logo
(ВесьГуленко)

2. 3. Социальный уровень.

На этом уровне различие между левыми и правыми типами тождественно дихотомии “естествен­ность - общественность”, или, иными словами, “природа - цивилизация”.

Природа нецивилизована: в ней нет государства, освящённых традицией законов, философии и ре­лигии, чьим содержанием является гуманизм и бескорыстная любовь к ближнему. Цивилиза­ция неестественна: нормы морали, исповедуемые цивилизованным обществом, невыводимы из за­конов природы, суть которых сводится к борьбе за существование.

Левым типам ближе природность существования, а правым - общественность. Чтобы проиллюст­риро­вать эту важную мысль, обратимся к попарному сравнению родственных по первой функ­ции ти­пов.

Энтузиаст - природные, естественные эмоции. Наставник - искусственные, игровые эмоции. Ана­литик - естественная логика, логика природных законов. Инспектор - искусственная логика, за­коны и постановления, принятые людьми.

Маршал - естественная сила, подчиняющая тех, кто слаб. Политик - искусственная сила, позво­ляющая управлять более сильным. Лирик - естественное время, текущее в будущее. Критик - ис­кусственное время, обращённое в прошлое.

Советчик - естественные идеи, возможные перспективы. Искатель - искусственные идеи, аль­тер­нативы невозможному. Мастер - естественная сенсорика, природный комфорт. Посредник - искус­ственная сенсорика, рукотворный комфорт.

Предприниматель - естественная выгода, через индивидуальную предприимчивость. Админи­ст­ратор - искусственная выгода, через организованный труд. Хранитель - естественные отно­шения: любить своих, отвергать чужих. Гуманист - искусственные отношения: прощать зло, к чужим отно­сится как к своим.

В силу того, что инволюторы демонстрируют на чужой территории негативную коммуникацию, им трудно сплачиваться в большие группы. Отрицательное отношение к посторонним не позволяет им создавать большие коллективы. Наблюдается тенденция действовать малыми группами, где есть простор для неформального общения.

Эволюторы, наоборот, хорошо организуются в рамках больших коллективов. Однако в малых груп­пах им ужиться гораздо труднее, поскольку при сближении они становятся гораздо более нетер­пимыми.

В практике психологической работы по групповому общению мы сталкиваемся с двумя родами тре­нингов. Первые направлены на соединение людей в большие группы. Это опасно: толпа заря­жена негативно. Возникает потребность в вожде, фюрере. Тренинги второго рода служат сплочению людей в малых группах. Коллективизм поступается своими принципами в пользу индивидуа­лизма и созда­ются условия для разумного сочетания альтруистического и эгоистического начал.