1. Диалектика психологического и социального.
От социоников, утвердивших свои школы и доказавших их право на существование, в гуманитарном поиске нашего времени, их последователи с нетерпением ждут ответа на вопрос: “Мы в соционику поверили, ее законы изучили, но что же нам делать дальше? Какие практические шаги предпринимать? Я намерен ответить на этот вопрос от своего имени.
Но прежде, чем сделать это, обращаю ваше внимание на одну важную особенность соционических приложений. Если психологические методики преимущественно рассчитаны для работы на психологическом уровне коммуникативного пространства (глубокое общение на короткой дистанции), то соционика предлагает инструментарий преобразований, начиная с уровня социального (неглубокое общение на длинных дистанциях (1).
Подчеркивая эту особенность, я тем самым вторгаюсь в болезненную область социальных наук, которые давно уже спорят о том, что больше влияет - человек на социум или социум на человека? Судя с общих позиций, нельзя отдать предпочтения никакому направлению, между ними существует диалектическое равенство. Однако в каждом конкретном случае один из факторов оказывается все же весомее.
Если социальная динамика обострилась, если идут социальные преобразования - ломка стереотипов поведения и крах старых ценностей, - то социум сильнее подчиняет себе человека. Психологические особенности людей подлаживаются под новые социально значимые образцы. Раз уж мы попали в третью квадру, квадру рыночной экономики, то волейневолей перенимаем ее приоритеты во всех областях жизни. В противном случае вы просто выпадаете из социума, превратитесь в реликт (2).
Имеет смысл перенести центр тяжести на социальный уровень еще и потому, что он гораздо более открыт логике, чем психологический, где бал правят в первую очередь, чувства. Достаточно применить самые простые соционические технологии, но в массовом порядке, и положительный эффект не заставит себя ждать. Массовое применение не означает поголовный охват. Имеет смысл начинать не со всех школ города, а со всех школ района.
Если речь идет об одной единственной школе, то соционические методы мало что дадут в отдельных классах. Соционикой должна жить вся школа целиком. Дело в том, что части системы, как правило, слабее, чем система в целом. Поэтому трансформации на нижних уровнях настройки быстро нейтрализуются воздействием отрицательной обратной связи через соседние подразделения (явление гомеостаза).
Кроме того, “соционическую” школу нужно на период эксперимента “отрезать” от коммуникаций с другими школами. Иначе не удается сформировать новый интегральный тип коллектива педагогов и учеников. Без ограждения от давления господствующей системы, стремящейся восстановить старые порядки, любой эксперимент провалится. Соционика в малых дозах малоэффективна.
интеллектуальный уровень
Макросоциум
социальный уровень
психологический уровень
Микросоциум
физический уровень
Стрелками показан переход центра приложения усилий соционического движения. Зародилась соционика в умах отдельных личностей, создавших свои школы интерпретации общей идеи типности человека. Этот интеллектуальный этап близится к завершению. Наступает пора перехода к соционическим технологиям массового применения. Переход от интеллектуального уровня к социальному показан верхней стрелкой.
После освоения социальной области соционика как научноприкладная система сосредоточит свои усилия на собственно психологическом уровне отдельного человека с его многообразными особенностями. Этот переход указывает средняя стрелка. И после того, как удастся в типологически сбалансированном социуме воспитать сбалансированную по психологическим функциям личность, наступит черед физического уровня - телесно-физиологической организации человека (третья стрелка). Вполне закономерно сформируется человек с новой биологией. Как знать, может быть, возникнет новый антропологический тип людей?
Не станем заглядывать столь далеко. На повестке дня стоят не менее увлекательные проблемы, которые поможет решить конструктивная соционика. Рано или поздно мы войдем в информационное общество, где оперативная связь через компьютерные сети и факсимильные линии позволит конструировать любые коллективы как по численности, так и по типологическому составу. Соционика как будто специально задумана для нового мира, девиз которого - “стабильный человек в стабильном обществе”.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?