5. Пример интервью.
Привожу только наиболее важные фрагменты. Изложить текст целиком не позволяют размеры статьи.
- Как вас зовут? - Лена. - Сколько вам лет? - Двадцать один. Рядом со мной сидит изящная, хрупкая девушка с выразительной мимикой и проницательным, настороженным взглядом. Сидит в согнутой напряженной позе. Только к середине интервью начинает расслабляться.
- Вы работаете или учитесь? - Учусь в экономическом институте.
Вам нравится там учиться? - Нет, мне скучно возится с цифрами и бумажками. А как у вас в школе было с математикой? - Хорошо, я всегда имела четверки и пятерки. Что же изменилось с тех пор? - В принципе ничего, но математика сама по себе такой предмет, который позволяет все упорядочить, дает четкую систему. Это мне очень нравится.
- А чем бы вы хотели заниматься? - Изучать людей, понимать их психологию. - Скажите, как вы узнаете настроение человека? - Ну, это же сразу видно. Но все-таки, как ты узнаешь, что у человека грустно на душе? - Он смотрит по-другому, у него меняется выражение лица. Ты сразу обращаешь внимание на такие детали? - Да.
- Как ты относишься к женским обязанностям по дому? - Куда денешься, это всем надо делать. Выполняю, хотя и не люблю этого. Больше всего я люблю готовить. Особенно салаты делать, а еще - печь.
- Вещи у тебя лежат по местам? - (Улыбается.) Нет, они у меня часто разбросаны. А если кто-то будет следить за их порядком? - Если кто-то этот порядок наведет, мне нравится. Только чтобы меня не ругать!
- Расскажи, как ты делаешь уборку в комнате. - У меня есть свой заведенный порядок и я очень не люблю, когда мне навязывают какие-то действия или критикуют во время работы. А если попадется кто-то очень дотошный? - Могу очень вспылить и наговорить грубостей. Меня лучше не трогать.
- Ты общительный человек? - Не так, чтобы очень. Скорее, средний.
Но последнее время мне больше нравится одиночество. - Может быть, ты обожглась, доверившись кому-то? - Да, я очень переживаю за отношения.
- У тебя бывают предчувствия? - Да, иногда мне кажется, что со мной или близким мне человеком что-то случится. - Ну и как, случается? - Вы знаете, да. - Приведи какой-нибудь пример. (Далее следует подтверждающий рассказ). Ты предупредишь человека, если почувствуешь, что ему угрожает опасность? - Скорее всего, да.
- Тебя можно назвать пессимистом? - Почему же, у меня бывает и радостное настроение. Я бываю и тем и другим. - У тебя эти состояния чередуются? - Да, у меня часто меняется настроение. Бывают минуты, когда жизнь мне представляется цветущим садом, а бывает, что все вокруг черно.
- Ты сразу видишь контуры целого? - Нет. Я сначала замечаю отдельные детали, а затем они сами собой складываются в общую картину. (Вопрос на разведение правых/левых типов).
Вывод: этико-интуитивный экстраверт. Комментировать реплики не входит в мою задачу. Материал написан не для новичков, а как практическое пособие для тех, кто прошел вводный курс социодиагностики и хотел бы глубже понять особенности этической школы.
С О Ц И О Н И Ч Е С К О Е К О Н С У Л Ь Т И Р О В А Н И Е.
В. В. Гуленко, 15. 09. 1994, г. Киев
Оказание информационных услуг по объяснению труднопостижимых социально-психологических процессов или ситуаций с позиций соционики и разработка рекомендаций по их изменению в желаемую сторону. В практике утвердились следующие виды соционического консультирования: терапевтическое, педагогическое, профессиональное и кадровое.
Полная программа соционического консультирования состоит из четырех этапов:
- 1) диагностика - определение соционического типа личности и его варианта;
- 2) анализ - объяснение консультируемому устройства его психики, выявление болезненных функций и сбоев в нормальном для данного типа информационном обмене;
- 3) синтез - выдача рекомендаций по согласованию взаимодействия всех функциональных частей социотипа (биномов) через устранение диспропорций между ними на основных коммуникативных дистанциях;
- 4) запуск - сообщение толчка к новому состоянию или функциональному режиму консультируемого, тот или иной тренинг, помогающий освоить рекомендации на практике.
Соционическое консультирование не всегда охватывает все четыре этапа. Часто оно ограничивается тремя этапами, останавливаясь на социосинтезе, так как запуск измененного режима типа требует особых условий места и времени. В этом случае социоаналитик приводит несколько убедительных примеров из своей практики или жизни хорошо известных личностей, иллюстрирующие те формы восприятия, мышления и поведения, которые предстоит освоить консультируемому.
Ключевой момент т е р а п е в т и ч е с к о г о консультирования - это социосинтез. От правильности его проведения зависит результативность всей консультации. Социосинтез, в свою очередь, имеет две стороны: 1) внутреннее согласование функциональных частей психики человека и 2) включение консультируемого в благоприятную для него коммуникативную среду.
