logo
(ВесьГуленко)

5. Переход границы.

Установки на пограничные роды деятельности взаимодействуют аналогично перекрестным тран­сак­циям Берна [ 3, с. 20 ], причем как открытым в случае близкого расположения границы, так и скрытым в противоположном случае.

Социотипы, относящиеся к клубам, которые имеют общую границу, неизбежно начинают вмеши­ваться в соседнюю сферу деятельности, что не может не приводить к росту психологической на­пряженно­сти между ними. Рассмотрим для примера один из маршрутов такого вмешательства.

Управленцы проявляют склонность вмешиваться в деятельность Сайентистов, так как имеют с ними общую функцию логики. Ставя производственную практику выше науки, они нередко пренебрежительно высказываются об ученых, обвиняя их в оторванности от жизни, бесполезности и других интуитивных “грехах”. Управленческий социотип, возглавив научный институт, может превратить его в заурядное производство усовершенствований и дополнений к уже известному, не имеющее ничего общего с принципиально новыми открытиями.

Сайентисты, в свою очередь, склонны вмешиваться в деятельность Гуманитариев. Общая граница этих глубов проходит по интуиции. Осуществляется такое вмешательство с самыми добрыми на­мерениями: из желания помочь построить четкую логическую схему какого-нибудь гуманитарного явления, поднять математизацию и формализацию гуманитарных дисциплин до уровня естественнона­учных и т. п.

Если сайентист руководит организацией чисто гуманитарной направленности, например, те­ат­ром или психологической службой на предприятии, то в ее деятельности начинает исчезать главная специфика этой установки - чувственная душа, принятие общечеловеческих нравст­венных проблем в качестве своих.

Гуманитарии имеют общую границу с Социалами - этику. Вмешательство в социальную сферу про­исходит обычно под лозунгом нравственного возрождения, патриотизма, гражданского чув­ства и приводит в экстремальном случае к тем или иным формам социальной демагогии и мани­пулированию на этой основе общественным сознанием.

К отрицательным последствиям такого вмешательства относится отвлечение людей от решения кон­кретных социально-бытовых проблем, их уход в религию, медитацию, самосовершенствование или, что намного хуже, их участие в идеологических деструктивных движениях, предла­гающих про­стые решения сложных проблем.

Социалы же, переходя границу сенсорики, отделяющую их от Управленцев, вмешиваются в произ­водственную сферу. Обещая поставить на первое место нужды конкретного человека, они слабо учитывают объективные экономические законы, по которым ничем не подкрепленная социальная защита оборачивается нарушением необходимых пропорций производства, без со­блюдения которых не может быть социального процветания.

Социал, руководящий промышленным предприятием, рискует зациклится на проблемах социальной справедливости - премиях, льготах, путевках, профсоюзных и женских вопросах и сдвинуть тем са­мым ориентацию коллектива с его главной задачи - производства материальных благ на их рас­пределение.

Таким образом, круг замкнулся. Подобная цепь вмешательств, конечно, может протянуться и в противоположную описанной сторону, т. е. по схеме Сайентисты -> Управленцы -> Социалы -> Гу-манитарии. В любом случае проникновение через границы соседних установок - процесс объективно обусловленный и сильно сказывающийся на совместимости типов, вступающих в коммуникацию.

Отличие взаимодействия установок от темпераментного взаимодействия заключается в том, что для пересечения интересов установки должны ярко проявится в деятельности, а это требует опреде­ленного времени. Темпераментные же эффекты возникают гораздо быстрее, по­тому что проявляются сразу же после вступления в контакт.

Итак, взаимодействие темпераментов определяет совместимость на близких коммуникативных дистан­циях, а взаимодействие установок - совместимость на далеких дистанциях.