logo
(ВесьГуленко)

4. Квадральные группы.

Линейная развертка квадр, если следовать общему принципу, консолидирующему социон, произ­во­дится по ревизному критерию. Кольцо ревизии является естественным противовесом квадре.

Наибольшую направляющую силу имеет правостатическая ревизия, на ступеньку меньше лево-стати­ческая, еще слабее эффект право-динамической ревизии и легче всего выходят из-под влияния своего ревизора левые динамики.

Теперь приложим критерий силы ревизии к квадрам. В результате получим следующее распределе­ние ролей в них:

1.  2Квадра альфа 0: ИСКАТЕЛЬ > АНАЛИТИК > ПОСРЕДНИК > ЭНТУЗИАСТ. Цель в квадре ставит Искатель, интегрирует квадру Аналитик, адаптацию выполняет Посредник, а Энтузиаст заботится о самосохранении группы.

2.  2Квадра бета 0: ИНСПЕРТОР > КООРДИНАТОР > НАСТАВНИК > ЛИРИК. Общеквадральную цель задает Инспектор, координи­рует действия участников Маршал, инспекторские мечты о твердом порядке внедряет в жизнь На­ставник, а стабилизирует положение в квадре Лирик.

3.  2Квадра гамма 0: ПОЛИТИК > ХРАНИТЕЛЬ > КРИТИК > ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. Образ жизни Политика является целью всей квадры, Критик отвечает за его внедрение, координация действий приходится на долю Хранителя, а Пред­приниматель стимулирует сохранение и оживление квадральных приоритетов.

4.  2Квадра дельта 0: ГУМАНИСТ > СОВЕТЧИК > АДМИНИСТРАТОР > МАСТЕР. Гуманист определяет гуманитарный характер всей квадры, Советчик - ее интегратор, Администратор проводит квадральные идеи в жизнь, а Мастер заботится о ее сохранении в изменяющихся условиях.

Эта расстановка ролей отличается от привычной, которой пользуются другие школы соционики [6]. Я не усматриваю здесь противоречия. Дело в том, что привычная развертка квадры получа­ется из сопряжения ее с кольцом заказа, а не ревизии. Кольцо заказа менее устойчивая группа, чем кольцо ревизии. Так как отдельные функциональные блоки в модели А связаны ревизной свя­зью, то и интеграция в соционе держится не на заказе, а на ревизии.

Резюме.

Поведение человека зависит не только от его социотипа, но и от той группы, в которой он находится. При переходе из одной малой группы в другую роль одного и того же социотипа оказы­вается различной. Например, социотип Наставник (НАСТАВНИК) в гуманитарной группе выполняет роль це­лепостановщика, в кольце ревизии - интегратора, среди лиц линейно-напористого тем­перамента, а также в квадре - роль воплотителя.

Кроме того, в данной работе я анализировал функциональное устройство малых групп в ИСКАТЕЛЬ-со­ционе. В соционах с другим интегральным типом функционирование социотипов и их групп бу­дет, разумеется, иным.

А как быть, если количество участников малой группы меньше или больше, чем четыре? В этом случае такой четкой картины распределения ролей мы не получим. Если количество участников меньше четырех, то кто-то из них вольно или невольно возьмет на себя выполнение сразу не­скольких ролей. Если количество участников больше четырех, то группа проявит тенденцию разделения на подгруппы.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. Из-во НГУ, Новосибирск, 1997.

2. Гуленко В. В. Idem per idem. Системная иерархия в соционике. Киев, 8. 01. 1996.

3. Гуленко В. В. Квадральная эстафета. Силуэты времени через вереницу типов. Киев, 5. 07. 1995.

4. Гуленко В. В. Эквифинальные группы. Киев, 29. 11. 1997.

5. Тигер П., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден. Путь к успешной карьере через само­познание. - М.: Армада, 1996.

6. Букалов А. В. Функциональные роли типов в квадре и соционе. // Соционика, менто­логия и психология личности. #5, 1996.

7. Прилепская Н. А. На пути к информационному уровню. // Соционика, ментология и психо­логия личности, #5, 1996.

8. Гуленко В. В. Почерк личности в социуме. Социодиагностика через наблюдение. // Социо­ника, ментология и психология личности. #3, 1997.