Причем эффект первого приема, основывающегося на внутреннем вторжении консультанта в психический мир индивида, часто оказывается непродолжительным, так как влияние внешней среды может быть гораздо более сильным. В этом случае поможет коррекция социотипа через помещение его в такую коммуникативную среду, в которой его подавленные психические функции получат восстанавливающую подпитку. Типологический состав искусственного окружения зависит от характера психологических деформаций в структуре социотипа самого человека.
Главная цель консультирования по п е д а г о г и ч е с к и м вопросам заключается в профилактике перекосов в формировании естественного типа личности ребенка. Наиболее часто встречаются следующие диспропорции в воспитании:
-1) витализация - преимущественная направленность личности на удовлетворение своих текущих жизненных запросов, воспитание обывательского отношения к обществу и его проблемам, замыкание в мире узких корыстных интересов;
-2) манипулятивность - желание удовлетворять свои запросы за счет других людей, злоупотребление хорошим отношением, “карнегизация” личности, ведущая к игре на чувствах и социальному паразитизму;
-3) чрезмерная адаптация - воспитание конформиста, который способен “вписаться” в любой социум, отказ от творческих, но противоречащих традиционизму проявлений своей личности, приспособленчество, ориентация на середняка, серость, господствующий стереотип;
-4) чрезмерная актуализация - исключительная ставка на реализацию своих природносильных качеств, нежелание учитывать требования реального социума, игнорирование “социального заказа”, стремление жить только возвышенными творческими интересами, что приводит к дезадаптации в обществе.
Педагогические рекомендации соционики состоят в создании необходимых условий для с о ц и а л и з а ц и и формирующейся личности, т. е. свободного владения своими природными психологическими ресурсами, а также приобретения опыта общения со всеми типами поведения людей. Социализированная личность это человек с гармоничной психикой, осознающий свою специфику и вытекающую из нее необходимость кооперации с другими типами людей, уверенно принимающий решения в сложных социально-психологических ситуациях на основе умения прогнозировать их последствия.
Очень важным для отдельного человека и общества в целом является консультирование молодежи по выбору п р о ф е с с и и. Благодаря раннему выбору сферы деятельности, способствующей раскрытию соционического типа личности, создается динамический баланс основных профессиональных групп в обществе, что снижает социальную напряженность и снимает резкое противопоставление престижных и непрестижных профессий.
Речь идет не о предписании одной единственной профессии для человека, а о выборе в рамках целой их группы, являющихся родственными в рамках крупных сфер общественной жизни. Данные области соответствуют четырем важнейшим типным установкам на тот или иной род деятельности. Они образуются путем крестообразного пересечения двух юнговских дихотомических шкал - “сенсорность-интуитивность” и “логика-этика”:
сенсорность
|
СОЦИАЛЫ | УПРАВЛЕНЦЫ
|
этика ----------- | ----------- логика
|
ГУМАНИТАРИИ | САЙЕНТИСТЫ
|
интуитивность
1. Управленческая установка (логико-сенсорные и сенсорно-логические типы) - организация материального производства, менеджмент, управление машинами и механизмами, традиционно “мужские” профессии;
2. Социальная установка (этико-сенсорные и сенсорно-этические типы) - социальная сфера, включающая торговлю, общественное питание, здравоохранение, социальное обеспечение, сервис и досуг;
3. Гуманитарная установка (этико-интуитивные и интуитивно-этические типы) - культура и искусство, психология, педагогика, гуманитарные дисциплины, журналистика, философия и религия;
4. Научно-исследовательская, или сайентистская установка (логико-интуитивные и интуитивно-логические типы) - научные исследования и эксперименты, разработка концепций и прогнозов, познание законов природы и общества, фундаментальные дисциплины.
К а д р о в о е соционическое консультирование эффективно зарекомендовало себя в работе по совершенствованию управления фирмами, учреждениями и предприятиями. Его девиз - человек на своем месте и в своей команде. В основе его методики лежат те же четыре этапа, только внимание социоаналитиков переносится с внутреннего мира личности на внешнее коммуникативное пространство.
На основе результатов социодиагностики для руководства фирмы составляется аналитический отчет, предполагающий оценку сложившихся типологических пропорций и рекомендации по их изменению в лучшую сторону, исходя из стоящих перед фирмой задач. Определяется также интегральный тип организации, что дает возможность хорошо описать господствующие внутри коллектива межличностные отношения. Формальная и неформальная стороны групповой коммуникации рассматриваются в неразрывном единстве.
В завершение соционической работы разрабатывается конкретный план изменений в расстановке кадров, который содержит в себе аргументированные рекомендации по приему новых работников с требуемыми социотипами, либо перемещению уже имеющихся сотрудников, а также перераспределению их функциональных обязанностей с целью оптимизации рабочей обстановки в коллективе.
Соционика не рекомендует осуществлять кадровые перестановки рывком, авральными методами. Перемены в коллективе должны вызреть, быть понятными всем его участникам. Для ускорения этих поцессов в социоанализе разработан тренинг у с т о й ч и в ос т и рабочих коллективов.
В ходе такого тренинга создаются и “обкатываются” различные малые типологические группы. Они проверяются на выполнении разнообразных специализированных заданий. Некоторые группировки слаженно действуют в процессе их решения, другие же вязнут в рассогласованности, самим своим поведением демонстрируя несовместимость в тех или иных видах деятельности. По соотношению первых и вторых и определяется общая эффективность коллектива.
