logo
(ВесьГуленко)

4. Рекомендации исходя из темпераментов.

Знание типных темпераментов позволяет ориентироваться в таком немаловажном вопросе, как соот­ветствие социотипа учителя поведенческим реакциям класса. Что я имею в виду?

В общем случае у вас есть лишь три способа наладить нормальное, не требующее чрезмер­ных или неоправданных затрат душевной и физической энергии взаимодействие преподава­теля и учебной группы:

1) комплектовать классы под учителей,

2) подбирать учителей под классы и

3) скомплектовать такой класс, в котором могли бы спокойно работать самые раз­ные учителя.

Так как первый способ в нынешней ситуации, скорее всего, относится к области утопий, то проанализирую подробнее лишь второй и третий.

П о д б о р у ч и т е л я к к л а с с у. Предлагаю различать четыре уровня дисциплины в классе, а именно:

- первый уровень: н и з к а я д и с ц и п л и н а.

Ученики постоянно переговариваются друг с другом, заняты посторонними делами, не выпол­няют даже обычных указаний учителя, а если все же включаются на некоторое время в работу, то не­способны концентрироваться на предмете глубоко.

- второй уровень: а м о р ф н а я д и с ц и п л и н а.

Ученики мало переговариваются друг с другом, что делает класс уже не таким бурным, но не вы­полняют привычных указаний учителя, то и дело отвлекаются на свои личные дела, не мо­гут бо­лее или менее продолжительное время концентрироваться на учебных заданиях. Аморф­ность - это не­способность удерживать приданную форму.

- третий уровень: с р е д н я я д и с ц и п л и н а.

Ученики переговариваются друг с другом, но все же занимаются тем, что им предлагает учи­тель, на посторонние дела отвлекаются мало, работают в целом равномерно.

- четвертый уровень: в ы с о к а я д и с ц и п л и н а.

Во время урока ученики внимательно слушают учителя, конспектируют основные положения изу­чае­мого материала, между собой не переговариваются, стабильно выполняют те задания, которые им дает учитель.

Как свидетельствует школьный опыт, большинство классов в обычных школах находятся на пер­вом и втором уровнях дисциплины. Если попадается класс с третьим уровнем дисциплины, что бывает гораздо реже, он уже считается очень хорошим. Классов же четвертого уровня дисциплины почти нет.

Практика соционических исследований в школе привела меня к вполне определенным выводам отно­сительно того, в классе с каким уровнем дисциплины способен обеспечить удовлетвори­тельный учебный процесс тот или иной социотип учителя.

Мои РЕКОМЕНДАЦИИ состоят в следующем:

1. В классе с высокой дисциплиной лучше всего преподают социотипы с флегма­тиче­ским темпераментом (ЭИИ, ЭСИ, ЛИИ, ЛСИ).

2. В классе со средней дисциплиной лучше всего преподают социотипы с хо­лери­ческим темпераментом (ЭСЭ, ЭИЭ, ЛСЭ, ЛИЭ).

3. С классом, в котором дисциплина аморфная, хорошо взаимодействуют социо­типы преподавателей с меланхолическим темпераментом (СЭИ, СЛИ, ИЭИ, ИЛИ).

4. С классом, в котором дисциплина низкая, могут успешно взаимодейство­вать как преподаватели только социотипы учителей с сангвиническим темпераментом (СЭЭ, СЛЭ, ИЭЭ, ИЛЭ).

Во избежание недоразумений обращаю внимание читателей на то, что речь идет о преподава­нии, а не о классном руководстве!

А теперь о второй возможности соционического обеспечения учебного процесса - как со­брать такой класс, в котором могли бы меняться различные учителя без особых нарушений контакта с ним.

ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ по реализации этого способа:

Если вы хотите гарантировать в учебной группе устойчивую дружественную рабочую атмо­сферу, обеспечьте в ней р а в н о в е с и е (равное представительство) всех четырех социониеских темпераментов!

Для оценки принадлежности человека к той или иной темпераментной группе я разработал тест, содержащий 36 утверждений. Этот тест приведен в Приложении N1.