1. Два пути развития.
1. 1. Общефилософская трактовка развития. В философии обычно под термином развитие понимают спиралевидное движение от простых форм к сложным. Траектория развития находится под воздействием двух векторов. Первая составляющая развития - горизонтальная, которая приводит к циклической повторяемости и основана на внутренних ритмах системы.
Вторая составляющая - вертикальная, благодаря которой не происходит загнивания и зацикливания системы в отработанных рамках. Следующий виток спирали стоит выше предыдущего. Ритм сменяемости витков не выводим из внутренней логики развивающейся системы и носит вероятностный характер.
Развитие, понимаемое как о н т о г е н е з - это запрограммированное развёртывание имеющегося потенциала. Латинское слово evolution по своей семантике хорошо передаёт этот путь прогресса, состоящий как раз в развёртывании, распаковке, количественном росте имеющегося зародыша.
С другой стороны, развитие как э п и г е н е з - это непосредственно само рождение, возникновение качественно новых форм, внезапная вспышка новой жизни [1]. Суть эпигенеза хорошо передаёт лат. слово involution - свёртывание, упаковка, накопление критической массы энергии.
Таким образом, эволюция раскручивает спираль развития в линию, а инволюция, наоборот, скручивает её, закладывая тем самым качественно новые рубежи роста системы.
Если развитие представить себе не как спираль, а как ломаную линию, протянувшуюся слева направо, то точки излома и прилегающие к ним участки - это и есть эпигенез, инволюция.
Интересно сравнить соционическое употребление с математическим значением этих терминов. Словом эволюция в математике принято обозначать операцию извлечение корня, а инволюцией называется обратное действие - возведение в степень. По смыслу эти математические операции довольно близко подходят к соционической интерпретации двух путей прогресса.
1. 2. Биологическая трактовка развития. Многие исследователи полагают, что фундаментальное отличие живой (саморазвивающейся) материи от мёртвой (костной) - в значимости оппозиции левых и правых форм, так называемых изомеров [6, 9 ]. Правые формы соответствуют круговому, горизонтальному движению материи и отвечают за эволюцию организма, а левые - движению в вертикальной плоскости и они же запускают его инволюцию. А вместе получается спираль:
круговое движение + вертикаль = спираль.
Кроме того, в биологии действует экспериментально открытый Дарвиным закон естественного отбора. Мутации порождают спонтанные изменения в прямо противоположных направлениях, а механизмы адаптации отсеивают нежизненные варианты и закрепляют те, которые стабилизируют биологический вид в данных условиях обитания.
Это полностью совпадает с двумя путями прогресса типов в социоанализе. Появление мутаций - это не что иное как инволюция, господство левых форм, а их отсеивание или закрепление в процессе адаптации соответствует эволюции, преобладанию правых форм.
Мутации играют главную роль в движущем отборе, который берёт в свои руки власть над развитием, если изменились условия обитания биологического вида. Если же долгое время фактор среды не изменяется, то виду выгоднее пресекать мутации и тогда начинает властвовать стабилизирующий отбор. На этом примере хорошо видно, насколько тесно в реальной жизни переплетены оба пути прогресса саморазвивающихся систем.
1. 3. Развитие как нарушение и восстановление гомеостаза. В живой природе действует закон гомеостаза - поддержания устойчивого равновесия между внутренними параметрами организма. Социотип - это и есть те пределы колебания психологических свойств личности человека, которые делают его гомеостатической системой.
Нетрудно сделать вывод, что нарушать гомеостаз призваны левые типы, а восстановление его ложиться на плечи правых типов. Обе эти крайности, если нет компенсации, плохи. Безраздельная победа одного из путей прогресса ведёт к неминуемой смерти. Только смерти эти будут разными.
“Правая” смерть наступает от постепенного охлаждения, замирания, то есть от старости. “Левая” смерть скоротечна, она наступает от резкого перегрева, перенасыщения организма энергией, ведущего к взрыву. Осмелюсь сформулировать причину такой смерти парадоксально: она наступает от избытка молодости.