Пройдя подобный тренинг-проверку, сотрудники начинают осознавать выигрышные и тупиковые стратегии своего поведения с точки зрения целостности всего коллектива, деструктивные коалиции теряют шансы и распадаются. Таким образом, соционическое консультирование оправдывает себя, так как экономит руководству фирмы финансовые затраты и потери нервной энергии на создание слаженных команд.
ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРОВЕРСИЯ.
Один из четырех дихотомических признаков Юнга, служащих для идентификации соционических типов личности (см. статью СОЦИОТИП). Проявляется на всех уровнях коммуникативного пространства (см. статью КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО): физическом, психологическом, социальном и интеллектуальном.
1. Ф и з и ч е с к и й у р о в е н ь.
Экстравертный тип представляет собой систему, которая больше выдает энергии и информации, чем накапливает. Поэтому экстраверт отличается тем, что обычно затрачивает больше усилий, чем надо для достижения какого-то среднего результата. В целом экстравертный стиль поведения и работы может быть охарактеризорван как активный, но затратный.
Интровертный тип является системой, которая больше накапливает энергии и информации, чем выдает. Поэтому интроверт обычно прикладывает усилий меньше среднего для достижения фиксированного результата. Естественно, для того чтобы проделать такой же объем работы, что и экстраверт, интроверту потребуется больше времени. Интровертный стиль поведения и работы, следовательно, можно назвать пассивным, но экономным.
В силу того, что экстраверт склонен делать больше, чем надо, он нуждается в том, чтобы его сдерживали, притормаживали. Экстравертная интенсивность информационного обмена делает его плодовитым, но недолгоживущим, так как он чаще выходит из строя - болеет, допускает передозировки, переоценивает свои шансы.
Из-за того, что интроверт склонен делать меньше, чем надо, для достижения оптимального эффекта его нужно подталкивать, активизировать. Зато сдержанность делает интроверта экономным хозяином, бережно относящимся к своим ресурсам. Его спокойный стиль существования уберегает его от крайностей, в результате чего интроверт менее плодовит, зато дольше живет. Бурная, интенсивная жизнь на “всю катушку” - не для интроверта, так как при этом не остается никакого резерва сил, без которого он не мыслит себя.
2. П с и х о л о г и ч е с к и й у р о в е н ь.
Экстраверт направлен наружу, это человек открытого типа. Поэтому он стремится к действию, психологической активности. Без обратной связи с окружающими он теряет ориентировку, не может обрабатывать информацию. Окружающих экстраверту легче понять, чем самого себя. Он как бы разъединен с самим собой, оценивает себя через других людей.
Интроверт же сам с собой слит, зато отделен четкой границей от внешнего мира. Себя ему понять гораздо легче, чем других. Интровер способен спокойно обходиться без обратной связи с другими, ведь он ценен сам для себя. Интроверт в психологическом плане лучше защищен от вторжения извне, чем экстраверт, но ему гораздо труднее повлиять на кого-то как в положительном, так и отрицательном плане.
Экстраверт невольно стремится приспособить других под себя. Он изменяет людей, “воспитывает” их, наавязывает свои правила игры. На себя самого ему повлиять очень трудно. Поэтому для экстравертов проблема самосовершенствования более жгуча, чем для интровертов. Когда экстраверт обращается внутрь себя, то есть пытается интровертироваться, он наталкивается на серьезные осложнения, так как действует против своей природной установки.
Интроверт скорее сам приспособится к окружающим, чем будет пытаться активно их переделать на свой лад. Интроверт живет по правилу “ в чужой монастырь со своим уставом не ходят”, поэтому он психологически не вторгается в мир других людей. Попытки экстравертироваться, активно воздействовать на обстоятельства для интроверта губительны - ведут к перегреву, равносильны разрушению врожденной структуры личности. У интроверта получается самосовершенствование, он успешно работает над личностным ростом - таким способом он решает проблему личной независимости.
Обращаю внимание читателей на ошибочность трактовки экстравертов как общительных весельчаков, а интровертов как угрюмых отшельников. Такие крайности в жизни встречаются редко, а задача социодиагностики - определить вертность любого человека. Рекомендую больше руководствоваться в сложных случаях тем, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Если он очень необщителен, демонстративно обособляется - это убедительное свидетельство его экстраверсии, так как только экстраверт не боится открыто противопоставлять себя остальным. Интроверт, наоборот, стремится не выделятся ни в ту, ни в другую сторону. Но это уже переход на следующий уровень.
3. С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь.
Экстраверт в социуме отличается расширительной, экспансивной тенденцией. Он всегда заметнее интроверта, имеет большее влияние на социальное развитие. Организации, руководимые экстравертом, растут, вторгаются на чужие территории, открывают все новые и новые филиалы.
Экстраверт в большинстве случаев предпочитает конкуренцию и захват освоению и совершенствованию имеющегося.
