logo
(ВесьГуленко)

5. Пример интервью.

Привожу только наиболее важные фрагменты. Изложить текст целиком не позволяют размеры ста­тьи.

- Как вас зовут? - Лена. - Сколько вам лет? - Двадцать один. Рядом со мной сидит изящ­ная, хрупкая девушка с выразительной мимикой и проницательным, настороженным взглядом. Сидит в со­гнутой напряженной позе. Только к середине интервью начинает расслабляться.

- Вы работаете или учитесь? - Учусь в экономическом институте.

Вам нравится там учиться? - Нет, мне скучно возится с цифрами и бумажками. А как у вас в школе было с математикой? - Хорошо, я всегда имела четверки и пятерки. Что же изменилось с тех пор? - В принципе ничего, но математика сама по себе такой предмет, который позволяет все упорядочить, дает четкую систему. Это мне очень нравится.

- А чем бы вы хотели заниматься? - Изучать людей, понимать их психологию. - Скажите, как вы узнаете настроение человека? - Ну, это же сразу видно. Но все-таки, как ты узнаешь, что у человека грустно на душе? - Он смотрит по-другому, у него меняется выражение лица. Ты сразу обращаешь внимание на такие детали? - Да.

- Как ты относишься к женским обязанностям по дому? - Куда денешься, это всем надо де­лать. Выполняю, хотя и не люблю этого. Больше всего я люблю готовить. Особенно салаты де­лать, а еще - печь.

- Вещи у тебя лежат по местам? - (Улыбается.) Нет, они у меня часто разбросаны. А если кто-то будет следить за их порядком? - Если кто-то этот порядок наведет, мне нравится. Только чтобы меня не ругать!

- Расскажи, как ты делаешь уборку в комнате. - У меня есть свой заведенный порядок и я очень не люблю, когда мне навязывают какие-то действия или критикуют во время работы. А если попадется кто-то очень дотошный? - Могу очень вспылить и наговорить грубостей. Меня лучше не трогать.

- Ты общительный человек? - Не так, чтобы очень. Скорее, средний.

Но последнее время мне больше нравится одиночество. - Может быть, ты обожглась, доверившись кому-то? - Да, я очень переживаю за отношения.

- У тебя бывают предчувствия? - Да, иногда мне кажется, что со мной или близким мне че­ловеком что-то случится. - Ну и как, случается? - Вы знаете, да. - Приведи какой-нибудь при­мер. (Далее следует подтверждающий рассказ). Ты предупредишь человека, если почувствуешь, что ему угрожает опасность? - Скорее всего, да.

- Тебя можно назвать пессимистом? - Почему же, у меня бывает и радостное настроение. Я бываю и тем и другим. - У тебя эти состояния чередуются? - Да, у меня часто меняется на­строение. Бывают минуты, когда жизнь мне представляется цветущим садом, а бывает, что все вокруг черно.

- Ты сразу видишь контуры целого? - Нет. Я сначала замечаю отдельные детали, а затем они сами собой складываются в общую картину. (Вопрос на разведение правых/левых типов).

Вывод: этико-интуитивный экстраверт. Комментировать реплики не входит в мою задачу. Мате­риал написан не для новичков, а как практическое пособие для тех, кто прошел вводный курс со­циодиагностики и хотел бы глубже понять особенности этической школы.

С О Ц И О Н И Ч Е С К О Е К О Н С У Л Ь Т И Р О В А Н И Е.

В. В. Гуленко, 15. 09. 1994, г. Киев

Оказание информационных услуг по объяснению труднопостижимых социально-психологических про­цессов или ситуаций с позиций соционики и разработка рекомендаций по их изменению в желаемую сторону. В практике утвердились следующие виды соционического консультирования: терапевти­че­ское, педагогическое, профессиональное и кадровое.

Полная программа соционического консультирования состоит из четырех этапов:

- 1) диагностика - определение соционического типа личности и его варианта;

- 2) анализ - объяснение консультируемому устройства его психики, выявление болезненных функций и сбоев в нормальном для данного типа информационном обмене;

- 3) синтез - выдача рекомендаций по согласованию взаимодействия всех функ­циональных частей социотипа (биномов) через устранение диспропорций между ними на основных коммуникативных дистанциях;

- 4) запуск - сообщение толчка к новому состоянию или функциональному режиму консультируемого, тот или иной тренинг, помогающий освоить рекомендации на практике.

Соционическое консультирование не всегда охватывает все четыре этапа. Часто оно ограничива­ется тремя этапами, останавливаясь на социосинтезе, так как запуск измененного режима типа требует особых условий места и времени. В этом случае социоаналитик приводит несколько убе­дительных примеров из своей практики или жизни хорошо известных личностей, иллюстри­рующие те формы восприятия, мышления и поведения, которые предстоит освоить консультируе­мому.

Ключевой момент т е р а п е в т и ч е с к о г о консультирования - это социосинтез. От пра­вильности его проведения зависит результативность всей консультации. Социосинтез, в свою оче­редь, имеет две стороны: 1) внутреннее согласование функциональных частей психики чело­века и 2) включение консультируемого в благоприятную для него коммуникативную среду.