В психологии две энергетические тенденции открыл Фрейд: стремление к жизни и смерти. Правые типы более склонны к самоубийству, чем левые. Дело в том, что им просто не хватает психологической энергии (танатос преобладает над эросом) для выживания в трудных условиях “горячей” земной жизни. Левые же социотипы более оптимистичны, они не терят надежду, когда попадают в казалось бы тупиковые ситуации (эрос преобладает над танатосом).
А теперь напомню читателям, которые мало интересовались признаком левость-правость раньше, какие социотипы к какому направлению прогресса принадлежат. К правым типам, или эволюторам принадлежат ИСКАТЕЛЬ, ПОСРЕДНИК, НАСТАВНИК, ИНСПЕРТОР, ПОЛИТИК, КРИТИК, АДМИНИСТРАТОР, ГУМАНИСТ. К левым типам, или инволюторам относятся ЭНТУЗИАСТ, АНАЛИТИК, КООРДИНАТОР, ЛИРИК, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ХРАНИТЕЛЬ, СОВЕТЧИК, МАСТЕР.
1. 4. Кибернетическая трактовка двух путей развития. Она напрямую связана с такими понятиями кибернетики, как положительная и отрицательная обратная связь. Первая приводит к неумеренному росту по закону экспоненты. Вторая - к стабилизации в рамках жизненно важных параметров. Процесс приближения к устойчивому состоянию происходит по периодическому закону затухающих колебаний.
Очевидно, что эволюция, или круговое развитие соответствует отрицательной обратной связи, поэтому типам этого соцпрогресса мы припишем знак минус. Правый прогресс означает консервацию, повторяемость, стоячую волну. Она со временем плавно затухает, поэтому эта тенденция развития является символом старения, постепенного изнашивания. Происходит потери энергии, зато накапливается всё больше информации.
Примеры. Инспектор - доведение до автоматизации, формализация и окаменение. Посредник - расслабление и медленное затухание страстей. Политик - коммутация имеющимся с постепенным впаданием в апатию. Наставник - бурная эмоциональность, заканчивающаяся уходом в себя, философствованием, выключением из жизни.
Искатель - одно и то же изобретение распространяется на все области деятельности, пока оно не превращается в банальность. Критик - дезактивирует, погашает порывы, медленно впадая в созерцательность. Управитель - надрывается на работе, истощая запас сил и зацикливается. Гуманист - следуя гуманистическим идеям, уходит от борьбы за выживание в искусственный мир идеальных отношений.
Инволюция, или отклоняющая составляющая развития, соответствует положительной обратной связи, поэтому логично типам этой ветви прогресса приписать знак плюс. Она происходит как резкий толчёк, скачкообразная перемена, фазовый переход. Иными словами, это движение от старого к новому, омоложение, оживление.
Инволюция соответствует модулированной волне, т. е. такой, которая отклоняется от круговой траектории в силу воздействия какой-то надсистемы. Инволюция свёртывает спираль, концентрируя энергию для рывка. Инволюционное накопление энергии происходит пропорционально потере информационных запасов системы.
Левые типы обеспечивают переход на новый виток спирали. Примеры. Предприниматель, выживающий вопреки суровой природе. Энтузиаст, не ведающий отчаяния и не впадающий в уныние от своих ошибок. Аналитик, делающий системы и структуры жизнеспособными. Хранитель, сберегающий свою индивидуальность при враждебном отношении окружающих.
Маршал, который обеспечивает победу в самой тяжёлой и авральной ситуации. Советчик, умеющий найти новые возможности и вдохновить человека на ещё один подъём. Лирик, внутренне тревожная личность, но верящая в положительный исход. Мастер, умело применяющий смекалку в условиях дискомфорта.
Таким образом, формализованное обозначение прогрессной ориентации это знак первой функции социотипа. Левый прогресс соответствует положительной обратной связи, ведущей к экспоненциальному росту. Поэтому ему приписывается знак плюс. Правый прогресс обозначается знаком минус. Он соответствует отрицательным обратным связям в самоуправляемой системе, ведущим к затухающим колебаниям.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?