8. Об интегральном типе человека.
Заключительный раздел статьи я посвящаю не столько гносеологии, сколько философии личности. Но такой поворот темы позволит мне дать ответ на вопросы, поставленные во введении.
Интегральный тип современного человека, по всей видимости, возник в начале так называемой “осевой” эпохи, которая дала мощный всплеск в 6 - 5 вв. до н. э. К. Ясперс, автор концепции осевого времени, доказывает, что именно на этом этапе произошло становление общечеловеческой, магистральной истории [6]. До осевого времени развивались лишь обособленные локальные цивилизации древнего Востока.
В Китае тогда проповедовал Конфуций, в Иране - Заратустра, в Палестине - пророки, в Греции создавали свои учения первые философы. В эту эпоху были выделены практически все полярности, анализу которых и посвящена моя статья. Мозг человека обрёл способность работать рационально с идеальными объектами - понятиями и представлениями высокой степени обобщения, чего не было в доосевое время.
Тогда и сложился интегральный тип нового человека - ЕТ, или этико-интуитивный экстраверт. Тип проповедника, вождя, мифотворца, носителя культуры. В то же время наиболее противоречивый из всех психологических типов: проповедуя добро, часто творит зло. Вся история общества проникнута войнами, бунтами, революциями, освященными идеологическими утопиями.
Этико-интуитивный экстраверт, или “Наставник” очень склонен к обучению, так как ему дан природой уникальный дар подражания. Благодаря этому дару ребенок легко осваивает язык и входит через общение в культуру социума. К. Ясперс показал, что человек отличается от животных в первую очередь способностью к к о м м у н и к а ц и и.
Философия, по мнению Гегеля, - это “эпоха, схваченная в мысли”. “Наставник” и есть отражатель тенденций времени в коллективном сознании. Инструментом ему служит мыслительная функция “Т” - интуиция времени [14]. Большинство философов имели именно этот, наиболее склонный к рефлексии и умозрительности тип психики.
Первый натиск на него предприняли философы - рационалисты и эмпиристы Нового времени, хотя сами же к нему и принадлежали. Рубеж 16 - 17 веков стал временем возникновение европейской науки. Интеллектуалы приложили немалые усилия к тому, чтобы заменить склонную к религиозности и схоластике ЕТ-психику на рационально-логический тип ментальности. Однако “наставничеству” удалось выстоять и логика осталась недостижимым идеалом.
В 20-м веке тип НАСТАВНИК находится в более глубоком кризисе. Это впервые заметил Ницше и поднял тревогу. Он создал модель сверхчеловека - личности, в которой сочетаются физическое совершенство, высокие моральные качества и превосходный интеллект. Отсутствует лишь указание на интуитивную функцию. Ницше представил не что иное, как проект обновлённого ЕТ: носители этого типа в жизни нередко считают себя избранными.
Проект Ницше оказался в такой же мере несостоятельным, как и советский человек - так называемая всесторонне развитая личность. Сначала потерпел крах фашизм, а затем коммунизм - две разновидности единой НАСТАВНИК-идеологии.
Нынешнее время во второй раз и еще более решительно требует обновления. Однако в ответ создаются все те же “наставнические” теории: экзистенциализм, персонализм, мистицизм, постмодернизм. Они в обостренной форме поднимают онтологические проблемы, как будто мы вновь переживаем переход к осевой эпохе. Грядущее тысячелетие потребует новых вождей, новых пророков. “Наставник”, как ни парадоксально это звучит, должен выступить против монополизма своего собственного типа.
Особенность нынешнего мировоззренческого кризиса в том, что его земные корни намного глубже, чем на пороге Нового времени: иссякают вещественные и энергетические ресурсы планеты. Требуется разведка альтернативных источников, освоение космоса, а также отход от рыночных и тоталитарных форм общества. Какой же тип интегрирует психологию человечества в будущем?
Для этих целей из рациональных типов (трудно себе представить зрелую цивилизацию иррациональной) больше всего подходит диада АДМИНИСТРАТОР (логико-сенсорный экстраверт) - ГУМАНИСТ (этико-интуитивный интроверт). Вероятно, назрел переход от второй, авторитарно-героической квадры к четвертой - квадре ненасильственной солидарности через промежуточную ступень третьеквадрального индустриального общества [21].
