3. Психологический климат в коллективе.
Ниже я опишу психологическую атмосферу всех 16 интегральных типов коллектива, которая практически не поддается разрушению через внешние воздействия. Речь пойдет лишь о далеких коммуникативных дистанциях, т. е. об отношениях в м а к р о с о ц и у м е (интеллектуальный и социальный уровни коммуникативного пространства).
1. “Искатель” (ИСКАТЕЛЬ) является носителем отношения “тождество” на интеллектуальном уровне и “суперэго” на социальном. В ИСКАТЕЛЬ-коллективе царит очень демократичная интеллектуальная атмосфера, которая основывается на прочной традиции понимания друг друга. Люди относятся к окружающим как во всем подобным себе, поэтому часто не утруждают себя объяснениями мотивов своих поступков. Поведение раскованное, как у себя дома. Все устремлены к новой информации, заняты поисками альтернатив. Долго общаться не могут, потому что довольно быстро наскучивают друг другу. Сильна тяга к переменам. С окружающими коллективами нередки стычки, заканчивающиеся временными компромиссами и невыполнимыми обещаниями.
2. “Посредник” (ПОСРЕДНИК) является носителем отношения “дуальность” на интеллектуальном уровне и “погашение” на социальном. ПОСРЕДНИК-коллектив - это хорошо сбалансированное целое, где противоречия существуют в свернутой форме и постоянно разряжаются путем разделения обязанностей. Участники такого коллектива чувствуют себя расслаблено и умиротворенно, тонко подмечают изменение в состоянии партнеров и умеют помочь друг другу. ПОСРЕДНИК-коллектив внутренне цельный, участники его очень привязаны друг к другу неформальными связями, превыше всего ставят принцип комфорта и радости жизни. Однако с соседними коллективами происходит параллельно-погашающее взаимодействие со взаимной критикой и попытками приспособиться под иной жизненный ритм.
3. “Энтузиаст” (ЭНТУЗИАСТ) является носителем отношения “активация” на интеллектуальном уровне и “квазитождество” на социальном. Коллектив ЭНТУЗИАСТ-типа пронизан ускоряющими, раскручивающими отношениями, где каждый обращается к каждому с просьбами, поручениями и расчитывает на эмоциональный отклик на свое обращение. Помощь друг другу строится по формуле “ты - мне, я - тебе”, культивируются неформальные связи. Причем со временем нарастает эмоциональная напряженность из-за того, что укореняется гостевой принцип “ты не вправе мне отказать”. Из-за физической невозможности наладить равноценный обмен услугами и информацией участники такого коллектива истощают друг друга. Отношения с другими коллективами напоминают интеллектуальное соперничество, пронизаны стремлением первыми внедрить новшества, подхватить модное увлечение.
4. “Аналитик” (АНАЛИТИК) является носителем отношения “зеркальность” на интеллектуальном уровне и “конфликтность” на социальном. Коллектив с интегральным типом АНАЛИТИК строится по системе отражения словно в зеркале, т. е. всестороннем анализе происходящего вокруг с исключающих друг друга точек зрения. Это коллектив реформаторов, которые постоянно улучшают имеющееся, живут то по одной, то по другой системе. Участники АНАЛИТИК-коллектива склонны обсуждать все, что попадает в их поле зрения, высказывают различные мнения и корректируют друг друга. В таком коллективе легко заниматься исследованиями, отыскивать причины запутанных явлений. Однако окружающих такой коллектив раздражает своей непонятностью, упрямством и интеллектуальным диссиденством, а также нежеланием приспосабливаться.
5. “Наставник” (ЕТ) является носителем отношения “прием заказа” на интеллектуальном уровне и “заказ” на социальном. В коллективе, чей интегральный тип ЕТ, царит отношение миссионерства, избранности, веры в значимость выполняемого дела. Члены коллектива искренне считают, что на их долю выпал редкий жребий быть проповедниками каких-то надиндивидуальных идей и своим убеждениям они не изменяют никогда. К посторонним людям они относятся словно учитель к ученикам - сверху вниз, недооценивая их. Болезненно реагируют, если их миссию отвергают, поступки искажают, а над их целями смеются.