Интроверт экспансию осуществляет плохо. Его тенденция развития - углубление и совершенствование уже имеющегося. Интроверт - это освоитель, а не покоритель. Он предпочитает избегать конкуренции, если это возможно. Чужие территории и сферы влияния его интересуют мало. С ним всегда проще договориться. В макросоциуме интроверт малозаметен. Возглавляемые им организации слабо растут, зато постоянно совершенствуют свою структуру и методы труда.
Экстраверту грозит “синдром большого бизнеса”, как обозачил это явление знаменитый японский предприниматель Кудзума Татеиси, - уродливо-гипертрофированное развитие верхнего эшелона организации, сопровождающееся потерей контроля над внутренними процессами. Обилие экстравертных типов на первых фазах предпринимательства - оправданное явление. Но по мере завоевания крупных рынков все острее требуются предприниматели интровертного типа, которые держат в своих руках малый бизнес.
Интроверту же грозит замыкание в собственных пределах, нечувствительность к новым веяниям. Пример интровертного управления социумом - сталинская политика “железного занавеса”, надолго исключившая советскую империю из мирового сообщества. Интроверт больше полагается на собственные силы, так как всегда имеет резервные накопления. Интровертная тенденция к углублению и умеренности приводит при своей абсолютизации к переили зарегулированности, срезает все экстравертные попытки выделиться, отклониться от нормы.
Малым нациям, опасающимся ассимиляции, борющимся за свою автономию, по этой причине рекомендуется назначать на руководящие посты интровертов. Только интроверт сумеет экономно распорядится скудным резервом, которым такие нации обычно располагают. Экстраверт все равно будет проводить политику “открытых дверей”, которая националистами не приветствуется, либо захвата спорных территорий, что неизбежно ведет к локальным войнам и эскалации этнических конфликтов.
4. И н т е л л е к т у а л ь н ы й у р о в е н ь.
Экстраверт отличается от интроверта в интеллектуальном плане большими объемами обрабатываемой информации. Экстраверт всегда думает более масштабно: за одно и то же время он пропускает большее количество информации, то есть его интеллектуальная скорость выше, чем у интроверта.
Интроверт думает медленнее, скорость инфообмена у него ниже. Познавательные интересы интроверта всегда более локальны и ограничены. Зато интроверт более детально прорабатывает информацию, его информационный продукт по этой причине всегда “приготовлен” с большим качеством.
По интеллектуальным тестам общих способностей экстраверты обычно опережают интровертов в силу тех же причин: ограниченное время на их выполнение ставит экстраверта в более выгодную позицию, так как его скорость инфообмена выше. Если бы тесты построить таким образом, чтобы задачи были более подробными и не ограничивать время, то результаты тестирования были бы прямо противоположными и больший IQ имели бы интроверты.
Экстраверт согласно расширительной тенденции своих познавательных интересов имеет больше шансов совершить научный переворот, прославиться в истории. Дело в том, что самые крупные открытия совершаются всегда на стыке информационных областей, и чем шире спектр интересов индивида, тем вероятнее при всех прочих равных условиях, что он обнаружит новые закономерности. Это касается не только науки, но и любых отраслей деятельности. Если составить списки великих людей, чьи идеи или открытия быстро захватили мир, то среди них, без сомнения, большинство будут экстравертами.
Интровертные мысли и открытия труднее доходят до своих ценителей, так как они сложнее экстравертных, да и автору не под силу их экспансивно распространять. Кроме того интроверты как узкие исследователи просто реже вторгаются в пограничные области, поэтому их шансы обнаружить нечто неожиданное тоже уменьшаются.
Как пример тому служит сама юнговская типология личности, автор которой был интровертом. Распространение типологии Юнга несмотря на ее чрезвычайную полезность шло и идет с трудом. Экстравертные набеги на нее не оканчиваются успехом из-за того, что она очень сложна и мало понятна даже специалистам-психологам. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что из всех юнговских признаков они приняли только интроверсию-экстраверсию, да и то в суженной трактовке.
СЕНСОРНОСТЬ – ИНТУИТИВНОСТЬ.
1. Ф и з и ч е с к и й у р о в е н ь.
Сенсорные типы наделены от природы хорошо развитыми органами чувств. Они получают полную информацию о текущей ситуации, так как видят, слышат и чувствуют все, что происходит в данном месте и в данное время. Причем так же хорошо, как экстерорецепторы, воспринимающие внешние раздражители, у сенсориков функционируют и интерорецепторы, посылающие сигналы о состоянии внутренних органов тела.
Органы чувств интуитивных типов работают в ином режиме: их порог чувствительности гораздо выше, поэтому они реагируют на раздражитель с определенным запаздыванием. Благодаря этому свойству интуитивы, в частности, способны адаптироватьсмя к боли, долго не замечать физических неудобств. Они как бы отделяются от своего тела. Их органы чувст реагируют не столько на то, что есть на самом деле, сколько на то, что они думают об этом.
У сенсориков развиты ручные навыки. Они легко справляются с конкретной, повседневной работой, требующей сосредоточения на предмете труда. Если сенсорик получает хорошую материальную отдачу, он с удовлетворением будет заниматься рутинной работой, исключающей нестандартные подходы. Из-за этого качества сенсорики являются практичными, хорошо приспособленными к повседневной жизни людьми, прочно стоящими обеими ногами на земле.