Причем эффект первого приема, основывающегося на внутреннем вторжении консультанта в психи­че­ский мир индивида, часто оказывается непродолжительным, так как влияние внешней среды может быть гораздо более сильным. В этом случае поможет коррекция социотипа через помещение его в такую коммуникативную среду, в которой его подавленные психические функции полу­чат вос­станавливающую подпитку. Типологический состав искусственного окружения зависит от характера психологических деформаций в структуре социотипа самого человека.

Главная цель консультирования по п е д а г о г и ч е с к и м вопросам заключается в про­фи­лактике перекосов в формировании естественного типа личности ребенка. Наиболее часто встречаются следующие диспропорции в воспитании:

-1) витализация - преимущественная направленность личности на удовлетворение своих текущих жизненных запросов, воспитание обывательского отношения к обществу и его про­блемам, замыкание в мире узких корыстных интересов;

-2) манипулятивность - желание удовлетворять свои запросы за счет других лю­дей, злоупотребление хорошим отношением, “карнегизация” личности, ведущая к игре на чувст­вах и социальному паразитизму;

-3) чрезмерная адаптация - воспитание конформиста, который способен “впи­саться” в любой социум, отказ от творческих, но противоречащих традиционизму проявлений своей личности, приспособленчество, ориентация на середняка, серость, господствующий стерео­тип;

-4) чрезмерная актуализация - исключительная ставка на реализацию своих при­родносильных качеств, нежелание учитывать требования реального социума, игнорирование “со­циального заказа”, стремление жить только возвышенными творческими интересами, что приводит к дезадаптации в обществе.

Педагогические рекомендации соционики состоят в создании необходимых условий для с о ц и а л и з а ц и и формирующейся личности, т. е. свободного владения своими природными психо­логи­ческими ресурсами, а также приобретения опыта общения со всеми типами поведения лю­дей. Социализированная личность это человек с гармоничной психикой, осознающий свою спе­цифику и вытекающую из нее необходимость кооперации с другими типами людей, уверенно принимающий решения в сложных социально-психологических ситуациях на основе умения прогнозировать их последствия.

Очень важным для отдельного человека и общества в целом является консультирование молодежи по выбору п р о ф е с с и и. Благодаря раннему выбору сферы деятельности, способствую­щей раскрытию соционического типа личности, создается динамический баланс основных профес­сиональ­ных групп в обществе, что снижает социальную напряженность и снимает резкое проти­вопостав­ление престижных и непрестижных профессий.

Речь идет не о предписании одной единственной профессии для человека, а о выборе в рам­ках целой их группы, являющихся родственными в рамках крупных сфер общественной жизни. Данные области соответствуют четырем важнейшим типным установкам на тот или иной род дея­тельности. Они образуются путем крестообразного пересечения двух юнговских дихотомиче­ских шкал - “сенсорность-интуитивность” и “логика-этика”:

сенсорность

|

СОЦИАЛЫ | УПРАВЛЕНЦЫ

|

этика ----------- | ----------- логика

|

ГУМАНИТАРИИ | САЙЕНТИСТЫ

|

интуитивность

1. Управленческая установка (логико-сенсорные и сенсорно-логические типы) - организация материального производства, менеджмент, управление машинами и механизмами, традиционно “мужские” профессии;

2. Социальная установка (этико-сенсорные и сенсорно-этические типы) - соци­альная сфера, включающая торговлю, общественное питание, здравоохранение, социальное обес­печение, сервис и досуг;

3. Гуманитарная установка (этико-интуитивные и интуитивно-этические типы) - культура и искусство, психология, педагогика, гуманитарные дисциплины, журналистика, филосо­фия и религия;

4. Научно-исследовательская, или сайентистская установка (логико-интуитивные и интуитивно-логические типы) - научные исследования и эксперименты, разработка концепций и прогнозов, познание законов природы и общества, фундаментальные дис­ци­плины.

К а д р о в о е соционическое консультирование эффективно зарекомендовало себя в работе по совершенствованию управления фирмами, учреждениями и предприятиями. Его девиз - человек на своем месте и в своей команде. В основе его методики лежат те же четыре этапа, только вни­ма­ние социоаналитиков переносится с внутреннего мира личности на внешнее коммуникативное про­странство.

На основе результатов социодиагностики для руководства фирмы составляется аналитический от­чет, предполагающий оценку сложившихся типологических пропорций и рекомендации по их изме­нению в лучшую сторону, исходя из стоящих перед фирмой задач. Определяется также инте­граль­ный тип организации, что дает возможность хорошо описать господствующие внутри кол­лектива межличностные отношения. Формальная и неформальная стороны групповой коммуника­ции рас­сматриваются в неразрывном единстве.

В завершение соционической работы разрабатывается конкретный план изменений в расстановке кадров, который содержит в себе аргументированные рекомендации по приему новых работников с требуемыми социотипами, либо перемещению уже имеющихся сотрудников, а также перераспределе­нию их функциональных обязанностей с целью оптимизации рабочей обстановки в коллективе.

Соционика не рекомендует осуществлять кадровые перестановки рывком, авральными методами. Пе­ремены в коллективе должны вызреть, быть понятными всем его участникам. Для ускорения этих поцессов в социоанализе разработан тренинг у с т о й ч и в ос т и рабочих коллективов.

В ходе такого тренинга создаются и “обкатываются” различные малые типологические группы. Они проверяются на выполнении разнообразных специализированных заданий. Некоторые группи­ровки слаженно действуют в процессе их решения, другие же вязнут в рассогласованности, самим своим поведением демонстрируя несовместимость в тех или иных видах деятельности. По соотно­шению первых и вторых и определяется общая эффективность коллектива.