Похоже, европейский тип НАСТАВНИК начинает все больше походить на американский ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: более плюралистический, деловой, но и гораздо менее духовный. Характерно в этой связи мнение известного российского диссидента В. Буковского, высказанное им в интервью еженедельнику “Аргументы и факты” [15]: “Я боюсь, что у интеллигенции, как она сложилась к концу XIX века, будущего уже нет. “Властители дум” - это все кончается. ”
“Фаустовский человек” по О. Шпенглеру (доктор Фауст описан Гете как логический подтип этико-интуитивного экстраверта) - носитель европейской цивилизации, к сожалению одних и к радости других, сходит с арены истории, уступая место более “цивилизованному” логическому человеку третьей, а затем и четвертой квадры.
Однако может победить и другая тенденция. Страны исламского фундаментализма не прочь навязать свой миропорядок. А это тип ИНСПЕРТОР - логико-сенсорный интроверт. Структурирование коллективного бессознательного восточным способом означало бы возврат в доосевое, статическое время. Цивилизованный мир, таким образом, подходит к точке бифуркации:
----> АДМИНИСТРАТОР (ЛСЭ)
НАСТАВНИК (ЭИЭ) ---+
----> ИНСПЕРТОР (ЛСИ)
“Кочующие” идеи не смогут найти своего завершения так долго, пока интеллектуальная жизнь мировой цивилизации будет определяться типом ЕТ (ЭИЭ). Дихотомии будут вновь объявлятся решёнными, но новое поколение мыслителей не согласится с этим и попытается их решить по-своему и т. д. Познание ради познания. Интеллектуальная игра, в которой есть рациональная система, но нет объективной логики.
Вспомним в этой связи четвертый вид заблуждений человеческого ума по Ф. Бэкону - так называемый идол театра. Каждая философская система, утверждал Бэкон, - это сыгранный спектакль, не что иное, как самовыражение автора перед публикой.
С точки зрения социоанализа, открывшего, что среди выдающихся философов преобладают этико-интуитивные личности, это так и есть. К ЭИЭ - “Наставнику”, который чаще всего и является творцом философских систем, приложимо еще и второе название “Игрок”, потому что он азартен и от природы наделен даром актерских перевоплощений.
Первое сравнение жизни с театром принадлежит Эпиктету (ок. 50 - 138 гг.). Вслед за ним “театральную” аналогию повторяли как горькую истину многие философы и деятели культуры. Эту сентенцию мы, не задумываясь, воспринимаем как красивую фразу. Но ведь она поразительно точно передает игровой интегральный тип человечества на протяжении последних тысячелетий его существования!
Поэтому во многом прав Й. Хейзинга, предложивший нынешнего человека называть не homo sapiens, a homo ludens - человек играющий. По его мнению, “люди превращают в игрушку весь свет” [7, с. 328]. Формула “человек разумный” по отношению к интегральному типу людей, если считать разумом рационально-логическое мышление, неверна. Хейзинга, уловив веление времени, призывал изменить соотношение игры и серьёзности (эмоций и логики) в пользу последней.
От засорения мировых компьютерных сетей низкопробно-развлекательной, интеллектуально бесполезной информацией предостерегает Станислав Лем [10]. Звучит еще один призыв к человечеству обуздать игровые эмоции деловой логикой. В эпоху информационного общества игра как универсальное средство развлечения становится опасной. Необходимо не только ускорить инфообмен, что достигается чисто техническими средствами, но и сделать его качественным, очистив от субъективизма и театральности.
Что можно сделать для укрепления рационально-логической стороны в интеллектуальной деятельности? Интеллектуальную информацию (не просто фактические данные и цифры, а теории, концепции, модели) нужно представлять в эталонной, стандартизированной форме, что позволит объективно сравнивать теории между собой. Подобный стандарт предусматривает укрупнение материала до 7+-2 структурных блоков, иначе невозможно противостоять информационному “взрыву”.
Чем может быть полезна соционика в этой интеллектуальной революции? Своей методикой двойной тетратомии - аналитическим представлением информации в геометрии четырех полюсов (две сопряжённых через синтез и антисинтез дихотомии) и четырех отношений между ними. Восьмеричная форма “упаковки” информации, которой я пользуюсь в данной работе, достаточно проста, чтобы быть технологичной.
Она, конечно, имеет один существенный недостаток - огрубление. Отсекаются многочисленные подробности, уникальные аранжировки, стирается во многом неповторимое лицо автора концепции. Тетратомию ждут неизбежные обвинения в “прокрустовом ложе”. Да, такова справедливая плата за “объективизацию” знания. Объективизация тем более необходма, когда концепция создается коллективом ученых, что так характерно для решения комплексных проблем нашей эпохи.