Интуитивные типы очень отстают от сенсориков в отношении ловкости рук. Рутинная, приземленная работа выбивает их из колеи, так как им с трудом дается концентрация на реальном процессе манипулирования предметами. В обыденной жизни интуитивы непрактичны, плохо приспособлены к борьбе за выживание. Руками они предпочитаю делать лишь разовые операции или же мастерить неповторимые предметы, которые являются плодом их фантазии.
2. П с и х о л о г и ч е с к и й у р о в е н ь.
Психологические привязанности сенсориков тесно связаны с их телесными потребностями, которые они удовлетворяют в первую очередь. По-этому в неформальных отношениях сенсорики являются прагматиками, выбирающими комфорт и материальное благосостояние. Телесность у них в большинстве случаев преобладает над духовными потребностями.
У интуитивов все наоборот. Это идеалисты, которые тянутся к духовным потребностям больше, чем к предметным. В неформальных отношениях они предпочитают возвышенность и новизну. Они не являются такими собственниками, как сенсорики. Любовь и дружба интуитивных имеет оттенок романтичности, “бессребреничества”.
Форма, материальная оболочка для сенсориков является приоритетом. Поэтому для них очень важно, как выглядит их партнер по общению, здоров он или болен, молод или стар, во что он одет, красив ли он внешне. Критерий хороших отношений для сенсорика - это забота о своем партнере, создание для него комфортных условий для существования в предметном мире.
Интуитивы содержание ценят выше формы, поэтому на внешний вид человека обращают лишь сиюминутное внимание. Для них важны его внутренние способности, потенциал роста. Критерий хорошего отношения со стороны интуита - это не конкретная заботливость, а воспитание творческих задатков, раскрытие лучших сторон личности партнера.
Поскольку самые близкие отношения между людьми проявляются именно на психологическом уровне, то необходимо отметить, что обе стороны любви - сексуальная и платоническая (телесная и духовная) как раз точно соответсвуют признакам сенсорности и интуитивности в человеке. Для сенсорика не существует полноценной любви без физического обладания партнером, а для интуита неприемлем секс, который не одухотворен высоким и благородным чувством.
3. С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь.
В социуме сенсорные типы ориентируются на прошлое, на накопленный опыт. Плохо предвидя будущее, сенсорики живут сегодняшним днем или ближайшей, гарантированной перспективой. Сами они не станут серьезно заниматься чем-либо принципиально новым, еще не опробованным. В таких случаях они предпочитают, чтобы загадочную новинку первым применил сосед, а они бы посмотрели, что из этого вышло.
Интуитивные типы ориентированы на будущее социума. Прошлое их может интересовать лишь для переосмысления, выработки нового взгляда. Предлагают и первыми подхватывают все крупные новшества в основном интуитивные типы. Они не боятся пойти на риск внедрения того, во что никто не верит. Они формируют будущее общества. Причем имеются в виду не мелкие улучшения, а масштабные изменения, обещающие коренной переворот.
Сенсориков можно сравнить со спринтерами. Они эффективны только на коротких дистанциях. Если цель отдалена по времени, они теряют ориентиры. Долгосрочным прогнозам и планам сенсориков не стоит верить, так как они плохо улавливают смутные едва зарождающиеся тенденции. Сенсорик побеждает здесь и сейчас. Если ситуация неоднозначна, а до противника нельзя дотянуться рукой, - сенсорик потерпит поражение, как это произошло с Наполеоном, вторгшимся в 1812 году в Россию.
Интуитивные типы напоминают стайеров - бегунов на длинные дистанции. Они эффективны тогда, когда не достает фактов, а задача очень запутана, нестандартна. Интуитивы - хорошие прогнозисты, они неплохо ориентируются “в тумане”, часто заглядывают за горизонт. Из них получаюся первопроходцы социума, опережающие свое время.
Насколько уверенно сенсорик чувствует себя в пространстве, настолько хорошо интуитив распоряжается ходом времени. Интуитив дает программу социальных преобразований, а сенсорик выполняет ее. Примеры из истории России. Теоретик Октябрьской революции - Л. Д. Троцкий - тип интуитивный. Практик, организовавший внедрение идей коммунизма в России, - В. И. Ленин - тип сенсорный. Теоретик “перестройки” СССР - А. Яковлев - тип интутивный. Практический реализатор “перестройки” - М. С. Горбачев - тип сенсорный.
4. И н т е л л е к т у а л ь н ы й у р о в е н ь.
В интеллектуальном отношении сенсорик - это человек конкретного мышления. Он всегда исходит из фактов - того, что зафиксировано однозначно. Обобщения, которые делает сенсорик, носят в основном индуктивный характер, то есть получены путем движения от конкретного к общему. Исследовательский стиль сенсорика заключается в накоплении большого количества данных с последующей статистической обработкой.
