logo
(ВесьГуленко)

3. Перцептивные группы.

Ортогонально пересекаясь, рассмотренные нами соционические оси “сенсорика-интуиция” и “рацио­нальность-иррациональность” образуют четыре группы перцепции. Вот они:

сенсорика

|

ДИСТРИБУТИВНЫЕ | КОММУТАТИВНЫЕ

|

рацио----------------|---------------иррацио

|

ДИССОЦИАТИВНЫЕ | АССОЦИАТИВНЫЕ

|

интуиция

1. Сенсорные иррационалы, или КОММУТАТИВНЫЕ. К ним отно-сятся социотипы КООРДИНАТОР, ПОЛИТИК, МАСТЕР, ПОСРЕДНИК. Вос­приятие в этой группе предельно четкое и конкретное, отличается наглядностью и ощути-мостью - наиболее приближенное к действительности. Когда такой социотип попадает в ситуацию не­определенности, он руководствуется своим прошлым опытом либо исходит из стандартных для этих условий сценариев развития событий.

Мир для коммутативных социотипов - это мозаичная композиция, где каждый камешек может быть перемещен (в этом случае картинка меняется, как в калейдоскопе), но не выброшен. Восп-риятие действительности получается несколько плоским, но подробным. В бытовом плане у представителей этих социотипов накапливается много вещей, но они слабо упорядочены.

Коммутативность (переместительность) как закон математических операций отражает именно это свойство данной группы:

а + b = b + a.

Коммутативные типы не боятся перевернутых изображений. Видимо, поэтому они хорошо ориентиру­ются на местности, быстро отыскивая знакомые предметы или констатируя их перемещение.

И еще одно замечание. Модное ныне течение в практической психологии - нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой концентрированное выражение именно этой перцеп­тивной группы. Методика НЛП фактически строится на осознанной коммутации сенсорных кана­лов.

2. Интуитивные иррационалы, или АССОЦИАТИВНЫЕ. В эту группу входят социотипы ИСКАТЕЛЬ, СОВЕТЧИК, КРИТИК, ЛИРИК. Данный вид восприятия осуществляется через произвольно порождаемые образы. Ка­каято одна деталь воспринимаемой картины вызывает у этих социотипов целостный идеальный образ, ассоции­руясь со всем его содержанием.

Для Ассоциативных социотипов система - это не иерархическая упорядоченность по какому-либо критерию, а всеобъемлющая сетевая связь всего со всем, что когда-либо попало в их поле зре­ния. Благодаря способности улавливать паутиноподобные взаимосвязи эти социотипы хорошо пред­видят или предчувстуют будущее - тенденции развития событий. Они опираются при этом на извест­ный принцип “домино”: одна поваленная костяшка толкает другую, пока не упадет вся цепь. По­этому поведенчески они всегда готовы к наиболее вероятному событию.

Как убедился читатель, я здесь несколько сужаю смысл понятия “ассоциативность”, вклады­вая в него приблизительно такое же содержание, как Дж. Гриндер и Р. Бэндлер вкладывают в понятие “якорения” [4], т. е. имеется в виду сочетательность стимула и реакции любой природы. Матема­тически ассоциативность записывается как операция “взятие в скобки” - произвольное сочета­ние слагаемых или сомножителей:

(a + b) + c = a + (b + c).

У социотипов данной группы большое количество разнооб­разных идей, но эти идеи слабо упоря­до­чены, свободно перетекают одна в другую.

3. Сенсорные рационалы, или ДИСТРИБУТИВНЫЕ. К ним относятся социотипы АДМИНИСТРАТОР, ЭНТУЗИАСТ, ИНСПЕРТОР, ХРАНИТЕЛЬ. Они воспринимают неравномерно, словно через некие очки традиционализма - упорядоченного опыта, ставящие одни предметы или состояния на первый план и отодвигающие другие, ко­торые стано­вятся просто фоном.

Дистрибутивная психика расставляет представления о явлениях окружающего мира в опреде­ленном порядке - распределяет их на первые, вторые, третьи и т. д. в зависимости от глубины дист­рибуции. Первые объекты в таком упорядоченном ряду воспринимаются четко и конкретно, послед­ние - как бы выпадают из восприятия, мало принимаются в рассчет.

Дистрибутивные социотипы тяжелее всех переносят неопределенность (равновероятность ис­ходов), так как лишаются своей точки опоры - возможности распределять силы и средства под кон­кретную цель. Поэтому они стремятся как можно быстрей перейти к устойчивому со­стоянию - либо вернуться к старому, либо перенестись в новое.

Это наиболее организованные и пунктуальные члены социума, строго выдерживающие временной гра­фик и технологическую дисциплину. В силу этих качеств по их доле в коллективе или со-циаль­ном слое можно оценивать его стабильность и приверженность традициям. Вещей, которыми они окружают себя, меньше, чем у Коммутативных, но зато они содержатся в большем порядке.

Дистрибутивный закон математически может быть записан как замена произведения суммой, т. е. как операция “раскрытие скобок”:

a (b + c) = ab + ac.

Общий сомножитель “а” равномерно распределяется между всеми сла­гаемыми, символически выра­жая прочно культивируемую традицию. Дистрибуторы невольно пропускают все вновь воспри-ни­маемое через свой прошлый опыт - мыслят посредством эйдетических образов.

4. Интуитивные иррационалы, или ДИССОЦИАТИВНЫЕ. В эту перцептивную группу входят социо­типы ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, АНАЛИТИК, НАСТАВНИК, ГУМАНИСТ. Они являются редукционно воспринимающими типами - преломляющими любую посту­пающую извне информацию через призму основных понятий своего мировоззрения. Их перцепция в наибольшей мере строится на сведении сложного к комбинации первоэлементов, которые Юнг в свое время назвал архетипами. Таким образом, диссоциация - это распад на естественные минимальные части. Из этих компотентов Диссоциативный тип может синтези­ровать образ любой сложности.

В состоянии неопределенности исходов какого-либо события Диссоциативные типы предусмат­ри­вают действия при всех возможных вариантах его развития. Они спокойно ожидают буду­щее, после того как подготовятся и к положительному и отрицательному варианту исхода ожидаемого события. Математически явление диссоциации аналогично операции “вынесение за скобки” - замене сложения умножением:

ab + ac + ad = a (b + c + d).

С точки зрения количества идей Диссоциативные уступают Ассоциативным, но с точки зрения их упорядоченности и приведения к концептуальному или “идеологическому” состоянию - превосходят.

Как это ни странно, они не могут отразить внешнюю картину на свой внутренний экран. Они не­произвольно разлагают ее, а потом заново собирают, рисуя воображаемые образы, которые не имеют прототипов в реальности.