Пройдя подобный тренинг-проверку, сотрудники начинают осознавать выигрышные и тупиковые стра­тегии своего поведения с точки зрения целостности всего коллектива, деструктивные коалиции теряют шансы и распадаются. Таким образом, соционическое консультирование оправды­вает себя, так как экономит руководству фирмы финансовые затраты и потери нервной энергии на созда­ние слаженных команд.

ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРОВЕРСИЯ.

Один из четырех дихотомических признаков Юнга, служащих для идентификации соционических ти­пов личности (см. статью СОЦИОТИП). Проявляется на всех уровнях коммуникативного про­стран­ства (см. статью КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО): физическом, психологическом, соци­альном и интеллектуальном.

1. Ф и з и ч е с к и й у р о в е н ь.

Экстравертный тип представляет собой систему, которая больше выдает энергии и информации, чем накапливает. Поэтому экстраверт отличается тем, что обычно затрачивает больше усилий, чем надо для достижения какого-то среднего результата. В целом экстравертный стиль поведения и ра­боты может быть охарактеризорван как активный, но затратный.

Интровертный тип является системой, которая больше накапливает энергии и информации, чем выдает. Поэтому интроверт обычно прикладывает усилий меньше среднего для достижения фик­си­рованного результата. Естественно, для того чтобы проделать такой же объем работы, что и экстраверт, интроверту потребуется больше времени. Интровертный стиль поведения и работы, следовательно, можно назвать пассивным, но экономным.

В силу того, что экстраверт склонен делать больше, чем надо, он нуждается в том, чтобы его сдерживали, притормаживали. Экстравертная интенсивность информационного обмена делает его плодовитым, но недолгоживущим, так как он чаще выходит из строя - болеет, допускает передо­зировки, переоценивает свои шансы.

Из-за того, что интроверт склонен делать меньше, чем надо, для достижения оптимального эф­фекта его нужно подталкивать, активизировать. Зато сдержанность делает интроверта эко­ном­ным хозяином, бережно относящимся к своим ресурсам. Его спокойный стиль существования убере­гает его от крайностей, в результате чего интроверт менее плодовит, зато дольше жи­вет. Бурная, интенсивная жизнь на “всю катушку” - не для интроверта, так как при этом не ос­тается никакого резерва сил, без которого он не мыслит себя.

2. П с и х о л о г и ч е с к и й у р о в е н ь.

Экстраверт направлен наружу, это человек открытого типа. Поэтому он стремится к действию, психологической активности. Без обратной связи с окружающими он теряет ориентировку, не мо­жет обрабатывать информацию. Окружающих экстраверту легче понять, чем самого себя. Он как бы разъединен с самим собой, оценивает себя через других людей.

Интроверт же сам с собой слит, зато отделен четкой границей от внешнего мира. Себя ему понять гораздо легче, чем других. Интровер способен спокойно обходиться без обратной связи с другими, ведь он ценен сам для себя. Интроверт в психологическом плане лучше защищен от вторжения извне, чем экстраверт, но ему гораздо труднее повлиять на кого-то как в положи­тельном, так и отрицательном плане.

Экстраверт невольно стремится приспособить других под себя. Он изменяет людей, “воспиты­вает” их, наавязывает свои правила игры. На себя самого ему повлиять очень трудно. По­этому для экстравертов проблема самосовершенствования более жгуча, чем для интровертов. Когда экстраверт обращается внутрь себя, то есть пытается интровертироваться, он на­талкива­ется на серьезные осложнения, так как действует против своей природной установки.

Интроверт скорее сам приспособится к окружающим, чем будет пытаться активно их переде­лать на свой лад. Интроверт живет по правилу “ в чужой монастырь со своим уставом не хо­дят”, поэтому он психологически не вторгается в мир других людей. Попытки экстравертиро­ваться, активно воздействовать на обстоятельства для интроверта губительны - ведут к пере­греву, равносильны разрушению врожденной структуры личности. У интроверта получается са­мосовер­шенствование, он успешно работает над личностным ростом - таким способом он решает проблему личной независимости.

Обращаю внимание читателей на ошибочность трактовки экстравертов как общительных весель­ча­ков, а интровертов как угрюмых отшельников. Такие крайности в жизни встречаются редко, а за­дача социодиагностики - определить вертность любого человека. Рекомендую больше руково­дствоваться в сложных случаях тем, в какой степени человек выделяется на фоне окружаю­щих. Если он очень необщителен, демонстративно обособляется - это убедительное свидетель­ство его экстраверсии, так как только экстраверт не боится открыто противопоставлять себя остальным. Интроверт, наоборот, стремится не выделятся ни в ту, ни в другую сторону. Но это уже пере­ход на следующий уровень.

3. С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь.

Экстраверт в социуме отличается расширительной, экспансивной тенденцией. Он всегда заметнее интроверта, имеет большее влияние на социальное развитие. Организации, руководимые экстра­вертом, растут, вторгаются на чужие территории, открывают все новые и новые филиалы.

Экстраверт в большинстве случаев предпочитает конкуренцию и захват освоению и совершен­ст­вованию имеющегося.

