logo
(ВесьГуленко)

1. Диалектика психологического и социального.

От социоников, утвердивших свои школы и доказавших их право на существование, в гумани­тар­ном поиске нашего времени, их последователи с нетерпением ждут ответа на вопрос: “Мы в со­ционику поверили, ее законы изучили, но что же нам делать дальше? Какие практические шаги предпринимать? Я намерен ответить на этот вопрос от своего имени.

Но прежде, чем сделать это, обращаю ваше внимание на одну важную особенность соционических приложений. Если психологические методики преимущественно рассчитаны для работы на психо­ло­гическом уровне коммуникативного пространства (глубокое общение на короткой дистанции), то соционика предлагает инструментарий преобразований, начиная с уровня социального (не­глубо­кое общение на длинных дистанциях (1).

Подчеркивая эту особенность, я тем самым вторгаюсь в болезненную область социальных наук, которые давно уже спорят о том, что больше влияет - человек на социум или социум на чело­века? Судя с общих позиций, нельзя отдать предпочтения никакому направлению, между ними сущест­вует диалектическое равенство. Однако в каждом конкретном случае один из факторов оказыва­ется все же весомее.

Если социальная динамика обострилась, если идут социальные преобразования - ломка стереоти­пов поведения и крах старых ценностей, - то социум сильнее подчиняет себе человека. Пси­хологи­ческие особенности людей подлаживаются под новые социально значимые образцы. Раз уж мы по­пали в третью квадру, квадру рыночной экономики, то волейневолей перенимаем ее приоритеты во всех областях жизни. В противном случае вы просто выпадаете из социума, пре­вратитесь в ре­ликт (2).

Имеет смысл перенести центр тяжести на социальный уровень еще и потому, что он гораздо бо­лее открыт логике, чем психологический, где бал правят в первую очередь, чувства. Доста­точно применить самые простые соционические технологии, но в массовом порядке, и положи­тельный эффект не заставит себя ждать. Массовое применение не означает поголовный охват. Имеет смысл начинать не со всех школ города, а со всех школ района.

Если речь идет об одной единственной школе, то соционические методы мало что дадут в от­дельных классах. Соционикой должна жить вся школа целиком. Дело в том, что части системы, как правило, слабее, чем система в целом. Поэтому трансформации на нижних уровнях на­стройки быстро нейтрализуются воздействием отрицательной обратной связи через соседние под­разделения (явление гомеостаза).

Кроме того, “соционическую” школу нужно на период эксперимента “отрезать” от коммуникаций с другими школами. Иначе не удается сформировать новый интегральный тип коллектива педаго­гов и учеников. Без ограждения от давления господствующей системы, стремящейся восстано­вить старые порядки, любой эксперимент провалится. Соционика в малых дозах малоэффективна.

интеллектуальный уровень

Макросоциум

социальный уровень

психологический уровень

Микросоциум

физический уровень

Стрелками показан переход центра приложения усилий соционического движения. Зародилась со­цио­ника в умах отдельных личностей, создавших свои школы интерпретации общей идеи тип­ности человека. Этот интеллектуальный этап близится к завершению. Наступает пора перехода к социо­ническим технологиям массового применения. Переход от интеллектуального уровня к социальному показан верхней стрелкой.

После освоения социальной области соционика как научноприкладная система сосредоточит свои усилия на собственно психологическом уровне отдельного человека с его многообразными осо­бенностями. Этот переход указывает средняя стрелка. И после того, как удастся в типологи­чески сбалансированном социуме воспитать сбалансированную по психологическим функциям лич­ность, наступит черед физического уровня - телесно-физиологической организации человека (третья стрелка). Вполне закономерно сформируется человек с новой биологией. Как знать, мо­жет быть, возникнет новый антропологический тип людей?

Не станем заглядывать столь далеко. На повестке дня стоят не менее увлекательные проблемы, которые поможет решить конструктивная соционика. Рано или поздно мы войдем в информационное общество, где оперативная связь через компьютерные сети и факсимильные линии позволит кон­ст­руировать любые коллективы как по численности, так и по типологическому составу. Социо­ника как будто специально задумана для нового мира, девиз которого - “стабильный человек в стабиль­ном обществе”.