logo
(ВесьГуленко)

6. Путешествие по полю отношений.

Процесс социализации имеет своим содержанием подготовку незрелой личности к жизни в мире взрослых. Зная закономерности этого процесса, гораздо легче пра­вильно построить свой жизнен­ный путь. Схема онтогенеза социотипа имеет практи­ческую ценность, так как в умелых руках слу­жит в качестве карты для осознанного движения по оси времени.

6. 1. В детстве человек решает задачу исследования окружающего мира. Основ­ная нагрузка ло­жится на когнитивные (познавательные) функции его психики - интуицию и логику. Формируются его ментальные блоки.

На этом этапе имеет смысл общаться с себе подобными. Происходит отделение че­ловека от са­мого себя, восприятие себя как отдельной личности, противостоя­щей окружающему миру, населён­ному другими индивидами.

6. 2. Где-то с 12-13 лет ребёнок переживает кризис полового и эмоционального созревания. По­сле подросткового кризиса начинается собственно этап социализации. Вхождение в мир взрослых, подчиняющимся исторически сложившимся законам организованного социума, в котором всё дер­жится на специализации в рамках боль­ших групп и кооперации между ними. Должны развиться функ­ции этики и сенсо­рики. В этом деле лучше всего помогут отношения социальной ориентации.

Сын или дочь ближе к середине этого этапа отделяются от родителей и образуют собственную се­мью. С рождением детей этот период близится к концу. Но плавный переход к решению задач нового периода получается редко. Человек переживает кризис 30 лет.

6. 3. Семья порождает дополнительные материальные потребности. Родителям надо обеспечить се­мье приемлемый уровень комфорта, выращивать и воспитывать детей. Человек вступает в рабо­чий (управленческий) период своей жизни. Чтобы успешно справиться с этими задачами, необхо­димо развить свои сенсорные и логиче­ские функции. Человеку рекомендуются отношения рабочей ориентации, которые по­могают получить прибыль и сделать подходящую для его социального ста­туса карьеру.

К 38 годам накапливается усталось. Кроме того начинают вовсю заявлять о себе подспудно дре­мавшие раньше морально-психологические проблемы. На горизонте маячит новый комплекс задач, которые будут адекватно решаться лишь при условии, что человек переживёт очистительный отре­зок своей жизни - кризис сорока лет.

6. 4. На этом жизненном этапе человек трудится не столько для себя, сколько для всего обще­ства. Наибольшие шансы сделать вклад в мировую культуру тоже при­сутствуют именно сейчас. Есть время оглянуться назад, свести баланс своих дос­тоинств и недостатков.

Проводится работа по внутреннему самосовершенствованию, развязываются психоло­гические узлы, которые затянулись в предыдущий период. Супружеские измены, разводы, самоубийства, отделе­ние детей, смерть родителей, желание взять реванш за прошлые поражения, - всё перемешивается в этом психологическом возрасте. Человек испытывает огромную потребность в коммуникации в поле воспитательных (гуманитарных) отношений.

Приблизительно к 58 годам эти проблемы должны отойти на задний план. Человек переживает кризис старости. Его начинают преследовать мысли, что он никому больше не нужен, что впереди уход в мир иной. И если он сохранил ясность ума и твёрдость духа, то есть стал полноценной личностью, то ему предоставляется шанс войти в новый исследовательский этап. Поведение шести­десятилетних начи­нает отдалённо напоминать поведение детей.

Восприятие мира в этом возрасте опять удивительно, но человека тянет познать его под совер­шенно другим углом зрения. Теоретически в этом возрасте человек, если он хорошо прошёл все этапы освоения своего социотипа, способен делать ге­ниальные открытия, проявлять чудеса мудро­сти и интуитивного постижения сути ве­щей. Однако тело, биологический субстрат личности уже подводит. И если бы уда­лось отодвинуть границу жизни среднего человека за 100 лет, то какие тайны ми­роздания были бы открыты им?