Интроверт экспансию осуществляет плохо. Его тенденция развития - углубление и совершенство­вание уже имеющегося. Интроверт - это освоитель, а не покоритель. Он предпочитает избе­гать конкуренции, если это возможно. Чужие территории и сферы влияния его интересуют мало. С ним всегда проще договориться. В макросоциуме интроверт малозаметен. Возглавляемые им организа­ции слабо растут, зато постоянно совершенствуют свою структуру и методы труда.

Экстраверту грозит “синдром большого бизнеса”, как обозачил это явление знаменитый япон­ский предприниматель Кудзума Татеиси, - уродливо-гипертрофированное развитие верхнего эше­лона ор­ганизации, сопровождающееся потерей контроля над внутренними процессами. Обилие экстраверт­ных типов на первых фазах предпринимательства - оправданное явление. Но по мере завоевания крупных рынков все острее требуются предприниматели интровертного типа, ко­торые держат в своих руках малый бизнес.

Интроверту же грозит замыкание в собственных пределах, нечувствительность к новым веяниям. Пример интровертного управления социумом - сталинская политика “железного занавеса”, на­долго исключившая советскую империю из мирового сообщества. Интроверт больше полагается на собственные силы, так как всегда имеет резервные накопления. Интровертная тенденция к уг­лублению и умеренности приводит при своей абсолютизации к переили зарегулированности, сре­зает все экстравертные попытки выделиться, отклониться от нормы.

Малым нациям, опасающимся ассимиляции, борющимся за свою автономию, по этой причине реко­мен­дуется назначать на руководящие посты интровертов. Только интроверт сумеет экономно рас­поря­дится скудным резервом, которым такие нации обычно располагают. Экстраверт все равно будет проводить политику “открытых дверей”, которая националистами не приветствуется, либо захвата спорных территорий, что неизбежно ведет к локальным войнам и эскалации этниче­ских конфликтов.

4. И н т е л л е к т у а л ь н ы й у р о в е н ь.

Экстраверт отличается от интроверта в интеллектуальном плане большими объемами обраба­ты­ваемой информации. Экстраверт всегда думает более масштабно: за одно и то же время он пропус­кает большее количество информации, то есть его интеллектуальная скорость выше, чем у интро­верта.

Интроверт думает медленнее, скорость инфообмена у него ниже. Познавательные интересы интро­верта всегда более локальны и ограничены. Зато интроверт более детально прорабатывает ин­формацию, его информационный продукт по этой причине всегда “при­готовлен” с большим ка­че­ством.

По интеллектуальным тестам общих способностей экстраверты обычно опережают интровертов в силу тех же причин: ограниченное время на их выполнение ставит экстраверта в более выгодную позицию, так как его скорость инфообмена выше. Если бы тесты построить таким образом, чтобы задачи были более подробными и не ограничивать время, то результаты тестирования были бы прямо противоположными и больший IQ имели бы интроверты.

Экстраверт согласно расширительной тенденции своих познавательных интересов имеет больше шан­сов совершить научный переворот, прославиться в истории. Дело в том, что самые крупные открытия совершаются всегда на стыке информационных областей, и чем шире спектр интересов индивида, тем вероятнее при всех прочих равных условиях, что он обнаружит новые закономерно­сти. Это касается не только науки, но и любых отраслей деятельности. Если со­ставить списки великих людей, чьи идеи или открытия быстро захватили мир, то среди них, без сомнения, большинство будут экстравертами.

Интровертные мысли и открытия труднее доходят до своих ценителей, так как они сложнее экс­травертных, да и автору не под силу их экспансивно распространять. Кроме того интро­верты как узкие исследователи просто реже вторгаются в пограничные области, поэтому их шансы об­наружить нечто неожиданное тоже уменьшаются.

Как пример тому служит сама юнговская типология личности, автор которой был интровертом. Распространение типологии Юнга несмотря на ее чрезвычайную полезность шло и идет с трудом. Экстравертные набеги на нее не оканчиваются успехом из-за того, что она очень сложна и мало понятна даже специалистам-психологам. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что из всех юнговских признаков они приняли только интроверсию-экстраверсию, да и то в сужен­ной трак­товке.

СЕНСОРНОСТЬ – ИНТУИТИВНОСТЬ.

1. Ф и з и ч е с к и й у р о в е н ь.

Сенсорные типы наделены от природы хорошо развитыми органами чувств. Они получают пол­ную информацию о текущей ситуации, так как видят, слышат и чувствуют все, что происходит в данном месте и в данное время. Причем так же хорошо, как экстерорецепторы, воспринимаю­щие внеш­ние раздражители, у сенсориков функционируют и интерорецепторы, посылающие сиг­налы о со­стоянии внутренних органов тела.

Органы чувств интуитивных типов работают в ином режиме: их порог чувствительности гораздо выше, поэтому они реагируют на раздражитель с определенным запаздыванием. Благодаря этому свойству интуитивы, в частности, способны адаптироватьсмя к боли, долго не замечать фи­зических неудобств. Они как бы отделяются от своего тела. Их органы чувст реагируют не столько на то, что есть на самом деле, сколько на то, что они думают об этом.

У сенсориков развиты ручные навыки. Они легко справляются с конкретной, повседневной рабо­той, требующей сосредоточения на предмете труда. Если сенсорик получает хорошую матери­альную отдачу, он с удовлетворением будет заниматься рутинной работой, исключающей нестан­дартные подходы. Из-за этого качества сенсорики являются практичными, хорошо приспособ­лен­ными к повседневной жизни людьми, прочно стоящими обеими ногами на земле.

