logo
(ВесьГуленко)

1. Установка и темперамент.

В начале обосную утверждение, что Конфуций - гуманитарный учёный. Хотя он, как и учёный точ­ных наук, классифицировал и проводил сравнения, но главное в его учёности были не объек­тивно-логические доводы, а комментарии и толкования. Музыка, история, обряды, обычаи, нравы - вот центр приложения его интеллектуальных сил. Заветным желанием Кун Цю было “обозреть уста­новления прежних царей и расследовать истоки ритуалов и музыки”.

Ритуалы составляют суть конфуцианства. Жизнь по ритуалам - это та же искусственная жизнь, ко­торой живёт актёр на сцене, следуя заранее написанному сценарию. Конфуций учил: “Почти­тель­ность без знания ритуала превращается в самоистязание. Осторожность без знания ритуала пре­вращается в трусость. Храбрость без знания ритуала превращается в безрассудство. Прямо­душие без знания ритуала превращается в грубость”.

Любая религия обёрнута в оболочку из ритуалов. Основателем нового вероучения, которое идейно базируется на неизменных общечеловеческих ценностях (или, реже, их отрицании) и воплоща­ется в новых обрядах, может быть лишь гуманитарий, причём экстрарациональный. У интроверта для реа­лизации данной миссии не хватило бы заряда энергии, а иррационал слишком непоследо­вателен и отвлекаем, чтобы постоянно бить в одну и ту же точку. Бесспорным лидером гумани­тариев явля­ется социотип Наставник [12].

Следующий аргумент в пользу гуманитарной установки Конфуция: древний философ обладал ак­тёрским талантом перевоплощений. Вот как описывается в “Беседах и суждениях” его поведение при дворе правителя Дин Гуна: “Когда учитель разговаривал с под­чинёнными, он держался как бы непринуждённодружески. Когда же он обращался к вышестоящим, то был как бы вдохновенно-почти­телен. В присутствии же государя он был преисполнен как бы возвышенного смирения... ”

Вся жизнь гуманитарного типа представляет собой цепь переходов из одних эмоциональных со­стоя­ний в другие. Обуздание эмоций, бесстрастное отношение к жизни, а также реалистиче­ский взгляд на события - жгучая проблема у всех гуманитариев. Есть два способа разреше­ния этой проблемы: через работу над собой или через внешнее уравновешивание логикой. Кон­фуций выбрал первый путь и достиг на нём впечатляющих успехов.

Почему же он хорошо управлял собой и другими? В частности, Конфуций некоторое время был без­укоризненным правителем города Чжунду. С этой проблемой я сталкиваюсь при анализе типа На­ставник не в первый раз. Да и живая практика даёт сколь угодно примеров наличия у представи­телей этого типа организаторских способностей.

Объяснение этой странной, на первый взгляд, закономерности я дам в следующем разделе, ко­гда речь пойдёт об энергогруппах. Сейчас только замечу, что управление Конфуций понимал как внутреннее “выправление” человека, т. е. вкладывал в этот процесс гуманитарный смысл.

Невозможно себе представить Конфуция без его бесед с учениками. Этим он весьма напоминает стиль Платона, основавшего для подобных же целей “Академию”. Так действует не любой гумани­та­рий, а только экстравертный. Интроверт этой установки черпает информацию изнутри себя, но сформировать большую внешнюю школу он не в силах.

Впоследствии ученики Конфуция пришли к мнению, что их учитель обучал их четырём вещам: “словесности, благонравному поведению, преданности и доверию”. Никаких схем и сайентист­ских структур он не признавал. Это ли не концентрированное выражение гуманитарной уста-новки?

Что же известно о темпераменте Конфуция? С одной стороны, он вёл себя на людях сдержанно, с достоинством. Но мы уже знаем, что он был от природы превосходным актёром. Каким же он был в менее формальных условиях? Вот что мы узнаём из книги Малявина (с. 278): “... с близкими людьми он бывал порой очень крут. Домашние и ученики, несомненно, робели перед ним и стара­лись в его присутствии вести себя безукоризненно”.

Это необходимый, но далеко не достаточный признак линейно-напористого темперамента. Да­вайте рассуждать от противного. Может быть, мы путаем его с другим экстравертным темперамен­том - гибко-разворотливым? Если данное предположение верно, то тип Конфуция оказывается Советчик. Но вряд ли это соответствует действительности, поскольку Советчик не отлича­ется подобной чёпорностью и демонстративностью в поведении.

Эти два темперамента различаются между собой ещё таким признаком, как динамика/статика. Ди­на­мик-экстраверт очень подвижен. О Наставниках известно, что они тяготеют к миссионерской дея­тельности, странствуют с целью обращения в свою веру как можно большего количества людей. Подвижный образ жизни Конфуция очень хорошо вписывается в это положение. Кроме сво­его родного царства Лу он побывал в царствах Вэй, Цзинь, Сун, Чэнь, Чу, проведя в стран­ствиях 14 лет. И везде он поучал и наставлял, рассчитывая найти сторонников своего учения.

А теперь вывод. Конфуций как носитель гуманитарной установки в сочетании с линейно-напо­ри­стым темпераментом даёт нам яркого представителя социотипа Наставник. Об этом свиде­тельст­вует его назидательность, проповедь отвлечённых истин, не соблюдаемых в условиях реальной действительности. Всю свою жизнь, чем бы он ни занимался, он морализировал и пре­достерегал.

Вот как однажды высказался сам учитель Кун: “Я не могу назвать себя ни мудрым, ни дос­той­ным мужем. Я могу сказать о себе лишь то, что я всегда честно пытался наставить других лю­дей”. Какое точное осознание Наставником своей социальной миссии!