logo
(ВесьГуленко)

5. Как делаются умозаключения.

Человек включен в информационный поток двухсторонне: как принимающий информацию (процесс восприятия, или перцепции) и как выдающий ее (процесс рассуждения, или аргументации). В предыдущем разделе мы занимались различными видами восприятия. Теперь обратимся к формирова­нию суждений.

Исходя из положений американской типологической школы [2], процесс восприятия преобладает у иррациональных типов - они отражают мир более адекватно в силу своей гибкости. Рацио­налы же, наоборот, лучше рассуждают и формулируют выводы, чем воспринимают внешнюю ситуацию. Твердая точка зрения, связанная со строго оформленными понятиями и последова­тельностью ее от­стаивания свойственна прежде всего рациональным типам.

Необходимо также учитывать то обстоятельство, что умопостроения (суждения) можно делать не только логически, т. е. формально и беспристрастно, но и этически, т. е. эмоционально окрашенно, пристрастно. В учебниках логики о суждениях обычно говорится, что это - одна из основных логических форм познания действительности. При этом под логикой понима­ется дискретноcть (расчлененность). В соционике же эта категория носит название рацио­нальности.

Логика как соционическое понятие это крайняя форма рациональности. Такая расчленен­ность, при которой все ее части находятся по отношению к производящему суждение в рав­ном положе­нии. Другими словами, имеют одинаковую ценность. Этическая рациональность приписывает частям суждения как бы субъективный весовой коэффициент, из-за чего они становятся неравно­ценными. В речи это передается особой интонацией, с которой произно­сятся желаемые и неже­лаемые слова, а также употреблением эпитетов, экспрессивных слов и выражений.

Иррациональный способ мышления, строго говоря, более естественен, так как он начинается с восприятия и заканчивается суждением о воспринятом. Именно на нем базируется так называемая теория отражения.

Рациональный же стиль мышления из-за своей изначальной дискретности выглядит в свете этой теории искусственным, машинным. Это действительно так, ведь познание рациональных типов как бы поставлено с ног на голову: оно начинается с суждения, опирающегося на ап­риорные (доопыт­ные) понятия и лишь затем переходит к восприятию уже трансформированной реальности. Угол зрения (интенция) предшествует непосредственному приему информации, оказывается как бы из­начально заложенным в типе.

Излишний уклон в рациональность - исключительная ориентация на логику - приводит к узости восприятия, зашоренности, предрассудкам. Перегиб в сторону иррациональности - исключительная ориентация на интуицию порождает хаотичность, неразборчивость, спекулятив­ность. Соревнова­ние между этими направлениями психологически оправдано лишь тогда, когда они не подавляют, а диалектически дополняют друг друга.