Интуитивные типы очень отстают от сенсориков в отношении ловкости рук. Рутинная, приземлен­ная работа выбивает их из колеи, так как им с трудом дается концентрация на реальном про­цессе манипулирования предметами. В обыденной жизни интуитивы непрактичны, плохо приспо­соблены к борьбе за выживание. Руками они предпочитаю делать лишь разовые операции или же мастерить не­повторимые предметы, которые являются плодом их фантазии.

2. П с и х о л о г и ч е с к и й у р о в е н ь.

Психологические привязанности сенсориков тесно связаны с их телесными потребностями, ко­то­рые они удовлетворяют в первую очередь. По-этому в неформальных отношениях сенсорики явля­ются прагматиками, выбирающими комфорт и материальное благосостояние. Телесность у них в боль­шинстве случаев преобладает над духовными потребностями.

У интуитивов все наоборот. Это идеалисты, которые тянутся к духовным потребностям больше, чем к предметным. В неформальных отношениях они предпочитают возвышенность и новизну. Они не являются такими собственниками, как сенсорики. Любовь и дружба интуитивных имеет оттенок романтичности, “бессребреничества”.

Форма, материальная оболочка для сенсориков является приоритетом. Поэтому для них очень важно, как выглядит их партнер по общению, здоров он или болен, молод или стар, во что он одет, красив ли он внешне. Критерий хороших отношений для сенсорика - это забота о своем партнере, создание для него комфортных условий для существования в предметном мире.

Интуитивы содержание ценят выше формы, поэтому на внешний вид человека обращают лишь сиюми­нутное внимание. Для них важны его внутренние способности, потенциал роста. Критерий хо­ро­шего отношения со стороны интуита - это не конкретная заботливость, а воспитание творче­ских задатков, раскрытие лучших сторон личности партнера.

Поскольку самые близкие отношения между людьми проявляются именно на психологическом уровне, то необходимо отметить, что обе стороны любви - сексуальная и платоническая (телесная и ду­ховная) как раз точно соответсвуют признакам сенсорности и интуитивности в человеке. Для сен­сорика не существует полноценной любви без физического обладания партнером, а для ин­туита неприемлем секс, который не одухотворен высоким и благородным чувством.

3. С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь.

В социуме сенсорные типы ориентируются на прошлое, на накопленный опыт. Плохо предвидя бу­дущее, сенсорики живут сегодняшним днем или ближайшей, гарантированной перспективой. Сами они не станут серьезно заниматься чем-либо принципиально новым, еще не опробованным. В таких случаях они предпочитают, чтобы загадочную новинку первым применил сосед, а они бы по­смотрели, что из этого вышло.

Интуитивные типы ориентированы на будущее социума. Прошлое их может интересовать лишь для переосмысления, выработки нового взгляда. Предлагают и первыми подхватывают все крупные нов­шества в основном интуитивные типы. Они не боятся пойти на риск внедрения того, во что ни­кто не верит. Они формируют будущее общества. Причем имеются в виду не мелкие улучше­ния, а масштабные изменения, обещающие коренной переворот.

Сенсориков можно сравнить со спринтерами. Они эффективны только на коротких дистанциях. Если цель отдалена по времени, они теряют ориентиры. Долгосрочным прогнозам и планам сен­сориков не стоит верить, так как они плохо улавливают смутные едва зарождающиеся тен­ден­ции. Сенсорик побеждает здесь и сейчас. Если ситуация неоднозначна, а до противника нельзя дотя­нуться рукой, - сенсорик потерпит поражение, как это произошло с Наполеоном, вторгшимся в 1812 году в Россию.

Интуитивные типы напоминают стайеров - бегунов на длинные дистанции. Они эффективны тогда, ко­гда не достает фактов, а задача очень запутана, нестандартна. Интуитивы - хорошие про­гнозис­ты, они неплохо ориентируются “в тумане”, часто заглядывают за горизонт. Из них по­лучаюся первопроходцы социума, опережающие свое время.

Насколько уверенно сенсорик чувствует себя в пространстве, настолько хорошо интуитив распоряжается ходом времени. Интуитив дает программу социальных преобразований, а сенсо­рик выполняет ее. Примеры из истории России. Теоретик Октябрьской революции - Л. Д. Троцкий - тип интуитивный. Практик, организовавший внедрение идей коммунизма в России, - В. И. Ленин - тип сенсорный. Теоретик “перестройки” СССР - А. Яковлев - тип интутивный. Практический реализатор “перестройки” - М. С. Горбачев - тип сенсорный.

4. И н т е л л е к т у а л ь н ы й у р о в е н ь.

В интеллектуальном отношении сенсорик - это человек конкретного мышления. Он всегда исхо­дит из фактов - того, что зафиксировано однозначно. Обобщения, которые делает сенсорик, но­сят в основном индуктивный характер, то есть получены путем движения от конкретного к об­щему. Ис­следовательский стиль сенсорика заключается в накоплении большого количества данных с по­следующей статистической обработкой.

Интуитивный тип мыслит абстрактно - отвлеченными понятиями. Факты ему нужны лишь как способ подкрепления своих гипотез. Настоящие теоретики, способные построить концепции неизвест­ных ранее явлений, - это всегда интуитивные. В познании окружающей действительности ин­туиты прекрасно пользуются методом дедукции, то есть движением мысли от абстрактного к конкрет­ному. Интуитив смело выдвигает гипотезу, а затем экспериментально подтвержает или оп­ровергает ее.