Интуитивный тип мыслит абстрактно - отвлеченными понятиями. Факты ему нужны лишь как способ подкрепления своих гипотез. Настоящие теоретики, способные построить концепции неизвестных ранее явлений, - это всегда интуитивные. В познании окружающей действительности интуиты прекрасно пользуются методом дедукции, то есть движением мысли от абстрактного к конкретному. Интуитив смело выдвигает гипотезу, а затем экспериментально подтвержает или опровергает ее.
У сенсорных типов плохо развито воображение. Их мозг слишком привязан к конкретной действительности, чтобы позволить себе смелый прорыв в неведомое, не имеющее опоры в опыте. То, что придумывают сенсорики, - это простая комбинация уже известных элементов. Их изобретения - это частное улучшение уже существующих устройств или теорий.
Интуитивные типы наделены развитым воображением. Это люди с творческой фантазией. Интуитивные изобретения представляют собой синтез известного с неведомым, яркую вспышку мысли, постигающей сущность явления. Причем степень интуитивности зависит не от личного опыта человека, а от конкретности сферы приложения усилий. В таких отвлеченных областях, как математика или музыка, интуитивный дар творчества проявляется в очень раннем возрасте.
Рассуждая о признаках сенсорности-интуитивности в интеллекте человека, нельзя не затронуть проблемы творчества. Есть два принципиально отличных друг от друга вида творчества. Первая область - это искусство и наука. Здесь господствуют интуитивные и сенсорикам до них не дотянуться. Вторая область - это народное творчество (песни и танцы) и прикладное искусство (поделки руками), а также спорт. Здесь преобладают сенсорики, а интуитивные “прорывы” неуместны.
Л О Г И К А - Э Т И К А.
Один из четырех дихотомических признаков Юнга, служащих для идентификации соционических типов личности (см. статью СОЦИОТИП). Основоположник соционики А. Аугустинавичюте переименовала юнговский признак “мышление” на “логику”, а “чувствование” на “этику”. Новые названия закрепились в соционической традиции.
1. Ф и з и ч е с к и й у р о в е н ь.
Логики живут в “неодушевленном” мире объективных законов. Их чувства подчинены разуму. Они никогда добровольно не будут делать то, что считают неправильным, нелогичным. Законы природы и целесообразность - вот что ими движет. Объект для логика стоит над субъектом.
Этики погружены всецело в одушевленный мир человеческих отношений. Их главный советчик - сердце, а не разум. Субъект для них стоит выше объекта. Этики антропоцентричны - исходят из душевного состояния человека или группы людей. Их поступки больше объясняются субъективными тяготениями, чем строгими законами целесообразности. Даже машины они как бы одушевляют.
Находясь в коммуникации, этики прекрасно вычленяют из общего информационного потока субъективную составляющую, для них более весомым часто оказываются не то, что человек сказал или сделал, а то, как он это сказал или сделал: в каком настроении он при этом был, что его тяготило или подбадривало, какие интонации в речи преобладали, как он жестикулировал и выглядел и т. п.
Логик субъективный компонент информации бессознательно отметает. “Душевные нюансы” затрудняют ему принятие решения, так как они ненадежны, нечетки, неоднозначны. Логик полагается лишь на “голые факты” и оценки, основанные на таких фактах. Улыбки, жесты, ритм дыхания, блеск глаз - то есть все личностно-субъективное, говорящее о чувствах другого человека, не служит логику основанием для изменения своего поведения.
2. П с и х о л о г и ч е с к и й у р о в е н ь.
Этические социотипы - это психологи от природы, так как они в той или иной мере наделены даром эмпатии - способностью почувствовать другого человека как самого себя. Доброта, сочувствие, стремление к гармонии отношений - все это неотъемлемые черты этиков.
Этики постоянно следят за психологической атмосферой в группе, выясняют субъективные причины ссор и конфликтов, постоянно влюбляются и разочаровываются, одним словом, - живут полнокровной чувственной жизнью.
Совсем иначе проявляют себя на психологическом уровне логики. Они словно отделены от внутреннего мира других людей невидимым барьером. Им не дано умение глубоко погружаться в другого человека. Их эмоциональность поверхностна, чувства не пронизывают их глубоко, если их не подпитывать снаружи. Правильность, критичность, трезвый анализ преобладают у логиков над гармонизирующим началом. Они не станут приспосабливаться под партнера, даже если очень симпатизируют ему.
Психологическая атмосфера в группе мало сказывается на продуктивности логика. Он никогда добровольно не станет вникать в скрытый мир чувст и отношений, симпатий и антипатий. В общении логик игнорирует психологический фактор, свои чувства выражает не столько словами и игрой эмоций, а поступками и физической дистанцией. Логику трудно разобраться в своих субъективных чувственных привязанностях, он ищет для них каких-либо более надежных подтверждений.
Из-за неумения оперировать субъективно-личностной информацией логику трудно общаться в неформальном кругу незнакомых людей. Логик не чувствует, с кем какую дистанцию в коммуникации нужно устанавливать. Поэтому в психрологическом плане, когда нет никаких деловых зацепок, логик является необщительным. Ему нелегко ориентироваться в море субъективных чувст, внутренний мир других людей ему мало интересен, впрочем, как и свой собственный.
