logo
(ВесьГуленко)

5. Дихотомия “вера - знание”.

Как и предыдущие полярности, эта дихотомия далеко не однозначна. Выделю её ведущее значе­ние: некритично принимаемые сведения доказанные сведения. В этом понимании она совпа­дает с социо­нической дихотомией “этика - логика”.

С позиций типологии в проблеме соотношения веры и знания пытались разобраться еще гностики (начало н. э.). Они выделяли три типа человека по ведущему способу познания: 1) пневматик (че­ловек логики), 2) психик (человек чувства), 3) гилик (человек ощущений). Гностики искали ло­гические обоснования дуализма материи и духа. Борьба церкви против гностиков - это борьба этики против логики.

Вере противостоит сомнение. Сомнение - неотъемлемый признак логики, так как требует объек­тив­ных доказательств. Р. Декарт считал, что сомневаться следует во всем. Несомненен лишь факт сомнения, именно он свидетельсвует о процессе мышления. Мышление постулируется им как главный признак существования. Сомневаться и проверять - девиз л о г и ч е с к о й гно­сеологии.

Если следовать И. Канту, то первейшей, самой необходимой процедурой оздоровления науки яв­ля­ется критика, поскольку она способствует устранению из науки элементов предвзятости, догма­тизма и субъективизма. Недаром в название трех его основных трудов входит слово “кри­тика”. Критическое направление в науке борется за приоритет логики перед этикой в по­знании мира.

Противоположная гносеологическая тенденция абсолютизирует этико-эмоциональную функцию. Она предельно отражена в перефразированном изречении Тертуллиана (2 - 3 вв.), идеолога раннего христианства: credo, quia absurdum (верую, потому что абсурдно).

Фома Аквинский (13 век) ушел от абсолютизации крайностей: он проповедовал гармонию между верой и знанием при приоритете веры. Выбранная им формулировка очень удачна, поскольку избегает утопического тезиса “пополам на пополам”. Подобное состояние равновероятности в социоанализе носит название Т-состояния. На практике оно является не гармонией, а болезнен­ной раздвоенно­стью, приводящей к колебаниям и сомнениям самоидентификации [14]. Полная четверичная шкала

логики-этики выглядит так:

только знание

|

знание, дополненное верой

|

вера, дополненная знанием

|

только вера

На русской почве эта проблема преломилась в 19 веке через борьбу славянофилов против запад­ни­ков. В концепции славянофилов особая роль отводилась православной вере. Православие, в от­личие от католицизма, на уступки логике не идёт. Особую надежду славянофилы возлагали на религиоз­ную и культурную самобытность русского народа. Этика в противоположность логике всегда под­чёркивает субъективную сторону, исключение из правил, несхожесть. Славянофилы искали способ защитить духовно-нравственные ценности от тлетворного, уничтожающего веру логического прагма­тизма, идущего с Запада.

Остро стоял вопрос о соотношении веры и знания и в русской религиозной философии конца 19 - начала 20 вв. Противниками рационалиста Вл. Соловьёва были Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, которые считали допустимой лишь такую религиозность, в которой чувства беспредельно господствовали бы над логикой.

В частности, Л. Шестов в своей книге “Только верою” ставит вопрос жёстко по закону исключён­ного третьего: либо разум, либо вера. Тот, кто пытается опереться в жизни на логические зна­ния, по Шестову, никогда не обретёт спасения.

Догмат о триединстве Бога, по мнению П. Флоренского, опровергает законы логики и показы­вает её несостоятельность по отношению к духовному миру. Логическое начало превращает че­ловека в вещь. Истина приходит посредством мистической интуиции. Опять проводится уже знакомая схема разрешения противоречия между логикой и чувствами через интуицию.

В более широком плане эта проблема встречается как противопоставление гуманитарных и есте­ст­веннонаучных знаний. Впервые теоретическую разработку в подобном ключе данная дихотомия по­лучила в неокантианстве. В. Виндельбанд полагал, что природоведение пользуется номо-тети­ческим (законополагающим) методом, а человековедение - идеографическим (индивидуализирую­щим). Инди­видуализация достигается через соотнесение рассматриваемых фактов с общечелове­ческими ценно­стями.

номотетический метод логическое познание

-------------------- = -------------------

идеографический метод этическое познание

Представитель логического позитивизма Л. Витгенштейн считал, что склонность к вере, мисти­цизм следует лишь из того, что наука оставляет наши желания невыполненными. С не меньшим пра­вом прозвучала бы противоположная формулировка: наука своим существованием обязана только слабостью веры у большинства людей.

Скорее всего, нет смысла в абсолютизации ни логико-эмпирических, ни этико-гуманитарных ви­дов познания. А где же выход? Либо методологический плюрализм, либо его альтернатива - антисин­тез (дополнение без слияния). И всё же нельзя не признать, что интеграция веры и знания оставалась ведущей философской идеей на протяжении всего 20-го века.

За цельное знание ратовал Вл. Соловьёв (1853 - 1900 гг.): он мечтал о синтезе эмпирических наук, философии и теологии в рамках “свободной теософии”. Спустя полвека французский уче­ный Тейяр де Шарден (1881 - 1955 гг.) пытался создать “научную феноменологию” - еще один синтез науки и религии. С точки зрения соционики, любые попытки слить воедино логику, интуицию и этику (не впав при этом в сенсорику) утопичны.

В одном человеке можно соединить философию и религию. Они выступают как сознательные во­пло­щения интуитивного и этического начал. Получится, как мы знаем из предыдущего раздела, гу­манитарная установка. Но перебросить мост от них к логике один человек не может. Та­кой синтез достигается только в коллективном сотрудничестве личностей гуманитарного и сайентист­ского типов.

Подтверждением служит тот факт, что объединительный проект, если под ним понимать стремле­ние синтезировать логику и чувства посредством связующей интуиции, к концу века (в который раз!) потерпел окончательный крах. Ныне мы переживаем господство не интеллектуального, а витально-сенсорного иррационализма. Наступило “новое варварство”, повторяющее главные черты архаического, докультурного периода. Вот формула процесса, вытесняющего ду­ховность:

этическое /\ логическое = сенсорное.

Развитие событий в противоположную ожидаемой сторону легко объяснить, если привлечь прин­цип тетратомии: синтезом (полным слиянием) этики и логики является сенсорика - инстинск­тивно-жи­вотное начало. Интуиция как начало духовное достигается на пути антисинтеза: наука и рели­гия должны специализировано (антиконъюнктивно) дополнять одна другую, но не ме­няться местами в процессе познания.