У сенсорных типов плохо развито воображение. Их мозг слишком привязан к конкретной действи­тельности, чтобы позволить себе смелый прорыв в неведомое, не имеющее опоры в опыте. То, что придумывают сенсорики, - это простая комбинация уже известных элементов. Их изобретения - это частное улучшение уже существующих устройств или теорий.

Интуитивные типы наделены развитым воображением. Это люди с творческой фантазией. Интуи­тив­ные изобретения представляют собой синтез известного с неведомым, яркую вспышку мысли, по­стигающей сущность явления. Причем степень интуитивности зависит не от личного опыта че­лове­ка, а от конкретности сферы приложения усилий. В таких отвлеченных областях, как мате­матика или музыка, интуитивный дар творчества проявляется в очень раннем возрасте.

Рассуждая о признаках сенсорности-интуитивности в интеллекте человека, нельзя не затронуть проблемы творчества. Есть два принципиально отличных друг от друга вида творчества. Пер­вая область - это искусство и наука. Здесь господствуют интуитивные и сенсорикам до них не дотянуться. Вторая область - это народное творчество (песни и танцы) и прикладное искус­ство (поделки руками), а также спорт. Здесь преобладают сенсорики, а интуитивные “про­рывы” неуме­стны.

Л О Г И К А - Э Т И К А.

Один из четырех дихотомических признаков Юнга, служащих для идентификации соционических ти­пов личности (см. статью СОЦИОТИП). Основоположник соционики А. Аугустинавичюте переиме­но­вала юнговский признак “мышление” на “логику”, а “чувствование” на “этику”. Новые на­зва­ния закрепились в соционической традиции.

1. Ф и з и ч е с к и й у р о в е н ь.

Логики живут в “неодушевленном” мире объективных законов. Их чувства подчинены разуму. Они никогда добровольно не будут делать то, что считают неправильным, нелогичным. Законы природы и целесообразность - вот что ими движет. Объект для логика стоит над субъектом.

Этики погружены всецело в одушевленный мир человеческих отношений. Их главный советчик - сердце, а не разум. Субъект для них стоит выше объекта. Этики антропоцентричны - исходят из душевного состояния человека или группы людей. Их поступки больше объясняются субъек­тив­ными тяготениями, чем строгими законами целесообразности. Даже машины они как бы оду­шев­ляют.

Находясь в коммуникации, этики прекрасно вычленяют из общего информационного потока субъ­ек­тивную составляющую, для них более весомым часто оказываются не то, что человек сказал или сделал, а то, как он это сказал или сделал: в каком настроении он при этом был, что его тя­готило или подбадривало, какие интонации в речи преобладали, как он жестикулировал и вы­глядел и т. п.

Логик субъективный компонент информации бессознательно отметает. “Душевные нюансы” затруд­няют ему принятие решения, так как они ненадежны, нечетки, неоднозначны. Логик полагается лишь на “голые факты” и оценки, основанные на таких фактах. Улыбки, жесты, ритм дыхания, блеск глаз - то есть все личностно-субъективное, говорящее о чувствах другого человека, не служит логику основанием для изменения своего поведения.

2. П с и х о л о г и ч е с к и й у р о в е н ь.

Этические социотипы - это психологи от природы, так как они в той или иной мере наделены да­ром эмпатии - способностью почувствовать другого человека как самого себя. Доброта, со­чувст­вие, стремление к гармонии отношений - все это неотъемлемые черты этиков.

Этики постоянно следят за психологической атмосферой в группе, выясняют субъективные при­чины ссор и конфликтов, постоянно влюбляются и разочаровываются, одним словом, - живут полнокровной чувственной жизнью.

Совсем иначе проявляют себя на психологическом уровне логики. Они словно отделены от внут­реннего мира других людей невидимым барьером. Им не дано умение глубоко погружаться в дру­гого человека. Их эмоциональность поверхностна, чувства не пронизывают их глубоко, если их не подпитывать снаружи. Правильность, критичность, трезвый анализ преобладают у логиков над гармонизирующим началом. Они не станут приспосабливаться под партнера, даже если очень симпа­тизируют ему.

Психологическая атмосфера в группе мало сказывается на продуктивности логика. Он никогда доб­ровольно не станет вникать в скрытый мир чувст и отношений, симпатий и антипатий. В обще­нии логик игнорирует психологический фактор, свои чувства выражает не столько словами и игрой эмоций, а поступками и физической дистанцией. Логику трудно разобраться в своих субъ­ективных чувственных привязанностях, он ищет для них каких-либо более надежных под­твер­ждений.

Из-за неумения оперировать субъективно-личностной информацией логику трудно общаться в не­формальном кругу незнакомых людей. Логик не чувствует, с кем какую дистанцию в коммуника­ции нужно устанавливать. Поэтому в психрологическом плане, когда нет никаких деловых за­цепок, логик является необщительным. Ему нелегко ориентироваться в море субъективных чувст, внутрен­ний мир других людей ему мало интересен, впрочем, как и свой собственный.