6. “Инспектор” (ИНСПЕРТОР) является носителем отношения “ревизуемость” на интеллектуальном уровне и “ревизия” на социальном. В коллективе с интегральным типом ИНСПЕРТОР участники опасаются, если вдруг выявится их незнание, некомпетентность или неподготовленность в каком-то важном вопросе. Они избегают ситуаций, где надо генерировать идеи, проявлять выдумку и фантазию. Такой коллектив во всем полагается на распоряжения вышестоящих органов и отличается благонадежностью. По отношению к людям посторонним участники ИНСПЕРТОР-коллектива ведут себя недоверчиво, выступают против нарушений принятых традиций, контролируют их поведение. Данный интегральный тип хорош для армейских коллективов и правоохранительных органов. Окружающие часто считают ИНСПЕРТОР-коллектив закостенелым и отгороженным.
7. “Маршал” (КООРДИНАТОР) является носителем отношения “деловые” на интеллектуальном уровне и “родственность” на социальном. В “маршальском” коллективе собраны люди точного рассчета, которые чеко осознают стоящие перед ними цели. Методы же действий у каждого свои, нередко противоречащие друг другу, что приводит к неизбежным периодическим столкновениям. такие силовые вспышки происходят внезапно, но по своей длительности скоротечны. Они заканчиваются временными компромиссами и перегруппировкой сил. Деловой характер коммуникации с посторонними людьми меняется на “родственный” - когда совпадают методы, но противоположны цели. Поэтому КООРДИНАТОР-коллектив производит на окружающих хорошее впечатление “своих ребят”, с которыми у вас много общего.
8. “Лирик” (ЛИРИК) является носителем отношения “мираж” на интеллектуальном уровне и “полудуальность” на социальном. Это коллектив приспособительных отношений, участники которого борются за автономию от давления внешней среды, право заниматься таким делом, которое по душе. Участники ЛИРИК-коллектива с готовностью пойдут на компромисс ради сохранения хорошей эмоциональной атмосферы. Он неплохо находит общий язык с окружающими, хотя и не сразу. Обычно такой коллектив занят поиском дюдей авторитетных, способных оказать поддержку, стать покровителем. В целом атмосфера складывается оптимистическая, хотя и несколько тревожная. Такой коллектив умеет контактировать с окружающими, извлекая пользу из своих связей.
9. “Политик” (ПОЛИТИК) является носителем отношения “суперэго” на интеллектуальном и “тождество” на социальном уровне. В коллективе ПОЛИТИК-типа отношения складываются на балансе сил. Любые усиления тех или иных людей или группировок приводят к немедленным реакциям восстановления нарушенного равновесия. Атмосфера такого коллектива пронизана дипломатической игрой, переговорами, обещаниями и всяческими временными компромиссами. Периодически в нем разгораются кратковременные ссоры и недоразумения, которые регулируются путем позиционного торга. Люди относятся друг к другу с недоверием, с мыслью о том, что каждый преследует свои эгоистические цели. Зато с окружающим миром у ПОЛИТИК-коллектива разнообразные связи и полное понимание.
10. “Критик” (ТР) является носителем отношения “погашение” на интеллектуальном уровне и “дуальность” на социальном. В коллективе с интегральным типом ТР происходит постоянное сопоставление различных сведений, накопление информации самого различного характера и отсеивание нелогичного, тривиального, уже встречавшегося. Отношения очень вариативны, люди готовы приспосабливаться друг к другу, терпимо реагируют на странности и непоследовательности, лишь бы им не мешали заниматься своим делом. Периодически разгораются споры из-за критического отношения партнера к вашему мнению по интересующему его вопросу. Однако спустя некоторое время наступает примирение. Отношения с окружающими организациями спокойные и комфортные. Внутренне критичный коллектив с соседями обычно живет в мире и дружбе.
11. “Предприниматель” (РТ) является носителем отношения “квазитождество” на интеллектуальном уровне и “активация” на социальном. В коллективе РТ-типа очень много интеллектуальных дискуссий, демократическая атмосфера общения. Несколько затруднено понимание, так как несмотря на сходные интересы участники ставят перед собой совершенно разные цели. Начиная в одном ключе, люди все больше разделяются, отходят от первоначальной базы. По этой причине рушится много смелых, предприимчивых планов, однако очень хорошо удается фаза апробации и экспериментирования. РТ-коллектив энергично воздействует на окружающих, подталкивая их к активной деятельности. Живя рядом с “предпринимателями”, забудьте о комфорте и безмятежном спокойствии.