Этик же великолепно чувствует, с кем и на какое расстояние можно сблизиться. Поэтому этик общителен, особенно если рядом оказываются люди, которые ему внутренне симпатичны. Он с удовольствием принимает участие в обсуждении людей и их оценке с этической точки зрения. Критериями “хорошо-плохо”, “нравится-не нравится” этики пользуюся постоянно, благодаря чему всегда знают, с кем в каких отношениях они находятся. Внутренний мир другого человека самый пристальный объект их внимания.
3. С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь.
В социальной жизни субъективизм этиков приводит к пристрастной позиции, что имеет как свои положительные, так и отрицательные последствия. Защищая идеалы добра и человечности, этики становятся хорошими выразителями интересов тех или иных социальных групп. Но, с другой стороны, именно этики приводят к возникновению в обществе национальных, идеологических и конфессиональных предрассудков.
Логики как типы беспристрастные в своей основе являются лучшими руководителями. Они способны трезво сопоставить разные точки зрения с реальным положение дел и принять равновесное решение. Степень их объективности будет определятся полнотой имеющейся в их распоряжении информации. Гармония социальной жизни больше строится на логике объективных правителей, чем на эмоциях вожаков толпы.
В любом коллективе имеется сеть неформальных контактов, которая создается и культивируется этиками. На изучение подобных процессо направляет свои усилия социометрия - метод Дж. Морено. Однако глубоким заблуждением является утверждение о том, что в социально здоровом коллективе все должны симпатизировать друг другу на уровне личностных предпочтений. Отобрав людей по этому методу, вы создадите “теплую компанию” этических социотипов, не способную делать то, что надо, а предпочитающую углублять межличностные отношения.
Скатыванию с социального уровня на чисто психологический препятствую логические члены коллектива. Они образуют ту его часть, которая твердо ориентирована на задачу, под которую создавался коллектив. Однако если выбрать другую крайность и создать коллектив из одних логиков, то социальный уровень также разрушится, ведь некому будет выступать эмоциональным индикатором развития, общение станет сухим и скучным, будут преданы забвению этические нормы. Чисто логический социум регулируется иерархическим государством, превращающим человека в ничего не значащий “винтик” этой машины.
4. И н те л л е к т у а л ь н ы й у р о в е н ь.
При обработке информации логик отличается полной самостоятельностью в ее оценке и принятии решения. Он не доверяет мнениям со стороны, особенно тех людей, которых он не знает. Логик вообще не склонен принимать во внимание субъективный фактор, стремится его всячески нейтрализовать. Поэтому для него нет авторитетов и кем-то доказанных положений.
Этик же в этом отношении оказывается очень зависимым от мнений и оценок окружающих людей, особенно тех, которых он уважает. Субъективное мнение кого-либо для этика столь же весомо, как и закон целесообразности для логика. Этику всегда важно, чтобы его рассуждения и выводы подтверждались какими-либо авторитетами в соответствующей области, не противоречили бы каким-то общепринятым правилам или стандартам. Они соблюдают принцип преемственности.
Когда логик сообщает важное сведение, он всегда доказывает свое мнение. Его обоснования опять-таки строятся на фактах и объективных умозаключениях, в которых он не сомневается. Проблему он анализирует всесторонне, прорабатывая все “за” и “против”. Логик не склонен предлагать простые решения запутанных проблем. Эмоциональная реакция аудитории на свои выводы его интересует мало.
Этик предпочитает не столько доказывать свою правоту, сколько заимпонировать своим мнением интересующих его людей. Этик силен в сознательном умении нравиться, он всегда делает ставку на отношение к обсуждаемой проблеме тех людей, которые ему небезразличны. Его мышление всегда эмоционально окрашено, хочет он того или нет. Так как решение, принятое этиком для себя, всегда несет отпечаток личных симпатий или антипатий, он постоянно сомневается в объективности или обоснованности своих выводов для всех.
Таким образом, этик предпочитает решать одушевленные, привязанные к тем или иным человеческим потребностям проблемы. Если же проблема объективно сложна, он пытается опереться на советы авторитеных людей в этой области. Если и этого нет, он либо становится в тупик, либо предлагает простые, рассчитанные на эмоциональный эффект пути.
Логик выбирает для решения безличностные, касающиеся всех в одинаковой степени проблемы. В этой области он уверен и не доверяет мнениям со стороны. В сложных этических проблемах он теряется, предпочитает их разрубать как “гордиев узел”, то есть решать простыми способами. В эмоционально-чувственной сфере он так же беспомощен, как этик в мире объективности.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
1. Ф и з и ч е с к и й у р о в е н ь.
Рациональные типы отличаются от иррациональных телесной конституцией. Фигуры рационалов обычно подтянутые и угловатые, фигуры иррационалов - обтекаемые и сглаженные. Осанка у первых - прямая и стройная, у вторых - отпушенная, не имеющая внутреннего “стержня”.
Рационалы - это люди, которые всегда в тонусе, постоянно готовы к работе. Чтобы расслабится им нужно делать немалые усилия над собой. Расслабленность - это характерное состояние иррационалов. Они делают усилия над собой с противоположной целью - чтобы напрячься и выполнить то, что необходимо. Таким образом, рационал работает равномерно, а иррационал - волнообразно.