Этик же великолепно чувствует, с кем и на какое расстояние можно сблизиться. Поэтому этик общителен, особенно если рядом оказываются люди, которые ему внутренне симпатичны. Он с удовольствием принимает участие в обсуждении людей и их оценке с этической точки зрения. Кри­териями “хорошо-плохо”, “нравится-не нравится” этики пользуюся постоянно, благодаря чему всегда знают, с кем в каких отношениях они находятся. Внутренний мир другого чело­века са­мый пристальный объект их внимания.

3. С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь.

В социальной жизни субъективизм этиков приводит к пристрастной позиции, что имеет как свои положительные, так и отрицательные последствия. Защищая идеалы добра и человечно­сти, этики становятся хорошими выразителями интересов тех или иных социальных групп. Но, с дру­гой стороны, именно этики приводят к возникновению в обществе национальных, идеологи­че­ских и конфессиональных предрассудков.

Логики как типы беспристрастные в своей основе являются лучшими руководителями. Они спо­собны трезво сопоставить разные точки зрения с реальным положение дел и принять равновесное решение. Степень их объективности будет определятся полнотой имеющейся в их распоряжении ин­формации. Гармония социальной жизни больше строится на логике объективных правителей, чем на эмоциях вожаков толпы.

В любом коллективе имеется сеть неформальных контактов, которая создается и культивируется этиками. На изучение подобных процессо направляет свои усилия социометрия - метод Дж. Мо­рено. Однако глубоким заблуждением является утверждение о том, что в социально здоровом кол­лективе все должны симпатизировать друг другу на уровне личностных предпочтений. Ото­брав людей по этому методу, вы создадите “теплую компанию” этических социотипов, не спо­соб­ную де­лать то, что надо, а предпочитающую углублять межличностные отношения.

Скатыванию с социального уровня на чисто психологический препятствую логические члены кол­лектива. Они образуют ту его часть, которая твердо ориентирована на задачу, под которую соз­давался коллектив. Однако если выбрать другую крайность и создать коллектив из одних логи­ков, то социальный уровень также разрушится, ведь некому будет выступать эмоцио­нальным индикатором развития, общение станет сухим и скучным, будут преданы забвению эти­ческие нормы. Чисто логический социум регулируется иерархическим государством, превращаю­щим чело­века в ничего не значащий “винтик” этой машины.

4. И н те л л е к т у а л ь н ы й у р о в е н ь.

При обработке информации логик отличается полной самостоятельностью в ее оценке и приня­тии решения. Он не доверяет мнениям со стороны, особенно тех людей, которых он не знает. Логик вообще не склонен принимать во внимание субъективный фактор, стремится его всяче­ски ней­трализовать. Поэтому для него нет авторитетов и кем-то доказанных положений.

Этик же в этом отношении оказывается очень зависимым от мнений и оценок окружающих людей, особенно тех, которых он уважает. Субъективное мнение кого-либо для этика столь же весомо, как и закон целесообразности для логика. Этику всегда важно, чтобы его рассуждения и выводы подтверждались какими-либо авторитетами в соответствующей области, не противоречили бы ка­ким-то общепринятым правилам или стандартам. Они соблюдают принцип преемственности.

Когда логик сообщает важное сведение, он всегда доказывает свое мнение. Его обоснования опять-таки строятся на фактах и объективных умозаключениях, в которых он не сомневается. Проблему он анализирует всесторонне, прорабатывая все “за” и “против”. Логик не склонен пред­лагать простые решения запутанных проблем. Эмоциональная реакция аудитории на свои вы­воды его интересует мало.

Этик предпочитает не столько доказывать свою правоту, сколько заимпонировать своим мнением ин­тересующих его людей. Этик силен в сознательном умении нравиться, он всегда делает ставку на отношение к обсуждаемой проблеме тех людей, которые ему небезразличны. Его мышле­ние всегда эмоционально окрашено, хочет он того или нет. Так как решение, принятое этиком для себя, всегда несет отпечаток личных симпатий или антипатий, он постоянно сомневается в объек­тивности или обоснованности своих выводов для всех.

Таким образом, этик предпочитает решать одушевленные, привязанные к тем или иным человече­ским потребностям проблемы. Если же проблема объективно сложна, он пытается опереться на советы авторитеных людей в этой области. Если и этого нет, он либо становится в тупик, либо предла­гает простые, рассчитанные на эмоциональный эффект пути.

Логик выбирает для решения безличностные, касающиеся всех в одинаковой степени проблемы. В этой области он уверен и не доверяет мнениям со стороны. В сложных этических проблемах он те­ряется, предпочитает их разрубать как “гордиев узел”, то есть решать простыми способами. В эмоционально-чувственной сфере он так же беспомощен, как этик в мире объективности.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ.

1. Ф и з и ч е с к и й у р о в е н ь.

Рациональные типы отличаются от иррациональных телесной конституцией. Фигуры рационалов обычно подтянутые и угловатые, фигуры иррационалов - обтекаемые и сглаженные. Осанка у пер­вых - прямая и стройная, у вторых - отпушенная, не имеющая внутреннего “стержня”.

Рационалы - это люди, которые всегда в тонусе, постоянно готовы к работе. Чтобы рассла­бится им нужно делать немалые усилия над собой. Расслабленность - это характерное состоя­ние ирра­ционалов. Они делают усилия над собой с противоположной целью - чтобы напрячься и выполнить то, что необходимо. Таким образом, рационал работает равномерно, а иррационал - волнообразно.

