logo
(ВесьГуленко)

Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?

Тезисы доклада В. В. Гуленко, психолога Детско-юношеского центра Харьковского района г. Киева, вице-президента Фонда развития соционики.

Учителям средних школ хорошо известно, что среди учебных классов обычно есть несколько гар­моничных, по-настоящему дружных ученических коллективов, гораздо больше их антиподов - клас­сов неуправляемых, дисгармоничных и больше всего классов посредственных, то есть частично управляемых, но всё же не попадающих в разряд гармоничных.

Под г а р м о н и ч н о с т ь ю коллектива я понимаю его слаженность на основе психологи­че­ской многофункциональности. Чем же определяется степень гармоничности класса как целого? - Правильным соединением учеников с различными социотипами.

Как свидетельствует опыт прикладных соционических работ, дети группируются внутри класса по принципу схожести. Бурные, непослушные ученики объединяются с себе подобными, а прилеж­ные, но не обладающие активным темпераментом создают свои внутриклассные группировки.

Соционическая методика гармонизации предлагает связать деструктивную энергию через прин­цип дополнения по контрасту и уравновешивание крайностей. Как этого добиться? Для этого есть два основных пути. Во-первых, сразу набирать заведомо слаженный класс, и, во-вторых, производить внутреннюю перегруппировку.

На первый путь мало кто решится, так как он требует от школьной администрации определённой смелости, а также значительных затрат сил и времени на отбор. Основные пропорции при типоло­гическом отборе таковы: на трёх экстравертов должны приходится два интроверта и каждые три процессуальных типа должны дополнятся двумя результатными.

Второй путь не столь радикален, но требует систематической работы с классом посредством тре­нинга перегруппировок. Дело в том, что негативная неформальная структура класса имеет стойкую тенденцию к самовосстановлению. Поэтому психолог совместно с классным руководителем регу­лярно, с периодичностью один раз в неделю, проводит целенаправленные уроки гармо­ничной комму­никации, во время которых тренинговым или игровым методом шаг за шагом произво­дит намеченную трансформацию.