logo
(ВесьГуленко)

3. Элементарный социоанализ класса.

Первая соционическая технология, которую я рекомендую учителю, - это социоанализ класса по формальной структуре. Напомню, что формальная структура социона образуется как результат пе­ресечения соционических темпераментов с установками на вид деятельности в социуме (управ­ленцы, социалы, гуманитарии, сайенитсты).

Начертите такую таблицу и укажите в клетке каждого социотипа количество его представителей в классе. Затем подсчитайте количество социотипов по каждому темпераменту в каждой уста­новке* У вас получится, к примеру, следующая раскладка:

Социоанализ класса

Темпераменты

Установка на вид деятельности

Итого

упраленцы

социалы

гуманитарии

сайентисты

Линейно-нанапористые

АДМИНИСТРАТОР - 1

ЭНТУЗИАСТ - 3

НАСТАВНИК - 2

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - 3

9

Гибко-разворотлвые-

КООРДИНАТОР - 4

ПОЛИТИК - 6

СОВЕТЧИК - 3

ИСКАТЕЛЬ - 1

14

Восприимчивоадаптивные

МАСТЕР - 0

ПОСРЕДНИК - 2

ЛИРИК - 2

КРИТИК - 3

7

Уравновешенные-

ИНСПЕРТОР - 2

ХРАНИТЕЛЬ - 1

ГУМАНИСТ - 1

АНАЛИТИК - 0

4

ИТОГО:

7

12

8

7

Знание преобладающего темперамента позволит вам определить уровень учебной дисциплины в классе. В нашем примере преобладают гибко-разворотливые типы среди учеников. Отсюда следует однозначный вывод, что дисциплина в классе будет низкой. Подробнее о темпераментных группах см. в (2).

Если вы сами относитесь к гибко-разворотливым социотипам, то у вас есть все шансы найти об­щий язык с таким классом. Но если вы по социотипу человек сдержанно-уравновешенный, то вам можно лишь посочувствовать. В силу объективных законов коммуникации шумный, недисцип­лини-ро­ванный класс вас отвергнет. И виноваты в этом положении не вы, а тот директор, кото­рый вас назначил классным руководителем в плохо совместимый с вами коллектив.

Особо тяжелыми классами являются те, темпераментный состав которых близок к однородному. То есть получается крайность - либо класс очень шумный, подвижный и неуправляемый, либо очень спокойный, замедленный, безынициативный. Дело в том, что группы однородных темпера­ментов яв­ляются ГРУППАМИ УСТАЛОСТИ. В них быстро падает работоспособность, неизбежно происходит раскол на враждебно настроенные друг к другу части.

Быстрее других распадается группа линейно-напористых типов (экстрарационалов). Дольше дер­жится группа гибко-разворотливых (экстраир-рационалов). Еще дольше - группа восприимчиво-адаптивных, скрывающих противоречия внутри себя. И дольше всех способна держаться группа со­циотипов сдержанно-уравновешенного (интрарационального) темперамента. Но и она при дли­тель­ных контактах “выжимает” все соки из работающих в ней учеников.

В специализированных группах, к которым относится и темпераментная группа, рекомендуется чаще действовать поодиночке, на далеких коммуникативных дистанциях. Индивидуальные формы работы следует предпочесть коллективным. За подобную типологическую безграмотность школь­ных психо­логов, вовремя не сообщивших директору о возможных последствиях такой организации класса, следует привлекать к ответственности.

Вторая часть социоанализа касается определения доминирующей установки (установок). Знание, на какой вид деятельности преобладает устаовка в вашем классе, помогает вам подобрать ме­тоды обучения, эффективные именно для этих типов личности. Нынешнему учителю, по правде говоря, нет нужды что-то изобретать, придумывать. К настоящему времени уже столько всего напридумано, что выгоднее просто взять подходящую методику и адаптировать ее для своей си­туации.

Не поймите только, что я против поиска новых систем обучения! Учителя с сильной функ­цией интуиции все равно будут это делать. Но с точки зрения социальной отдачи целесооб­разно систематизировать уже имеющиеся опробованные методы и применить их по назначению. Именно со­ционика позволяет это сделать логично, обоснованно.