Движения рационалов - дискретные, то есть линейные, четко отделенные друг от друга мик­ро­паузами. Иррационал движется плавно, без резких остановок. Его тело гибко, незафиксиро­ванно. В целом иррационал движется более естественно и пластично, а рационал - механи­стично и направлено. Тело рационала зажато во многих местах, плохо изгибается.

2. П с и х о л о г и ч е с к и й у р о в е н ь.

Рационалы отличаются эмоциональной стабильностью - способностью долго удерживать какое-либо состояние, как положительное, так и отрицательное. Это свойство позволяет легко пред­сказы­вать их эмоциональные реакции. О них можно сказать: если рационал друг - так это друг, а если враг - так это враг.

Они мало зависят от своих внутренних биоритмов. Колебания настроения имеют у них практи­че­ски всегда “уважительную” внешнюю причину. Своим состоянием они управляют: несмотря на отри­цательное настроение могут заставить себя с должным качеством выполнить необходимую работу или же, наоборот, несмотря на жгучее желание отказаться от того, что их так влечет.

Иррациональные типы эмоционально непостоянны, отличаются изменчивостью своего состояния: их настроение может менятся по нескольку раз на день само по себе. Поэтому их психологиче­ские реакции часто немотивированы для постороннего наблюдателя.

Иррационалы очень сильно зависят от колебаний своих биоритмов. Управление своим состоя­нием всегда составляет для них трудную проблему: когда они на спаде, силы покидают их и ра­бота не выполняется. Приходится дожидаться эмоционального подъема, чтобы одним махом на­верстать упущенное. Качество работы от этого конечно же страдает, как и ее график.

3. С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь.

В социальном плане рационалы являются приверженцами какой-либо одной системы и не склонны нарушать правила игры, по которым они играют. Они представляют собой базу стабильности в лю­бом обществе, так как тяготеют к дисциплине и порядку, плохо себя чувствуют в обстановке хаоса и неуправляемости.

Иррационалы не бывают фанатиками, они довольно легко отказываюся от фиксированных укладов и мировоззрений (необязательно устаревших!). Они могут позволить себе менять правила игры в ходе самой игры. По этой причине иррациональный социум - это общество неуправляемых пе­ре­мен, хаотично совмещающее в себе самые противоречивые устремления. Иррационалы недис­ципли­ни­рованы и анархичны по своей природе, не могут долго следовать в одном направлении.

Экономика рационального общества носит производящий характер, так как выпуск сложных то­ва­ров требует длительной концентрации усилий в одном направлении, а также уверенности в зав­трашнем дне. Иррационалы делают экономику коммерческой, перемещающей имеющиеся товары с од­ного места в другое, где их цена дороже. Иррациональное производство всегда мелкосерийно и кустарно (для сложных изделий нужны стабильные связи и прогноз долговременного спроса).

Иррационалы первыми подхватывают в обществе новые веяния, моды и увлечения, однако и пер­выми отказываются от них как от приевшихся. Без подключения рационалов на решающих этапах никакие серьезные, глубокие перемены в социальной жизни были бы невозможны.

Итак, рационалы мало меняют свои занятия, увлечения и социальное положение в обществе. Но, если все же переключаются, то это уже надолго. Иррационалы же, наоборот быстро увлека­ются, склонны к переменам взглядов и занятий, но надолго их интереса не хватает.

4. И н ф о р м а ц и о н н ы й у р о в е н ь.

Ментальный (мыслительный) процесс у этих категорий людей организован по противоположному спо­собу. Рационалов называют рассудительными (judging) типами, потому что они склонны об­стоя­тельно и последовательно рассуждать на какую-то одну тему. Они связно излагают свои мысли, четко строят фразы, последовательны в высказываниях. Однако, они мало восприимчивы к тому, что противоречит основной линии своих рассуждений.

Иррациональные типы называются восприинимающими (perceiving), потому что видят мир как це­ло­стную картину. От их внимания не ускользают факты или наблюдения, которые не связаны между со­бой какой-либо рациональной причинно-следственной связью, а просто проявляются одновре­менно и неразрывно. Но иррационалам трудно долго рассуждать, анализируя одну и ту же тему: отвлека­ясь на свои ассоциации, они теряют первоначальную нить рассуждений.

Рационалы общаются с другими людьми посредством речи и слуха, а с самим собой - через зри­тельные представления. Речь человека всегда дискретна (прерывна): фраза делится на пред­ложения, предложения - на отдельные слова. Рационалы все обсуждают вербально, просто увидеть для них недостаточно. Но во внутренних размышлениях они мало пользуются речью. Понять что-либо для рационалов - это представить зрительно на своем внутреннем экране.

Иррациональный интеллект организован противоположным способом. Для иррационалов очень ха­рактерна внутренняя речь, которой они пользуются для того, чтобы понять проблему. Во внешней коммуникации слова отходят на второй план: сформулировать свою мысль развернутыми фразами им трудно. Зато хорошо работают невербальные средства, особенно зрение. Иррацио­налы эффек­тивно общаются между собой, демонстрируя и наблюдая, прикасаясь и отвечая на при­косновения.

И Н Т Р О В Е Р Т Н А Я С О Ц И О Н И К А.

Внутренние отношения в группе как отражение ее интегрального типа.

В. В. Гуленко, 12. 07. 1994, Киев