12. “Хранитель” (ХРАНИТЕЛЬ) является носителем отношения “конфликт” на интеллектуальном и “зеркальность” на социальном уровне. В ХРАНИТЕЛЬ-коллективе протекает довольно напряженная коммуникация, основанная на затрудненном понимании друг друга. В таком коллективе люди готовы к любым неприятностям, вот почему они так ценят мимолетные проблески успокоения и расслабленности. В таком коллективе умеют постоять за себя, резко делят людей на “своих” и “врагов”. Эта зажатость и эмоциональное напряжение приводят к консерватизму, неверию в свои силы и стремлению выжить в одиночку. Окружающие коллективы подвергаются анализу и сравнению. “Хранительский” коллектив как зеркало отражает все несовершенства макросоциума, в котором он живет. Его преимущество в том, что он тренирует людей выживать в тяжелых условиях.
13. “Управитель” (АДМИНИСТРАТОР) является носителем отношения “заказ” на интеллектуальном уровне и “прием заказа” на социальном.
В интеллектуальном отношении коллектив АДМИНИСТРАТОР-типа преисполнен уверенности в разумности своих методов действия и их образцовости для всех аналогичных коллективов. Его участники считают себя подающими пример рациональной организации деятельности, трудолюбия и качества труда. На социальном же уровне коллектив как бы находится “под прессом” долга, традиций. Он продолжает то, что ему досталось от предыдущих поколений. Дискуссии и увещевания в АДМИНИСТРАТОР-коллективе неэффективны, до всего доходят личным примером через пробы и ошибки.
14. “Гуманист” (ГУМАНИСТ) является носителем отношения “ревизия” на интеллектуальном уровне и “ревизуемость” на социальном. ГУМАНИСТ-коллектив критически относится к разного рода смелым, нестандартным идеям, особенно к тем, которые разрушают сложившуюся этическую атмосферу в нем. Его участники отмечают для себя нравственные пороки - непорядочность, безразличие и беспринципность среди людей. На социальном же уровне ГУМАНИСТ-коллектив становится “ревизуемым” со стороны окружающего социума. Это проявляется в частности в подчинении чужим деловым целям. Обвинительный уклон оборачивается социальной беспомощностью, потребностью во внешней оценке. Зависимость от силового воздействия социума приводит к переживанию расхождения между нравственными убеждениями и реальной практикой межличностного общения.
15. “Советчик” (СОВЕТЧИК) является носителем отношения “родственность” на интеллектуальном уровне и “деловые” на социальном. В таком коллективе участники действуют схожими методами, хотя и преследуют разные цели. Наблюдается тенденция давать советы друг другу, обсуждать запутанные этические ситуации. Однако настоящей психологической близости в СОВЕТЧИК-коллективе не возникает, каждый надеется сам на себя. В экстремальной обстановке все же происходит сплочение на основе стремления сохранить родственный стиль жизни. Участники СОВЕТЧИК-коллектива любопытны, имеют различные интеллектуальные увлечения. Культивируются неформальные, дружеские связи. С окружающим социумом устанавливаются напряженные, конкурирующие отношения, с частой сменой симпатий и тяготений.
16. “Мастер” (МАСТЕР) является носителем отношения “полудуальность” на интеллектуальном и “мираж” на социальном уровне. В МАСТЕР-коллективе складываются комфортные, теплые отношения, хотя им сопутствует некоторое опасение недолговечности. Сотрудники прикрывают слабые места друг друга, часто выручают в трудных ситуациях. Такой коллектив сплочен схожими целями и пользой, которую люди извлекают из совместных действий. Несмотря на взаимную дополняемость в работе, в экстремальной эмоциональной ситуации гармония на время утрачивается. Контакты с окружающим социумом отличаются особой чувствительностью, но в целом удается приспособиться к силовым воздействиям извне, проходя как мираж сквозь казалось бы непроницаемые преграды.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Юнг, К. Г. Психологические типы. М., Алфавит, 1992 г.
2. Аугустинавичюте, А. Теория интертипных отношений. 1982 г.
3. Кемпински, А. Психопатология неврозов. Польское медицинское издательство. Варшава, 1975 г.
4. Lawrence, Gordon. People types and tiger stripes. A practical guide to learning styles. Second edition. Center for Applications of Psychological Type, Inc.
5. Гуленко, В. Неизвестное об известном. Юнговские признаки в коммуникативном пространстве. Раздел “экстраверсия-интроверсия”. Киев, 23. 04. 1994.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?