Движения рационалов - дискретные, то есть линейные, четко отделенные друг от друга микропаузами. Иррационал движется плавно, без резких остановок. Его тело гибко, незафиксированно. В целом иррационал движется более естественно и пластично, а рационал - механистично и направлено. Тело рационала зажато во многих местах, плохо изгибается.
2. П с и х о л о г и ч е с к и й у р о в е н ь.
Рационалы отличаются эмоциональной стабильностью - способностью долго удерживать какое-либо состояние, как положительное, так и отрицательное. Это свойство позволяет легко предсказывать их эмоциональные реакции. О них можно сказать: если рационал друг - так это друг, а если враг - так это враг.
Они мало зависят от своих внутренних биоритмов. Колебания настроения имеют у них практически всегда “уважительную” внешнюю причину. Своим состоянием они управляют: несмотря на отрицательное настроение могут заставить себя с должным качеством выполнить необходимую работу или же, наоборот, несмотря на жгучее желание отказаться от того, что их так влечет.
Иррациональные типы эмоционально непостоянны, отличаются изменчивостью своего состояния: их настроение может менятся по нескольку раз на день само по себе. Поэтому их психологические реакции часто немотивированы для постороннего наблюдателя.
Иррационалы очень сильно зависят от колебаний своих биоритмов. Управление своим состоянием всегда составляет для них трудную проблему: когда они на спаде, силы покидают их и работа не выполняется. Приходится дожидаться эмоционального подъема, чтобы одним махом наверстать упущенное. Качество работы от этого конечно же страдает, как и ее график.
3. С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь.
В социальном плане рационалы являются приверженцами какой-либо одной системы и не склонны нарушать правила игры, по которым они играют. Они представляют собой базу стабильности в любом обществе, так как тяготеют к дисциплине и порядку, плохо себя чувствуют в обстановке хаоса и неуправляемости.
Иррационалы не бывают фанатиками, они довольно легко отказываюся от фиксированных укладов и мировоззрений (необязательно устаревших!). Они могут позволить себе менять правила игры в ходе самой игры. По этой причине иррациональный социум - это общество неуправляемых перемен, хаотично совмещающее в себе самые противоречивые устремления. Иррационалы недисциплинированы и анархичны по своей природе, не могут долго следовать в одном направлении.
Экономика рационального общества носит производящий характер, так как выпуск сложных товаров требует длительной концентрации усилий в одном направлении, а также уверенности в завтрашнем дне. Иррационалы делают экономику коммерческой, перемещающей имеющиеся товары с одного места в другое, где их цена дороже. Иррациональное производство всегда мелкосерийно и кустарно (для сложных изделий нужны стабильные связи и прогноз долговременного спроса).
Иррационалы первыми подхватывают в обществе новые веяния, моды и увлечения, однако и первыми отказываются от них как от приевшихся. Без подключения рационалов на решающих этапах никакие серьезные, глубокие перемены в социальной жизни были бы невозможны.
Итак, рационалы мало меняют свои занятия, увлечения и социальное положение в обществе. Но, если все же переключаются, то это уже надолго. Иррационалы же, наоборот быстро увлекаются, склонны к переменам взглядов и занятий, но надолго их интереса не хватает.
4. И н ф о р м а ц и о н н ы й у р о в е н ь.
Ментальный (мыслительный) процесс у этих категорий людей организован по противоположному способу. Рационалов называют рассудительными (judging) типами, потому что они склонны обстоятельно и последовательно рассуждать на какую-то одну тему. Они связно излагают свои мысли, четко строят фразы, последовательны в высказываниях. Однако, они мало восприимчивы к тому, что противоречит основной линии своих рассуждений.
Иррациональные типы называются восприинимающими (perceiving), потому что видят мир как целостную картину. От их внимания не ускользают факты или наблюдения, которые не связаны между собой какой-либо рациональной причинно-следственной связью, а просто проявляются одновременно и неразрывно. Но иррационалам трудно долго рассуждать, анализируя одну и ту же тему: отвлекаясь на свои ассоциации, они теряют первоначальную нить рассуждений.
Рационалы общаются с другими людьми посредством речи и слуха, а с самим собой - через зрительные представления. Речь человека всегда дискретна (прерывна): фраза делится на предложения, предложения - на отдельные слова. Рационалы все обсуждают вербально, просто увидеть для них недостаточно. Но во внутренних размышлениях они мало пользуются речью. Понять что-либо для рационалов - это представить зрительно на своем внутреннем экране.
Иррациональный интеллект организован противоположным способом. Для иррационалов очень характерна внутренняя речь, которой они пользуются для того, чтобы понять проблему. Во внешней коммуникации слова отходят на второй план: сформулировать свою мысль развернутыми фразами им трудно. Зато хорошо работают невербальные средства, особенно зрение. Иррационалы эффективно общаются между собой, демонстрируя и наблюдая, прикасаясь и отвечая на прикосновения.
И Н Т Р О В Е Р Т Н А Я С О Ц И О Н И К А.
Внутренние отношения в группе как отражение ее интегрального типа.
В. В. Гуленко, 12. 07. 1994, Киев
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?