К сожалению, большинство авторов нашумевших теорий обучения и воспитания настолько само­надеяны, что объявляют явно или подразумевают, что их способы обучать универсальны, при­годны для всех. С точки зрения соционики это большое заблуждение. Любая методика несет на себе отпечаток социотипа ее создателя! Поэтому хорошо обучаться по ней будут лишь те уче­ники, которые близки по своему характеру психики типу личности а втора, а противоположные - будут сопротивляться!

Возьмем для примера методику учителя новатора Шаталова. Сам автор, повидимому, относится к социотипу КООРДИНАТОР (Маршал). Его обучение напоминает штурм крепости противника, некое подобие сме­лого маршброска по стрелкам, прочер­ченным на карте. Роль карты выполняет так называемый опорный конспект. Нетрудно догадаться, что по этой методике хорошо обучаются только логики, да и то не все.

Лучше всего она подходит для управленческих социотипов. Сайентисты, которые наделены твор­че­ским воображением, уже будут недовольны жесткой директивой. Они станут оспаривать схемы, предлагать свои. Это - демократические и в мышлении, и в поведении типы, поэтому подобная организация материала им быстро наскучит. А хуже всего придется гуманитариям: для них вообще чужд дух штурмовщины, жестких схем, рапортов по военному образцу.

Надеюсь, я вас убедил в необходимости соблюдать принципы индивидуального подхода, причем не на словах, а на деле. Я не встречал еще ни одной методики, которая бы это отрицала. А в действительности нет даже намеков, для каких по психическому складу детей оно рекоменду­ется, а для каких - нет. Такой подход плодит иллюзии. Уникальных методик, которые дер­жатся в ос­новном на личности их создателя, сейчас перепроизводство. Недостаток ощущается как раз в про­стых, но массовых формах обучения, которые технологизированы и легко копиру­ются.

Убедительный выход из этого тупика предлагает соционика, которая в данном случае играет роль методики по отбору других методик. Она позволяет вам укомплектовать пакет обучающих техно­ло­гий и растолковать инструкцию по его употреблению.

Я хочу предложить вашему вниманию следующий минимальный список методик обучения с привяз­кой к установкам на вид деятельности.

1. Для управленческих типов (КООРДИНАТОР, АДМИНИСТРАТОР, ИНСПЕРТОР, МАСТЕР): методика Шаталова, деловые игры, спор­тив­ные разминки, различные виды практики и лишь после нее - теоретические знания.

2. Для социальных типов (TS, ПОЛИТИК, ПОСРЕДНИК, ХРАНИТЕЛЬ): коллективные методы обучения, в частно­сти, методика Иванова КТД - коллективные творческие дела, игровые методы. Теоретические знания должны подаваться и быть сведены к минимуму.

3. Для гуманитарных типов (TT, СОВЕТЧИК, ГУМАНИСТ, ЛИРИК): любые методики воспитания так называемой “всесторонне развитой личности”. Их суть сводится к тому, что ученики что-то сочиняют (сказку, историю, пьесу...), затем это рисуют, лепят, разыгрывают, танцуют, любым спосо­бом самовыражаются. Для этого класса методик важно также умение философствовать на отвле­ченные темы.

4. Для научно-исследовательских типов (ИСКАТЕЛЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, АНАЛИТИК, КРИТИК): проблемно-дискуссионный метод обучения, “мозговой штурм”, методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), разви­ваю­щие игры в духе Никитина. Теория должна быть серьезной, сложной и предшествовать прак­тике.

В примере с нашим классом в основу его обучения целесообразно положить методики, построен­ные на коллективных формах общения, так как тон в нем задают социотипы с установкой на со­циаль­ную сферу. В наихудшее положение в классе попадают ученики-сайентисты. Хотя их число и равно числу управленцев, но управленческая установка, как известно, имеет больший вес в об­ществе.

Они образуют “группу риска”, так как их стимулы к научно-теоретическим исследованиям не нахо­дят поддержки в классе с интегральным типом ПОЛИТИК. Поэтому с ними нужно работать отдельно, да­вать задания другого типа, вести разъяснительную работу.

Существуют ли методики, которые предназначались бы для функционально полных классов, то есть тех, в которых приблизительно в равной мере представлены все соционические установки? Да, хотя их значительно меньше. Упомяну здесь лишь метод проектов, по которому учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, внедряет, эмоционально поддерживает.