то с 256-ю (16 х 16) и подавно. Но это не так. Такое усложнение, как ни странно, во мно­гом ее облегчает, так как предъявляет к процедуре диагностики совершенно иные требования, что делает ее более понятной.

Двойные экстраверты, двойные интроверты заметны очень хорошо. Большинство людей явля­ются амбивертами, которые делятся на интровертированных экстравертов и экстравертирован­ных интро­вертов. С ними дело обстоит сложнее.

Вот некоторые закономерности.

Если, например, яркие экстраверты, как и такие же интроверты ведут себя на разных коммуни­кативных дистанциях в основном одинаково (экстравертны активно, а интроверты пассивно), то по­ведение амбивертов ступенчато. Довольно резкая граница про­легает между их дальнодействием и близкодействием.

Общаясь с интровертированным экстравертом, чувствуешь, как человек постепенно внутренне рас­крывается, первоначальный барьер разрушается. С экстравертированным интровертом все на­оборот. По мере сближения с ним все чаще и ощутимее натыкаешься на внутреннюю “стенку”, за которую вам доступ закрыт навсегда.

И такая четверичная градация по всем признаковым шкалам. Тип в новой системе записыва­ется двойным названием: Критик-Аналитик, Предприниматель-Наставник и т. п. Это не просто количе­ственный рост типологических разрядов. Здесь происходит качественный скачек. Человек из же­стко детерминированного механизма, любые отступления от которого воспринимаются как искажения, превращается в существо, наделенное свободной волей и стремлением к творческому поиску.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Психология личности: тесты, опросники, методики. / Авторы составители: Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. -М.: Геликон, 1995, с. 35.

2. Дильтей В. Описательная психология. Второе издание. Алетейя,

Сптб., 1996.

3. Гуленко В. В. Почерк личности в социуме. Социодиагностика через наблюдение. // Социо­ника, ментология и психология личности, #5, 1996.

4. Гуленко В. В. Структурно-функциональная модель. К., 03. 12. 1997.

5. Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика - межвоз-растной педагогике. Из-во НГУ, Новосибирск, 1997.