В философии, как впрочем и в других теоретических дисциплинах, очень слабо представлен типологический аспект, единое систематизирующее начало. Было бы неплохо построить меру информативности (структурной и функциональной разработанности) философских теорий. Конечно польза от такой деятельности скажется лишь тогда, когда интегральный тип нового общества станет логическим. Возможно, это постиндустриальное общество?
Критериями оценки могли бы служить: 1) количество используемых базовых дихотомий, 2) их комбинаторика, получаемые на выходе теоретические конструкты, 3) система отношений между конструктами, 4) законы эволюции первых трёх пунктов.
Вторая проблема в обуздании информационного “потопа” заключается в том, чтобы не допустить в стандартизованных системах дублирования смыслов. Компютеру это не под силу, потому что такая интеллектуальная работа строится не столько на логике, сколько на интуиции - идеационном (умозрительном) мышлении. А компьютерной технике, пусть даже самой современной интуитивная обработка информации недоступна. Остается надеятся на теоретическую деятельность человека совместно с компьютером.
Подведем итоги. Итак, а н т и с и н т е з - это такой способ теоретизирования, такая форма мышления, которая не исключает противоречий, но обращает внимание на их комплементарность и интегрирует их в структурированную целостность. Метод тетратомического антисинтеза, возможно, идёт на смену методологическому плюрализму.
Хочу подчеркнуть две особенности антисинтеза. Во-первых, все информационные составляющие можно вывести из одной, применив к ней операции конъюнкции, антиконъюнкции или импликации. Во-вторых, каждая такая составляющая представляет собой комбинацию трех остальных. В частности, интуиция образуется как объединение сенсорики, этики и логики, в этике происходит слияние сенсорики, логики и интуиции и т. д.
С этой точки зрения, антитетика современной философии заключается в трёх больших группах альтернатив. Логическую сторону представляет аналитическая философия, этическую - философская антропология. По иррациональной оси четверицы заполнен лишь один полюс - интуитивный, который представлен разнообразными течениями постмодернизма.
Сенсорный компонент действительности пока что не нашёл единого философского отражения. Он реализуется в рамках разнородной практически ориентированной философии: философия пола, философия политики, философия техники и т. п.
И. Кант считал, что его философия призвана была ответить на четыре коренных вопроса. В них угадывается его стремление к целостному охвату действительности, на пути к которому философам предстоит решить четыре трудных задачи:
- что я могу знать? - логическая задача философии,
- что я должен делать? - сенсорная задача философии,
- на что я могу надеяться? - интуитивная задача философии,
- что есть человек? - этическая задача философии.
Последняя задача главная, поскольку человек есть сам для себя конечная цель. Соционика не собирается подменять человека (этику) схемой (логикой). Мы просто размышляем над своими вариантами ответов. Впереди как высшая награда нас ожидает недостижимый идеал целостной жизни постижение Самости.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Юнг К. Г. Психологические типы. Под общ. ред. В. Зеленского. Спб.: “Ювента”, М.: “Прогресс - Универс”.
2. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика. - Киев, СИНТО, 1995, с. 8 - 14.
3. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989.
4. Краткая философская энциклопедия. - М., Прогресс - Энциклопедия, 1994.
5. Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова, М.: Русское слово, 1996.
6. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - (Мыслители ХХ в.).
7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидер. / Общ. ред. Г. М. Тавризян - М.: Изд. группа “Прогресс”, “Прогресс - Академия”, 1982.
8. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / Пер. с англ. О. Е. Биченковой. - М.: Новая школа, 1995.
9. Селье Ганс. От мечты к открытию: Как стать ученым. - М.: Прогресс, 1987.
10. Зеркало недели, 4. 01. 1997, с. 12.
11. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М.: Наука, 1989 (серия “Классики науки”).
12. Донченко Е. А. Социетальная психика. Киев, Наукова думка, 1994.
13. Гуленко В. В. Многооконное мышление. О структуре научного знания. В: Соционика, ментология и психология личности, #5, 1997.
14. Гуленко В. В. Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий. К., 9. 04. 1995.
15. Аргументы и факты. Украина. # 22, 1997 г., с. 4.
16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986.
17. Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., Орис, Яна-Принт, 1994.
18. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. - М.: Интрада - ИНИОН. - 1996.
19. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. - 2-е изд. - М.: Академия, 1997.
20. Гуленко В. В. Тайна пятого измерения. В: Соционика, ментология и психология личности, #2, 1997 г.
21. Гуленко В. В. Квадральная эстафета. Силуэты времени через вереницу типов. Киев, 25. 07. 1995 г.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?