logo
(ВесьГуленко)

5. Проблема выбора методологии.

Допустим, что конкурируют две методологии за право быть выбранной для исследовательской ра­боты. Одну из них назовём методологией Y, а другую - Z. Они противоположны по основным тре­бованиям к конечному научному продукту. Представлю эти различия в виде сопоставительной таблицы:

методология Y

методология Z

нечётная структурность

(в основе - трихотомия)

чётная структурность

в основе - тетратомия)

под каждую проблему

стандартизация структур

новая классификация

единая сквозная типология

функционализм ролевой

функционализм интерактивный

развитие как движение от

типа, универсализация

развитие как движение к

типу, специализация

Проблему выбора я усматриваю не в том, какая из методологий более правильная. Нетрудно дога­даться, что они обе эквивалентны и равнодоказуемы. Задача в том, чтобы определить, какую из них применить в каждом конкретном случае. Надо оговориться, что меня не будет инте

ресовать случай личной приверженности, когда какой-либо аналитический аппарат нравится или не нравится по причине вкуса. Оставлю без внимания и вариант случайного, хаотического выбора.

Первый критерий выбора достаточно прост: выбирай что-то новенькое. Если к моменту выбора господствует методология Y, то выбирать лучше Z. И наоборот, если Z уже давно приелась, то выбрать лучше Y, так как она автоматически будет восприниматься как более прогрессивная.

Во-вторых, критерий выбора может касаться характера самого предмета приложения методики. Если исследуемая проблема достаточно проста и свежа, причины и следствия в ней легко разделяются, количество действующих факторов невелико, то лучше остановить свой выбор на Y.

Однако если вы столкнулись с проблемой многофакторной, с закольцованными, трудно различимыми причинами и следствиями, да к тому же она замусолена, изрядно запутана противоположными под­ходами, то не колеблясь останавливайте свой выбор на методологии Z. Наконец, если вас в силу каких-то причин не устраивает ни тот, ни другой вариант, вы можете пойти на компромисс. В ос­нову результирующей методологии положить, допустим, Y и дополнить её элементами Z.

Или же в основном опереться на Z, но произвести дополнение какими-то элементами из Y.

Пример второго варианта дополнения будет, например, таким:

- структура 3 + 1 (с переменной чётностью),

- структуры стандартные, но со смещениями от образца,

- развитие к типу, но с поворотами и кризисами,

- функциональность интерактивная, но с учётом обратных связей.

Читатель, наверное, без труда понял, что именно на такую исследовательскую программу ориенти­руется школа социоанализа. Методологические принципы других школ соционики либо чётко не формулировались, либо просто не публиковались. Даже если бы они и не совпали с изложенными в настоящей статье, тем не менее существуют внешние силы, перед лицом которых соционикам лучше держаться вместе.

Соционические ростки инакомыслия ныне глушат. Однако искоренить полностью не получается: руки не доходят. Сами психологи находятся в бедственном положении, да и плюрализм эпохи та­кие действия не приветствует.

Соционику скорее погубят сами соционики - нетерпеливые, заносчивые, не умеющие поладить друг с другом. Возмущает их этический нигилизм, неуважительное отношение к научной преемственно­сти. За неготовность к диалогу соционики уже поплатились полным крахом диагностики. Ещё одно такое поражение - и рухнет всё соционическое здание.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /Пер. с нем. - М.: Канон, 1994.

2. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992, с. 102.

3. Юнг К. Г. Попытка психологического истолкования догмата о троице. // В: Собрание сочи­не­ний. Ответ Иову. / Пер. с нем. - М.: Канон, 1995.

4. Гуленко В. В. Многооконное мышление. О структуре научного знания. Киев, 16. 10. 1996.

5. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах. М., 1974 с. 128 - 130.

6. Докинз Р. Эгоистический ген. Пер. с анг. - М.: Мир, 1993, с. 187 - 188.

7. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

8. Формальная логика. Под редакцией И. Я. Чупахина и И. И. Бродского. Из-во Ленинградского уни­верситета, Ленинград, 1977.

9. Словарь иностранных слов. - 11-е изд., М.: Рус. яз., 1984.

10. Гуленко В. В. Интровертная соционика. Внутренние отношения в группе как отражение её интегрального типа. Киев, 12. 07. 1994.

11. Гуленко В. В. На волнах старения и обновления. Прогрессная ориентация в сочетании с юнговскими признаками. К, 7. 01. 1996.

С И Н Т Е З И А Н Т И С И Н Т Е З П О Л Я Р Н О С Т Е Й.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДИХОТОМИИ.

В. В. Гуленко, 17. 06. 1997, г. Киев.

Соционика в этой статье встречается с философией в надежде завязать диа­лог. Но будет ли это разговор равных? Ведь соционика по сравнению с ухо­дящей своими корнями в глубь столетий философией всего лишь несмышленое дитя. Однако в наш динамичный век дети быстро взрослеют. Думается, что именно с переклички поколений начнется путь к единству теоретического знания о человеке.

Нынешние соционики вынуждены бороться за физическое выживание. Но тем полез­нее хотя бы нена­долго освободить мозг от диктата обыденности, бытовой те­кучки. Не надо забывать, что из фило­софских концепций Декарта, Гоббса, Лейбница и Спинозы проистекает современная европейская мысль. Так давайте проанализируем представления о человеке и окружающей его действительности не­взирая на регалии и барьеры времени.

Сравнительный анализ понятий - неплохое средство междисциплинарных исследо­ваний. Одним из ре­зультатов такой работы мог бы стать перевод основных кате­горий философии на соционический язык. Безусловно, акция по “соционизации” философии будет воспринята академической наукой как вторжение, на которое не может не последовать ответная реакция.

Надеюсь, что среди откликов будут не только требования запретить и оградить, но и более взве­шенные суждения. Соционика как новая фундаментальная дисцип­лина очень нуждается в квалифици­рованном философском анализе. Соционика философии в свою очередь предполагает философию со­ционики. Полемика уяз­вленных самолюбий вряд ли приводит к истине, зато, по крайней мере, хо­рошо проясняет позиции сторон.

Странно, но когда окидываешь сторонним взглядом полярные понятия философии и методологии науки в исторической перспективе, поражаешься тому, что все они уже были, неоднократно всреча­лись раньше. Речь, по неясным на первый взгляд причинам, упорно идёт об одних и тех же смыс­лах, только подаваемых каждый раз в измененном обличье.

Подобного рода превратная преемственность озадачивает. Казалось бы, новому поколению мысли­телей передаётся уже разработанная проблема, но “школа” вдруг обрывается и исследование на­чинают с “чистого листа”. Сама постановка вопроса транслируется во времени, но результат ее решения безжалостно от­фильтровывается как ненужный остаток. Почему “сизифов труд” стал теоре­тиче­ской нормой философии?

Философию уже не раз подвергали критике с позиции точных наук за тягучий процесс, в котором нет и, похоже, не стоит и ожидать результата. К. Ясперс, размышляя об этом феномене, пришел к выводу, что истинной философией может быть только сам процесс философствования. Но почему ис­тория философии сво­дится к блужданию вокруг туманной цели? К ответу подойдём постепенно, со­поставляя философские теории мыслителей различных стран и эпох.