logo
(ВесьГуленко)

3. Сперанский при Александре I.

Александр I уже с самого начала своего правления создал из близких друзей так называемый “Не­гласный комитет” для подготовки реформ.

В конце 1808 года Алесандр поручил М. Сперанскому (1772 - 1839 гг.), талантливовму моло­дому чиновнику, заслужившему самые лестные рекомендации из уст высших лиц государства, у которых он служил ещё при Павле I, составить общий план пребразования общественно-политического строя России.

Созданный Сперанским проект реформ назывался “Введение к уложению государственных законов”. Общая идея Сперанского состояла в том, чтобы самодержавие преобразовать в конституционную монархию - такое государство, которое управлялось бы посредством справедливых законов, а просвещённый монарх был бы гарантом их стабильности.

Прежде чем анализировать самого М. Сперанского, обратимся к социотипу императора Александра I. Довольно отчётливо прослеживается гуманитарная установка императора. Известно, что он был поклонником искусств, с молодого возраста симпатизировал гуманитарным идеям филосо­фовпросве­тителей.

Армейская форма тех лет, отражавшая вкусы Александра, была скорее похожа на одежду арти­стов балета (цветасто-театральные мундиры, вместо брюк - нечто напоминающее лосины), чем на при­способленную к полевым условиям экипировку воина.

Историки отмечают чрезвычайную самолюбивость нового императора. Быстро выйти на его тип нам поможет одна особенность в его характере.

“К самолюбию прибавлялась у Александра чрезвычайная боязнь насмешки над собой. Уже во время императорства его часто бывало так, что если кто-либо засмеётся в его присутствии или улыб­нётся, на него посматривая (просто так, без всякой “задней” мысли) Александр тут же начинал думать, что это над ним смеются, и как то непроизвольно старался оглядеть себя, подходил для этого даже к зеркалу и до тех пор не успокаивался, пока не осматривал всего себя и спереди, и сзади” [2, с. 179].

Одного этого достаточно, чтобы уверенно определить тип Александра. Из отрывка опытному со­цио­нику становится понятно, что у него были проблемы с сенсорикой ощущений (S). Таких типов лишь два - Предприниматель и Наставник. Но Предприниматель сенсорно независим и не обид­чив. Опять мы получаем Наставника, который хотя сам и язвительный, но очень боится замеча­ний по своему внешнему виду и поэтому много времени уделяет своим туалетам.

Может, я разочаровываю некоторых социоников, которые находят на вершине пирамиды власти все социотипы в приблизительно равном представительстве, но не перестану придерживаться твёрдого мнения о том, что Россией правила и, вероятно, будет править и дальше вторая квадра.

В проекте реформ Сперанского была заложена чрезвычайно прогрессивная для своего времени идея разделения властей. Разделение по горизонтали (по функциональному признаку) преду­сматривало независимость законодательной, исполнительной и судебной властей.

Отсутствовала так называемая четвёртая власть - средства массовой информации и общественное мнение. Здесь срабатывает принцип отторжения четвёртой составляющей [9, 10 ]. Троичные класси­фикации в науке, а также практике управления господствовали и продолжают господствовать до сих пор. Социоанализ обязательно дополняет троицу до четверицы, восстанавливая единство це­лого. К этому идёт и сама жизнь, всё больше требуя четверичности в социально-пси­хологических явлениях.

Интересна корреляция с соционическими группами перцепции [5], которые удачно отражают прин­цип специализации независимых ветвей государственного аппарата. Законодательную власть лучше всех осуществляют Интуитивные рационалы (Диссоциативные), Исполнительную, которая противоположна законодательной - их антиподы, сенсорные рационалы (Коммутативные). Благо­даря их иррацио­нальности нет почвы для бюрократизации.

Судебная власть должна находится в руках сенсорных рационалов (Дистрибутивных), а про­ти­воположная им власть общественного мнения удачно вписывается сильные функции интуитивных ирра­ционалов (Ассоциативных). Интуитивно-этические - журналисты, отражающие позицию обще­ственно­сти в репортажах, фельетонах, актуальных обзорах, а интуитивно-логические социо­логи, обоб­щающие результаты опросов общественного мнения по научным методикам.

Заслуга М. Сперанского в том, что он заложил в проект преобразований децентрализацию - пе­ре­несение представительства всех ветвей власти на нижестоящие территориальные уровни управления. Власть должна была не сосредотачиваться лишь на верхнем, общегосударственном уровне, а получить вертикальное деление по губерниям, уездам и волостям.

Александр I позволил провести лишь умеренные реформы. Проект Сперанского по государствен­ному устройству был реализован лишь наполовину. Разделение властей с созданием Сената, Го­сударст­венного совета и министерств осуществилось, но территориальная децентрализация, то есть вве­дение всех трёх ветвей власти в губерниях, уездах и волостях была отвергнута. Но всё равно именно этот царь сделал первый шаг по пути демократизации второквадральной России.